Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:06, статья
Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические.
в) организация
валютного контроля (количество грузовых
таможенных деклараций, оформленных с
представлением паспорта сделки в течение
рассматриваемого периода; количество
учетных карточек из общего числа направленных
ГТК России в таможенный орган, по которым
проведены проверки с целью выявления
фактов нарушений валютного законодательства;
количество выявленных случаев непоступления
экспортной валютной выручки; количество
заведенных дел о НТП, связанных с непоступлением
экспортной валютной выручки; соотношение
сумм наложенных и взысканных штрафов
по делам о НТП, связанным с непоступлением
экспортной валютной выручки; соотношение
денежных сумм по выявленным случаям непоступления
экспортной валютной выручки и наложенных
штрафов по делам о НТП по этим фактам;
уровень организации проводимых проверок
валютного контроля);
г) организация
нетарифного регулирования (организация
контроля за товарами, оформляемыми на
основании лицензий, сертификатов соответствия
и других разрешительных документов
государственных органов; учет и
контроль лицензий; эффективность оперативного
и централизованного контроля; экспортный
контроль; наличие баз данных, необходимых
для организации контроля; организация
контроля нетарифных ограничений; взаимодействие
с территориальными контролирующими органами
(МВЭС, Госстандарт, Минздрав России, ветеринарные
и карантинные службы, органы МВД России
и ФСБ России); учет и хранение разрешительных
документов; эффективность мероприятий
по предотвращению ввоза на отечественный
потребительский рынок некачественных
и опасных для жизни и здоровья человека
товаров, животных и растений, а также
ввоза особо опасных токсических веществ);
д) соблюдение законности
и норм права (порядок контроля соблюдения
законодательства в таможенном деле;
правильность и обоснованность привлечения
должностных лиц к
е) правоохранительная
деятельность (планирование и проведение
специальных мероприятий по выявлению
нарушений таможенных правил; порядок
производства процессуальных действий
по делам НТП; рассмотрение дел о нарушениях
таможенных правил, обоснованность наложения
и взимания штрафов; результаты деятельности
правоохранительных подразделений по
выявлению и пресечению нарушений таможенных
правил; результаты деятельности правоохранительных
подразделений по выявлению преступлений,
совершенных в сфере таможенного дела,
дознание по которым отнесено к компетенции
таможенных органов; эффективность взаимодействия
правоохранительных подразделений с другими
правоохранительными органами, подразделениями
собственной безопасности);
ж) организация
борьбы с контрабандой (организация
борьбы с контрабандой оружия, наркотиков,
валюты, культурных ценностей; состояние
кинологической службы; взаимодействие
с аналогичными службами ФСБ и МВД России;
обеспеченность компьютерной техникой
и техническими средствами таможенного
контроля; статистика борьбы с контрабандой);
з) таможенная статистика
внешней торговли (выполнение основных
положений методологии
Эффективность
функционирования системы управления
таможенного органа, организация таможенного
контроля и результативность применения
процедур таможенного оформления инспектируется
через:
а) наличие и
эффективность системы
б) организацию
контроля за деятельностью подчиненных
таможенных органов и результатами собственной
деятельности;
в) взаимосвязь
и обмен информацией между
структурными подразделениями и
управленческим аппаратом РТУ, наличие
вертикальных и горизонтальных каналов
управления;
г) наличие анализа
собственной деятельности; эфектив-ность
собственной деятельности таможенного
органа (на основе анализа численности
и загруженности структурных подразделений,
а также анализа обеспеченной суммы поступлений
и расходов из расчета на одного сотрудника);
д) документальное
и информационное обеспечение (наличие
положений о подразделениях, технологии
таможенных процедур, служебных инструкций
и персональных должностных инструкций,
контроль за их соблюдением; информационное
обеспечение таможенных процедур и
способ его защиты, соблюдение таможенными
органами требований технологической
и регламентарной дисциплины при использовании
таможенных и информационных технологий
ЕАИС ГТК России; правильность соблюдения
и применения таможенных информационных
технологий, использования вычислительной
техники и систем передачи данных; организация
взаимосвязей и обмена информацией между
структурными подразделениями; ведение
делопроизводства; организация работы
с документами, контроль исполнения документов);
е) таможенный контроль
и таможенное оформление (декларирование
товаров; соблюдение порядка выдачи и
аннулирования лицензий и квалификационных
аттестатов брокерам на договорной основе;
наличие операционных залов и соблюдение
поэтапного порядка таможенного оформления
и таможенного контроля товаров; осуществление
идентификационного таможенного досмотра;
таможенное оформление автотранспортных
средств и несопровождаемого багажа физических
лиц; таможенное оформление и таможенный
контроль на автомобильных и железнодорожных
пунктах пропуска на границе, их эффективность;
таможенное оформление и таможенный контроль
пассажирских поездов, в аэропортах, морских
(речных) портах, на железнодорожных станциях,
терминалах; эффективность контроля за
доставкой товаров и транспортных средств;
обеспечение и процент доставки; организация
розыскных мероприятий, связанных с недоставкой
товаров; таможенное оформление и таможенный
контроль; особенности оформления международных
почтовых отправлений; таможенный контроль
на основных направлениях движения товаропотоков;
организация рейдов и оперативных мероприятий,
их эффективность; оснащение таможенного
органа техническими средствами таможенного
контроля; таможенный контроль и таможенное
оформление подакцизных товаров; взаимодействие
с таможенными лабораториями; взаимодействие
с территориальными органами; регистрация,
оформление и хранение ГТД; работа отделов
таможенного оформления и таможенного
контроля по таможенному оформлению и
контролю воинских грузов, гуманитарной
и технической помощи и др.);
ж) выполнение требований
к содержанию и заявлению таможенных режимов,
соблюдение условий помещения товаров
в конкретный таможенный режим (для каждого
таможенного режима перечень инспекционных
мероприятий различен. Например, для контроля
за таможенным режимом переработки проверяются:
полнота оформления документов для выдачи
лицензии (разрешения) на переработку
товаров и соблюдение сроков действия
выданных лицензий (разрешений); обоснованность
решений по выдаче лицензии (разрешения)
на переработку товаров и наличие их надлежащего
учета; правильность определения размера
и структуры стоимости давальческого
сырья, компенсационного товара и услуг
по переработке товаров; правильность
определения норм выхода компенсационных
товаров в соответствии с нормативными
требованиями; контроль за ввозом (вывозом)
компенсационных товаров; организация
взаимного информирования подразделений,
осуществляющих контроль за переработкой
товаров и контроль за подтверждением
вывоза товаров за пределы Российской
Федерации; наличие фактического контроля
за осуществлением порядка переработки
товаров, расходом поставляемого сырья,
вывозом компенсационного товара, соблюдением
условий переработки; реальность устанавливаемых
сроков переработки; порядок продления
предельных сроков переработки;
з) организация
службы таможенной охраны (охрана таможенной
границы и обеспечение режима зоны таможенного
контроля; наличие нормативных, организационно-
При инспектировании
финансово-хозяйственной
а) структура
и инфраструктура таможенного органа;
б) использование
материальных и финансовых ресурсов,
соблюдение финансовой, бюджетно-сметной,
кассовой, пла-тежно-расчетной и
штатной дисциплины; ведение бухгалтерского
учета и контроля, сохранность денежных
средств и государственного имущества;
состояние отчетности таможенного органа;
в) материально-техническое
снабжение и эксплуатация объектов
таможенной инфраструктуры; исполнение
расходной части бюджета
г) количество ГТД
на одного сотрудника;
д) состояние
производственно-складской базы (площадь
производственных складских помещений,
оснащенность, учет, порядок отпуска и
доставки товаров);
е) формирование
и расходование фонда развития таможенной
системы;
ж) работа с товарами,
обращенными в федеральную
Инспекция кадровой
и социальной политики таможенного
органа включает в себя:
а) проверку кадрового
обеспечения (планирование работы с
кадрами; подбор, изучение и расстановка
кадров; штатное расписание и работа
с кадрами, соблюдение штатного расписания,
укомплектованность кадрами; соблюдение
Положения о прохождении службы
в таможенных органах; работа с резервом
на выдвижение; аттестация кадров; организация
повышения квалификации кадров; уровень
профессиональной и физической подготовки
сотрудников, их морально-психологическое
состояние, состояние дисциплины труда,
уровень воспитательной работы, внешний
вид личного состава; организация и эффективность
мер по профилактике и предупреждению
гибели сотрудников таможенных органов);
б) проверку социально-бытового
обеспечения сотрудников и
в) проверку медицинского
обеспечения сотрудников (наличие
нормативных документов по вопросам
медицинского обеспечения сотрудников
и их выполнение, наличие положений и рабочих
инструкций; укомплектованность медицинскими
специалистами; заключение договоров
на медицинское обслуживание сотрудников;
расходы на медицинское обеспечение; анализ
заболеваемости сотрудников).
Третий этап
деятельности инспекции — рассмотрение
результатов проверки и составление
отчета. Общая оценка деятельности
таможенного органа зависит от оценки
по каждому проверяемому направлению
его деятельности и определяется
следующим образом. Оценка «хорошо» —
если не менее 60% проверенных таможенных
органов получили оценку «хорошо», а остальные
не ниже «удовлетворительно»; оценка «удовлетворительно»
— если не менее 70% проверенных таможенных
органов получили оценки не ниже «удовлетворительно»;
оценка «неудовлетворительно» — при оценке
«неудовлетворительно» по одному из проверяемых
направлений. В случае наличия тяжких
преступлений и происшествий, влияющих
на реализацию таможенной политики Российской
Федерации, общая оценка РТУ и подчиненного
таможенного органа снижается на один
балл. При получении таможенным органом
неудовлетворительной оценки может проводиться
повторное инспектирование с целью проверки
устранения выявленных недостатков, но
не ранее чем через полгода.
Отчет о проверке
готовится комиссией под руководством
ее председателя, который несет персональную
ответственность за его точность и полноту.
Отчет оформляется в виде акта, подписываемого
председателем и членами комиссии, и доводится
до сведения руководителя проверяемого
таможенного органа под роспись. Акт проверки
таможенного органа обычно содержит следующие
разделы: цель проверки; перечень важнейших
законодательных, нормативных и организационно-
Четвертый этап
проверки — проведение итогового
совещания. Такое совещание проводится
в конце проверки председателем
комиссии с руководством проверяемого
таможенного органа и лицами, ответственными
за проверяемые функции. Основная цель
совещания — ознакомить руководство таможенного
органа с недостатками, выявленными в
ходе проверки и отраженными в акте. Председатель
комиссии должен представить выводы членов
комиссии относительно эффективности
функционирования таможенного органа,
достижения поставленных перед ним целей
и полноты выполнения возложенных на него
задач.
Итоги инспектирования
и отчет о проверке председатель
комиссии представляет в ГТК России или
региональное таможенное управление (организатору
проверки). Копии отчета проверяемому
таможенному органу и другим организациям
и подразделениям предоставляет организатор
проверки.
Финансовый контроль
за деятельностью таможенных органов
осуществляет Финансовое управление ГТК
России и подчиненные ему отделы бухгалтерского
учета и контроля таможенных органов.
В соответствии с Положением об отделах
бухгалтерского учета и контроля, утвержденным
приказом ГТК России от 15 июля 1997 г. № 425,
на данные отделы возложена в числе других
задач организация финансового и бухгалтерского
учета, контроля за рациональным и экономным
использованием материальных и финансовых
ресурсов, которыми располагает таможенный
орган; формирование полной достоверной
информации о деятельности таможенного
органа и его имущественном положении,
необходимой руководителю таможенного
органа, а также вышестоящим таможенным
органам, обеспечение их информацией,
необходимой для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации
при осуществлении таможенным органом
хозяйственных операций, а также за их
целесообразностью, наличием и движением
имущества и обязательным использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов
в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами; предотвращение
отрицательных результатов хозяйственной
деятельности таможенного органа и выявление
внутрихозяйственных резервов обеспечения
его финансовой устойчивости.