Ведомственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:06, статья

Краткое описание

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические.

Файлы: 1 файл

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный  таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические. Рассмотрим, как различные виды контроля осуществляются на практике.  

В соответствии с Положением о Таможенной инспекции, утвержденной приказом ГТК РФ от 23 июня 1997 г. № 350 (с изменениями от 24 декабря 1997 г.) подразделения таможенной инспекция  организуют и осуществляют инспекционную  деятельность в единой системе таможенных органов, а также взаимодействие с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами Российской Федерации.  

Основными задачами инспекционной деятельности подразделений  таможенной инспекции являются: разработка и совершенствование перспективных и текущих направлений инспекционной деятельности таможенных органов; организация работы по обеспечению конфиденциальности инспекционной деятельности, а также информации, полученной при осуществлении такой деятельности; организация взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами, проведение мероприятий по выявлению признаков правонарушений в сфере таможенного дела; организация инспекционных проверок таможенных органов и участников внешнеэкономический деятельности.  

Основные функциями  таможенной инспекции в сфере  контроля за деятельностью таможенных органов Российской Федерации являются следующие:  

анализ результатов  работы нижестоящих таможенных органов  по таможенному, финансовому и валютному контролю, причин и условий, способствующих уклонению, неполному (несвоевременному) внесению в бюджет таможенных платежей;  

инспекционная проверка проведения контроля на конкретных участках работы нижестоящих таможенных органов, анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений, обобщение их результатов и представление предложений об устранении выявленных причин и условий;  

разработка предложений  о совершенствовании контрольных  функций с учетом положительного опыта, полученного в результате проверок таможенных органов, и представление их заинтересованным подразделениям ГТК России;  

создание информационно-аналитических  основ для определения динамики изменения деятельности таможенных органов в области контроля и  системы взаимодействия их с другими государственными органами.  

Для качественного  выполнения указанных функций таможенная инспекция наделена широкими правами. В их числе следует отметить право  организовывать проверку в любое  время вне зависимости от выпуска  таможенными органами товаров и транспортных средств их наличия, проведение повторного таможенного досмотра, перепроверку сведений, указанных в таможенной декларации, проверку иных документов, отражающих коммерческую деятельность, а также другой информации, относящейся к коммерческим операциям с данными товарами, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.  

В особых случаях  органы таможенной инспекции вправе выходить с предложениями к руководству  ГТК России о приостановлении  финансирования таможенных органов, а  также проводимых таможенными органами мероприятий при наличии фактов незаконного расходования ими средств с уведомлением об этом распорядителей кредитов таможенных органов, руководителей предприятий и организаций системы ГТК России.  

Численность подразделений  таможенной инспекции определяется штатным расписанием, утвержденным приказом ГТК России. Службу таможенной инспекции возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности приказом ГТК России и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных задач и функций.  

Помимо службы таможенной инспекции инспекционную деятельность в таможенных органов осуществляют также организационно-инспекторские подразделения вышестоящих таможенных органов. Порядок проведения подобных проверок регламентируется «Положением об инспекторских проверках таможенных органов» и «Методикой проведения инспекторских проверок, проводимых комиссией ГТК России в региональных таможенных управлениях (таможнях, непосредственно подчиненных ГТК России)», утвержденных указанием ГТК России от 29 января 1997 г. № 11-12/19.  

В соответствии с Положением об инспекторских проверках  таможенных органов все таможенные органы подлежат инспекторским проверкам  с целью контроля за их деятельностью  и способностью выполнять задачи в соответствии с предназначением. Инспекторская проверка таможенного органа — это независимый анализ его деятельности и результатов работы специально назначенной комиссией, позволяющий определить соответствие таможенного органа целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, приказами, нормативными и организационно-распорядительными документами. Инспекторские проверки проводятся по решению председателя ГТК России, а таможенные органы регионов могут также инспектироваться по решению начальника РТУ. Проверки осуществляются Организационно-инспекторским управлением ГТК России, а также организационно-инспекторскими и контрольно-ревизионными отделами региональных таможенных управлений. В региональных таможенных управлениях проверке подлежат функциональные отделы и таможенные органы, непосредственно подчиненные РТУ.  

В зависимости  от цели инспекторские проверки таможенных органов могут быть комплексными и целевыми.  

Комплексные проверки проводятся комиссией ГТК России (РТУ) и предполагают всестороннее обследование таможенных органов, определение соответствия их функционирования действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ГТК России. Комплексные проверки таможенных органов могут быть плановыми и внеплановыми. При этом плановые комплексные проверки проводятся в соответствии со сводным графиком инспекторских проверок, составленным Организационно-инспекторским управлением ГТК России и соответствующими отделами (группами) РТУ. Внеплановые комплексные проверки таможенных органов проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе. Решение о проведении внеплановых комплексных проверок принимает председатель ГТК России (начальник РТУ). Установлены количественные показатели подлежащих проверке таможен. Они определяются числом таможен в том или ином региональном таможенном управлении. Так, при наличии в непосредственном подчинении РТУ 15 и более таможен, количество таможен, подлежащих плановой комплексной инспекторской проверке комиссией ГТК России, составит 30%; от 10 до 14 таможен — 40%; от 5 до 9 таможен — 50%; до 4 таможен — 100%. Плановые комплексные инспекторские проверки таможен должны проводиться комиссией ГТК России не реже одного раза в 3 года, комиссией РТУ в трехгодичный межпроверочный период с учетом особенностей региона и оперативной обстановки. Ежегодным плановым комплексным инспекторским проверкам, проводимым комиссией РТУ, подлежит 30% таможенных органов, подведомственных РТУ, без учета таможен, представленных для инспектирования комиссией ГТК России.  

Целевые проверки таможенных органов проводятся специально созданной комиссией для изучения состояния одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа. Решение о проведении проверки принимает Председатель ГТК России или начальник РТУ. Целевые проверки таможенных органов также могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые целевые проверки проводятся структурными управлениями ГТК России на основании утвержденных планов работ управлений. Внеплановые целевые проверки проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе.  

Для проведения инспекторской проверки таможенного  органа приказом ГТК России (начальника РТУ) назначается комиссия, куда включаются квалифицированные специалисты, не зависящие от проверяемого таможенного  органа. Председатель комиссии наделен полномочиями принимать окончательные решения по процессу проведения проверки и констатации несоответствий, выявленных в ходе ее проведения, и несет полную ответственность за все этапы проверки. Он обязан участвовать в подборе членов комиссии, разработать задание по проведению проверки и план проведения проверки, определить задачи каждому члену комиссии с учетом их квалификации, представить членов комиссии руководству проверяемого таможенного органа, инструктировать членов комиссии, сообщать руководству таможенного органа о недостатках в его деятельности, в установленные сроки доложить о результатах проверки и внести предложения по устранению выявленных недостатков. Члены комиссии несут ответственность за исполнение задания проверки, документирование недостатков, выявленных в ее ходе, полное и качественное проведение проверки. Руководство проверяемого таможенного органа обязано сообщить личному составу о предстоящей проверке, назначить ответственных должностных лиц для работы с членами комиссии, обеспечить их всеми необходимыми документами и средствами, оказывать содействие в выполнении заданий проверки. Спорные вопросы решают председатель комиссии и начальник таможенного органа.  

Организация инспекторской  проверки включает в себя несколько  этапов. Первый — это выдача задания на проверку, которое должно утверждаться приказом ГТК России (РТУ) и доводиться до членов комиссии и проверяемого таможенного органа. Задание на проверку должно включать цели проверки, дату и место ее проведения, а также продолжительность, состав комиссии и функции ее членов, перечень функций таможенного органа, видов деятельности и объектов, подлежащих проверке, требования конфиденциальности. При разработке задания на проверку председатель комиссии руководствуется Положением о таможенном органе, а также Положением об инспекторских проверках таможенных органов. Каждому члену комиссии в соответствии с планом проверки председателем комиссии должны быть выделены конкретные направления деятельности таможенных органов, подлежащие проверке, определены сроки и форма предоставления материалов.  

Второй этап — непосредственное проведение инспекторской  проверки, которое начинается со сбора  информации (путем опроса, анализа  документов и наблюдения за соблюдением  технологии таможенного оформления и таможенного контроля). Сведения, собранные в результате опросов, должны быть сопоставлены с учетной документацией таможенного органа. Все критические замечания, сделанные в ходе проверки, должны быть подтверждены документами и оформлены в письменном виде. После выполнения задания и плана проверки комиссия должна рассмотреть все свои замечания в целях определения, какие из них должны быть представлены как недостатки. Комиссия должна обеспечить ясное и четкое документированное оформление выявленных недостатков на языке конкретных законодательных, нормативных актов ГТК России или других документов, с учетом которых проводилась проверка.  

Основными направлениями  деятельности таможенных органов, подлежащими  проверке, являются следующие.  

1) Осуществление таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (качество исполнения законодательства о таможенном деле и нормативных актов ГТК России).  

2) Эффективность  функционирования системы управления  таможенного органа, организация  таможенного контроля и результативность применения процедур таможенного оформления.  

3) Осуществление  финансово-хозяйственной деятельности, состояние материально-технического  оснащения таможенных органов.  

4) Осуществление  кадровой и социальной политики.  

Инспектирование таможенных органов по другим вопросам может проводиться по указанию председателя ГТК России или начальника РТУ. Рассмотрим, какие конкретные вопросы проверяются в таможенном органе по каждому из указанных направлений проверки.  

Проверка осуществления  таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (качество исполнения законодательства о таможенном деле и нормативных актов ГТК России) складывается из следующих показателей:  

а) выполнение заданий  по формированию доходной части федерального бюджета и фонда социального развития таможенного органа (организация работы по начислению и взиманию таможенных платежей и торгового оборота; целесообразность и правомерность предоставления льгот и преференций; порядок предоставления отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей; организация работ по начислению процента за представление отсрочек и рассрочек, а также пени за просрочки в уплате таможенных платежей; обеспечение полного и своевременного перечисления денежных средств в доход федерального бюджета; учет поступлений денежных средств на депозитный (валютный) счет таможен, правильность их оприходования; обоснованность возврата денежных средств участникам внешнеэкономической деятельности; контроль за полнотой и своевременностью перечисления таможенных платежей и авансовых денежных средств с депозитных (валютных) счетов таможен на счета ГТК России, анализ сальдового остатка на депозитных (валютных) счетах таможен на конец отчетного месяца; ведение картотеки (лицевых счетов) участников ВЭД; формирование статистической отчетности, организация контроля за соблюдением сроков представления форм отчетности; организацию работы по начислению и взиманию таможенных платежей в неторговом обороте; организацию работы по формированию фонда социального развития таможенного органа);  

б) организация  контроля таможенной стоимости товаров (организация контроля по формальным показателям в соответствии с  указанием ГТК России от 21 августа 1995 г. № 01-12/1047 «О критериях оценки эффективности  работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости»; обоснованность решений, принятых таможенным органом по определению размера и структуры таможенной стоимости, а также порядок соблюдения правил и технологии ее заявления; организация работы и обоснованность принимаемых решений по вопросам классификации товаров; обоснованность принимаемых таможенным органом решений по вопросам адекватности применения ставок таможенных пошлин; выполнение требований нормативных актов ГТК России);  

Информация о работе Ведомственный контроль