Ведомственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:06, статья

Краткое описание

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические.

Файлы: 1 файл

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

в) организация  валютного контроля (количество грузовых таможенных деклараций, оформленных с представлением паспорта сделки в течение рассматриваемого периода; количество учетных карточек из общего числа направленных ГТК России в таможенный орган, по которым проведены проверки с целью выявления фактов нарушений валютного законодательства; количество выявленных случаев непоступления экспортной валютной выручки; количество заведенных дел о НТП, связанных с непоступлением экспортной валютной выручки; соотношение сумм наложенных и взысканных штрафов по делам о НТП, связанным с непоступлением экспортной валютной выручки; соотношение денежных сумм по выявленным случаям непоступления экспортной валютной выручки и наложенных штрафов по делам о НТП по этим фактам; уровень организации проводимых проверок валютного контроля);  

г) организация  нетарифного регулирования (организация  контроля за товарами, оформляемыми на основании лицензий, сертификатов соответствия и других разрешительных документов государственных органов; учет и  контроль лицензий; эффективность оперативного и централизованного контроля; экспортный контроль; наличие баз данных, необходимых для организации контроля; организация контроля нетарифных ограничений; взаимодействие с территориальными контролирующими органами (МВЭС, Госстандарт, Минздрав России, ветеринарные и карантинные службы, органы МВД России и ФСБ России); учет и хранение разрешительных документов; эффективность мероприятий по предотвращению ввоза на отечественный потребительский рынок некачественных и опасных для жизни и здоровья человека товаров, животных и растений, а также ввоза особо опасных токсических веществ);  

д) соблюдение законности и норм права (порядок контроля соблюдения законодательства в таможенном деле; правильность и обоснованность привлечения  должностных лиц к ответственности  за правонарушения в сфере таможенного дела; соблюдение норм процессуального права; процентное соотношение отмененных постановлений таможенного органа НТП и общего количества заведенных и рассмотренных дел; регистрация и принятие решений по материалам, поступившим в отдел дознания, а также сроки производства дознания; состояние внутренней борьбы с коррупцией и правонарушениями);  

е) правоохранительная деятельность (планирование и проведение специальных мероприятий по выявлению  нарушений таможенных правил; порядок производства процессуальных действий по делам НТП; рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, обоснованность наложения и взимания штрафов; результаты деятельности правоохранительных подразделений по выявлению и пресечению нарушений таможенных правил; результаты деятельности правоохранительных подразделений по выявлению преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов; эффективность взаимодействия правоохранительных подразделений с другими правоохранительными органами, подразделениями собственной безопасности);  

ж) организация  борьбы с контрабандой (организация  борьбы с контрабандой оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей; состояние  кинологической службы; взаимодействие с аналогичными службами ФСБ и МВД России; обеспеченность компьютерной техникой и техническими средствами таможенного контроля; статистика борьбы с контрабандой);  

з) таможенная статистика внешней торговли (выполнение основных положений методологии таможенной статистики внешней торговли; ведение базы данных таможенной статистики; своевременность и полнота статистической информации; соблюдение нормативных документов ГТК России о представлении данных таможенной статистики).  

Эффективность функционирования системы управления таможенного органа, организация таможенного контроля и результативность применения процедур таможенного оформления инспектируется через:  

а) наличие и  эффективность системы управления, гибкость управления;  

б) организацию  контроля за деятельностью подчиненных таможенных органов и результатами собственной деятельности;  

в) взаимосвязь  и обмен информацией между  структурными подразделениями и  управленческим аппаратом РТУ, наличие  вертикальных и горизонтальных каналов  управления;  

г) наличие анализа собственной деятельности; эфектив-ность собственной деятельности таможенного органа (на основе анализа численности и загруженности структурных подразделений, а также анализа обеспеченной суммы поступлений и расходов из расчета на одного сотрудника);  

д) документальное и информационное обеспечение (наличие  положений о подразделениях, технологии таможенных процедур, служебных инструкций и персональных должностных инструкций, контроль за их соблюдением; информационное обеспечение таможенных процедур и  способ его защиты, соблюдение таможенными органами требований технологической и регламентарной дисциплины при использовании таможенных и информационных технологий ЕАИС ГТК России; правильность соблюдения и применения таможенных информационных технологий, использования вычислительной техники и систем передачи данных; организация взаимосвязей и обмена информацией между структурными подразделениями; ведение делопроизводства; организация работы с документами, контроль исполнения документов);  

е) таможенный контроль и таможенное оформление (декларирование товаров; соблюдение порядка выдачи и аннулирования лицензий и квалификационных аттестатов брокерам на договорной основе; наличие операционных залов и соблюдение поэтапного порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров; осуществление идентификационного таможенного досмотра; таможенное оформление автотранспортных средств и несопровождаемого багажа физических лиц; таможенное оформление и таможенный контроль на автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска на границе, их эффективность; таможенное оформление и таможенный контроль пассажирских поездов, в аэропортах, морских (речных) портах, на железнодорожных станциях, терминалах; эффективность контроля за доставкой товаров и транспортных средств; обеспечение и процент доставки; организация розыскных мероприятий, связанных с недоставкой товаров; таможенное оформление и таможенный контроль; особенности оформления международных почтовых отправлений; таможенный контроль на основных направлениях движения товаропотоков; организация рейдов и оперативных мероприятий, их эффективность; оснащение таможенного органа техническими средствами таможенного контроля; таможенный контроль и таможенное оформление подакцизных товаров; взаимодействие с таможенными лабораториями; взаимодействие с территориальными органами; регистрация, оформление и хранение ГТД; работа отделов таможенного оформления и таможенного контроля по таможенному оформлению и контролю воинских грузов, гуманитарной и технической помощи и др.);  

ж) выполнение требований к содержанию и заявлению таможенных режимов, соблюдение условий помещения товаров в конкретный таможенный режим (для каждого таможенного режима перечень инспекционных мероприятий различен. Например, для контроля за таможенным режимом переработки проверяются: полнота оформления документов для выдачи лицензии (разрешения) на переработку товаров и соблюдение сроков действия выданных лицензий (разрешений); обоснованность решений по выдаче лицензии (разрешения) на переработку товаров и наличие их надлежащего учета; правильность определения размера и структуры стоимости давальческого сырья, компенсационного товара и услуг по переработке товаров; правильность определения норм выхода компенсационных товаров в соответствии с нормативными требованиями; контроль за ввозом (вывозом) компенсационных товаров; организация взаимного информирования подразделений, осуществляющих контроль за переработкой товаров и контроль за подтверждением вывоза товаров за пределы Российской Федерации; наличие фактического контроля за осуществлением порядка переработки товаров, расходом поставляемого сырья, вывозом компенсационного товара, соблюдением условий переработки; реальность устанавливаемых сроков переработки; порядок продления предельных сроков переработки;  

з) организация службы таможенной охраны (охрана таможенной границы и обеспечение режима зоны таможенного контроля; наличие нормативных, организационно-распорядительных и планирующих документов по организации служебной деятельности отделов и подразделений таможенной охраны; периодичность проведения рейдов и оперативных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных правонарушений, их эффективность; состояние технических средств охранной сигнализации и видеонаблюдения, вооружения и специальных средств; организация работы по обеспечению безопасной деятельности таможенных органов и защиты должностных лиц при выполнении служебных задач.  

При инспектировании  финансово-хозяйственной деятельности, состояния материально-технического оснащения таможенных органов проверяются следующие показатели:  

а) структура  и инфраструктура таможенного органа;  

б) использование  материальных и финансовых ресурсов, соблюдение финансовой, бюджетно-сметной, кассовой, пла-тежно-расчетной и  штатной дисциплины; ведение бухгалтерского учета и контроля, сохранность денежных средств и государственного имущества; состояние отчетности таможенного органа;  

в) материально-техническое  снабжение и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры; исполнение расходной части бюджета таможенного органа, расходы по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры; расходы и доходы на одного сотрудника таможенного органа;  

г) количество ГТД  на одного сотрудника;  

д) состояние  производственно-складской базы (площадь  производственных складских помещений, оснащенность, учет, порядок отпуска и доставки товаров);  

е) формирование и расходование фонда развития таможенной системы;  

ж) работа с товарами, обращенными в федеральную собственность.  

Инспекция кадровой и социальной политики таможенного органа включает в себя:  

а) проверку кадрового  обеспечения (планирование работы с  кадрами; подбор, изучение и расстановка  кадров; штатное расписание и работа с кадрами, соблюдение штатного расписания, укомплектованность кадрами; соблюдение Положения о прохождении службы в таможенных органах; работа с резервом на выдвижение; аттестация кадров; организация повышения квалификации кадров; уровень профессиональной и физической подготовки сотрудников, их морально-психологическое состояние, состояние дисциплины труда, уровень воспитательной работы, внешний вид личного состава; организация и эффективность мер по профилактике и предупреждению гибели сотрудников таможенных органов);  

б) проверку социально-бытового обеспечения сотрудников и социальной защиты (наличие нормативных документов по вопросам социально-бытового обеспечения, положений и рабочих инструкций; выполнение приказа ГТК России от 27 июня 1994 г. «О временном положении о порядке постановки на учет и предоставления жилья должностным лицам таможенных органов Российской Федерации»; состояние делопроизводства жилищно-бытовой комиссии; выполнение нормативных актов ГТК России по вопросам социальной защиты сотрудников);  

в) проверку медицинского обеспечения сотрудников (наличие  нормативных документов по вопросам медицинского обеспечения сотрудников и их выполнение, наличие положений и рабочих инструкций; укомплектованность медицинскими специалистами; заключение договоров на медицинское обслуживание сотрудников; расходы на медицинское обеспечение; анализ заболеваемости сотрудников).  

Третий этап деятельности инспекции — рассмотрение результатов проверки и составление  отчета. Общая оценка деятельности таможенного органа зависит от оценки по каждому проверяемому направлению  его деятельности и определяется следующим образом. Оценка «хорошо» — если не менее 60% проверенных таможенных органов получили оценку «хорошо», а остальные не ниже «удовлетворительно»; оценка «удовлетворительно» — если не менее 70% проверенных таможенных органов получили оценки не ниже «удовлетворительно»; оценка «неудовлетворительно» — при оценке «неудовлетворительно» по одному из проверяемых направлений. В случае наличия тяжких преступлений и происшествий, влияющих на реализацию таможенной политики Российской Федерации, общая оценка РТУ и подчиненного таможенного органа снижается на один балл. При получении таможенным органом неудовлетворительной оценки может проводиться повторное инспектирование с целью проверки устранения выявленных недостатков, но не ранее чем через полгода.  

Отчет о проверке готовится комиссией под руководством ее председателя, который несет персональную ответственность за его точность и полноту. Отчет оформляется в виде акта, подписываемого председателем и членами комиссии, и доводится до сведения руководителя проверяемого таможенного органа под роспись. Акт проверки таможенного органа обычно содержит следующие разделы: цель проверки; перечень важнейших законодательных, нормативных и организационно-распорядительных документов, с учетом которых проводилась проверка; сравнительные статистические данные о результатах деятельности таможенного органа; оценка положительного опыта работы таможенного органа и нововведений, осуществленных по его инициативе; перечень выявленных недостатков в деятельности таможенного органа с учетом требований нормативной документации (по пунктам в соответствии с заданием на проверку); вывод комиссии об эффективности функционирования таможенного органа и степени достижения целей, для которых он предназначен; рекомендации комиссии по устранению выявленных недостатков и упущений; оценка деятельности таможенного органа по результатам проверки; перечень организаций и подразделений, которым должен быть разослан акт о проверке. К акту проверки прилагаются задание на проверку, объяснительные записки должностных лиц и документы, подтверждающие несоответствия деятельности таможенного органа существующим нормативным актам, подтверждающие выводы членов комиссии.  

Четвертый этап проверки — проведение итогового  совещания. Такое совещание проводится в конце проверки председателем комиссии с руководством проверяемого таможенного органа и лицами, ответственными за проверяемые функции. Основная цель совещания — ознакомить руководство таможенного органа с недостатками, выявленными в ходе проверки и отраженными в акте. Председатель комиссии должен представить выводы членов комиссии относительно эффективности функционирования таможенного органа, достижения поставленных перед ним целей и полноты выполнения возложенных на него задач.  

Итоги инспектирования  и отчет о проверке председатель комиссии представляет в ГТК России или региональное таможенное управление (организатору проверки). Копии отчета проверяемому таможенному органу и другим организациям и подразделениям предоставляет организатор проверки.  

Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осуществляет Финансовое управление ГТК России и подчиненные ему отделы бухгалтерского учета и контроля таможенных органов. В соответствии с Положением об отделах бухгалтерского учета и контроля, утвержденным приказом ГТК России от 15 июля 1997 г. № 425, на данные отделы возложена в числе других задач организация финансового и бухгалтерского учета, контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает таможенный орган; формирование полной достоверной информации о деятельности таможенного органа и его имущественном положении, необходимой руководителю таможенного органа, а также вышестоящим таможенным органам, обеспечение их информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенным органом хозяйственных операций, а также за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности таможенного органа и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.  

Информация о работе Ведомственный контроль