Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальными остаются вопросы законодательной регламентации материального основания условно-досрочного освобождения, а также последующей социальной адаптации освобожденных лиц. Возникают проблемы с определением конкретного специализированного органа, осуществляющего контроль за поведением указанных лиц. Предусмотренные законом меры контроля и социальной адаптации лиц, условно-досрочно освобожденных, малоэффективны и нуждаются в реформировании.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Виды освобождения от уголовного наказания 4
Глава 2. Условно-досрочное освобождение 7
Глава 3. Порядок возбуждения и рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении от наказания 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

курс уголовное право.docx

— 48.43 Кб (Скачать)

     Следовательно, в законе акцентировано внимание на том, что это требование, положенное в основу применения условно-досрочного освобождения, едино для всех категорий  лиц, отбывающих наказание.

     Условность  досрочного освобождения распространяется на оставшуюся неотбытой часть срока  наказания – это и есть испытательный  срок, о чем следовало бы прямо  сказать в законе (ст. 73 и 74 УК РФ).

     При условно-досрочном освобождении осужденного  от пожизненного лишения свободы  продолжительность испытательного срока не установлена. Но это не означает, что он имеет пожизненный характер. Испытательный срок может реализовываться  в границах судимости. В ст. 86 УК РФ определено, что судимость при  условно-досрочном освобождении от наказания исчисляется из фактически отбытого срока наказания. Максимальный срок судимости равен восьми годам. Сопоставительный анализ ст. 79 и 86 УК РФ приводит к выводу, что испытательный  срок при условно-досрочном освобождении от пожизненного лишения свободы  равен восьми годам.

     Закон предусматривает возможность частичного или полного условно-досрочного освобождения и от дополнительного  наказания или же оставления его  для реального исполнения полностью. Как в подобных случаях должна определяться продолжительность испытательного срока, в ст. 79 УК РФ не определено. Исходя из формулировки, в соответствии с которой продолжительность испытательного срока равна неотбытой части срока наказания, а в рассматриваемых случаях она будет слагаться из неотбытой части срока основного наказания и полного или части срока дополнительного наказания, каковым, как уже отмечалось, при условно-досрочном освобождении может быть срочное наказание - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это наказание, назначенное судом в качестве дополнительного наказания, отбывается как в течение исполнения основного наказания, так и после исполнения основного наказания (п. 4 ст. 47 УК РФ).

     Из  сказанного следует, что продолжительность  испытательного срока при условно-досрочном  освобождении от основного и частично от дополнительного наказания равна  сумме неотбытой части срока  основного и дополнительного  наказания.

     Если  имело место полное условно-досрочное  освобождение и от дополнительного  наказания, то продолжительность испытательного срока равна сумме неотбытой  части срока основного наказания  и полной продолжительности дополнительного  наказания.

     В тех случаях, когда суд применяет  условно-досрочное освобождение от основного наказания, оставляя дополнительное наказание для исполнения, испытательный  срок равен неотбытой части основного  наказания.

     Условно-досрочное  освобождение применяется с расчетом на доведение процесса исправления  освобождаемого вне границ исполнения наказания. Было бы логично предоставить суду право в определенных пределах определять продолжительность испытательного срока с учетом обстоятельств, характеризующих  личность осужденного в процессе исполнения наказания, и иных данных (например, отношения к семье, наличия  у него жилья, возможности трудоустройства  или определения на учебу и  т.п.8).

     Рассмотрим  еще одно обстоятельство: при условном осуждении предусмотрена возможность  продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ). Было бы целесообразно  предусмотреть такую же возможность  и при условно-досрочном освобождении от наказания, что усилило бы гибкость, активность воспитательного воздействия  на условно-досрочно освобожденного и  контроль за его поведением. Итак, продолжительность  испытательного срока при условно-досрочном  освобождении определяется механически - это неотбытый срок наказания. Поэтому  чем сложнее проходил процесс  становления осужденного на путь исправления, чем тяжелее совершенное  им деяние, а следовательно, и продолжительность  осуществления карательно-воспитательного  процесса, тем меньше продолжительность  испытательного срока. Такой метод  исчисления не учитывает особенности  личности условно-досрочно освобожденного. Ведь испытательный срок выполняет  две функции: контроля за обоснованностью  применения условно-досрочного освобождения и осуществления дальнейшего  воспитательного воздействия на условно освобожденного в обычных  условиях кроме тех случаев, когда  реально исполняется дополнительное наказание.

     Применяя  условно-досрочное освобождение, суд  может возложить на осужденного  обязанности, перечень которых дан  в ст. 73 УК РФ, регламентирующей применение условного осуждения.

     Учитывая  обстоятельства, характеризующие личность осужденного и совершенное им преступление, суд правомочен, применяя условно-досрочное освобождение, обязать  освобождаемого в течение испытательного срока не менять постоянного места  жительства, работы, учебы без уведомления  специального государственного органа, уполномоченного осуществлять контроль за условно-досрочно освобожденным, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического  заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить  на освобождаемого исполнение иных обязанностей, способствующих его исправлению. Более того, в течение испытательного срока суд правомочен по представлению органа, осуществляющего надзор за условно-досрочно освобожденным, отменять полностью или частично или дополнять ранее установленные для него обязанности. Об этом прямо в ст. 79 УК РФ не сказано, но в ней содержится отсылка к ч. 7 ст. 73 УК РФ, устанавливающей перечень обязанностей, возложение которых возможно при условном осуждении. Надо полагать, правила гибкого изменения обязанностей, возлагаемых на условно осужденных (ч. 7 ст. 73 УК РФ), распространяются и на условно-досрочно освобожденных. Задачи, поставленные перед этими обязанностями, полностью аналогичны как при условном осуждении, так и при условно-досрочном освобождении. Они должны усилить воспитательное воздействие в течение испытательного срока на условно осужденных и условно-досрочно освобожденных. К такому выводу приводит толкование ст. 73 УК РФ.

     Налагаемые  на условно-досрочно освобожденных  обязанности сопряжены с правоограничениями, принуждением, не имеющим, как об этом уже говорилось, карательного содержания. Они призваны создавать, улучшать условия  для организации воспитательного  процесса с осужденными, да и сами эти обязанности могут иметь  воспитательное значение (например, обязанность  проходить обучение в общеобразовательной  школе).

     В течение испытательного срока к  условно-досрочно освобожденным предъявляются  определенные требования, несоблюдение которых ведет к отмене условно-досрочного освобождения.

     Если  в течение испытательного срока  условно-досрочно освобожденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонялся  от выполнения обязанности, возложенной  на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд может по представлению  органа, осуществляющего надзор за условно-досрочно освобожденным, отменить условно-досрочное освобождение, в  связи с чем неотбытая часть  срока наказания подлежит реальному исполнению (п. "а" ч. 7 ст. 79 УК РФ).

     Из  рассматриваемого предписания закона следует, что не всякое нарушение  общественного порядка условно-досрочно освобожденным, а только то, которое  повлекло за собой применение к нему мер административной ответственности, является основанием для возможного, а отнюдь не обязательного решения  суда об отмене условно-досрочного освобождения. Следовательно, в данной ситуации мы имеем дело с так называемой административной преюдицией, в соответствии с которой  уголовно-правовое решение проблемы возможно только в том случае, если имеет место предшествующее воздействие  на лицо административно-правового  характера. Вполне очевидно, что административное взыскание может быть наложено лишь за злостное нарушение общественного  порядка9.

     Поводом для отмены условно-досрочного освобождения от наказания может послужить  злостное уклонение от наложенных судом  при применении условно-досрочного освобождения обязанностей на освобождаемого. Такие обязанности могут судом  назначаться условно-досрочно освобожденному или изменяться и в процессе испытательного срока.

     Злостные  нарушения - это, как правило, неоднократные, особенно грубые, демонстративные нарушения, не прекращающиеся после предупреждения органа, осуществляющего контроль за условно-досрочно освобожденным.

     При отмене судом условно-досрочного освобождения неотбытая осужденным часть срока  наказания, в том числе и дополнительного, подлежит реальному исполнению.

     В тех случаях, когда условно-досрочно освобожденный во время испытательного срока совершит неосторожное преступление, суд решает вопрос об отмене или  же о сохранении условно-досрочного освобождения. Представляется, что  если за новое преступление суд назначает  виновному наказание в виде лишения  свободы или ареста, условно-досрочного освобождение необходимо отменить.

     При совершении условно-досрочно освобожденным  любого нового умышленного преступления во время испытательного срока к  наказанию за новое преступление частично или полностью присоединяется неотбытая часть предшествующего  наказания по правилам назначения наказания  по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ)

     По  этим же правилам назначается наказание, если при совершении неосторожного  преступления суд находит необходимым  отменить условно-досрочное освобождение (п. "в" ч. 7 ст. 79 УК РФ).

     Глава 3. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА ОБ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАКАЗАНИЯ 

     В соответствии с ч.1 ст.175 УИК РФ, ч.3 ст.396, п.4 ст.397 и ч.1 ст.399 УПК РФ вопрос об условно-досрочно освобождении рассматривается судом по месту отбывания наказания, по ходатайству (Приложение 1) осужденного. Вопрос об условно-досрочно освобождении также может рассматриваться по ходатайству адвоката осужденного, законного представителя (родителя, опекуна) несовершеннолетнего осужденного. Согласно ч.1 ст.175 УИК РФ в ходатайстве об условно-досрочно освобождении должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном (дальнейшем) отбывании назначенного судом наказания. В частности, должны содержаться сведения: о мерах, принятых осужденным по возмещению причиненного преступлением ущерба, если такой ущерб был установлен и обязанность по его возмещению была возложена на осужденного приговором (иным решением) суда, и (или) о причинах, препятствующих ему предпринимать такие меры; об отношении к деянию, за совершение которого он отбывает наказание, и о наличии раскаяния в совершении этого деяния. В ходатайстве об условно-досрочно освобождении целесообразно отразить также и другие сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного: о поведении в период отбывания наказания, включая отношение к учебе и труду, о наличии поощрений и взысканий и др.

     Ходатайство об условно-досрочно освобождении осужденный подает через администрацию исправительного учржеджения. Согласно ч.2 ст.175 УИК РФ администрация исправительного учржеджения не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочно освобождении обязана направить это ходатайство в суд вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации исправительного учржеджения о целесообразности условно-досрочно освобождения.

     Если  осужденный желает лично участвовать  в судебном заседании при рассмотрении вопроса об условно-досрочно освобождении, то об этом также необходимо указать в самом ходатайстве об условно-досрочно освобождении.

     Государственная пошлина при подаче ходатайства  об условно-досрочно освобождении не уплачивается. Копии ходатайства прилагать не нужно. Приложение копий судебных решений, на основании которых осужденный отбывает наказание, к ходатайству об условно-досрочно освобождении также не требуется.

     Если  осужденный допущен судом к участию  в судебном заседании, он вправе знакомиться  с представленными в суд материалами, включая характеристику, представленную администрацией исправительного учржеджения, заявлять ходатайства, участвовать в исследовании судом доказательств (ходатайствуя об оглашении какого-либо документа, задавая вопросы участникам процесса), давать объяснения, представлять документы, которые, на его взгляд, позволяют установить обстоятельства, свидетельствующие об исправлении осужденного (в соответствии с ч.3 ст.399 УПК РФ).

     Родственники  могут оказать поддержку осужденному, если соберут справки, которые могут  быть учтены при рассмотрении ходатайства, а именно:

     - сложное материальное положение  семьи;

     - наличие у осужденного малолетних  детей, находящихся у него на  иждивении;

     - справка от какой-либо организации,  готовой принять осужденного  на работу после освобождения (таковая справка не является  обязательной, однако, если администрация  рекомендует ее предоставить, лучше  постараться это требование выполнить,  тем более, что никаких обязательств  на потенциального работодателя  она не накладывает);

Информация о работе Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания