Уголовно-правовые школы и теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Уголовно-правовые концепции, идеи о природе и причинах преступности, о личности преступника высказывались юристами, философами, социологами и психиатрами на протяжении многих веков. Взгляды одних мыслителей на преступность были схожи и лишь взаимно дополняли друг друга, взгляды других отличались полной противоположностью. Это и предопределило возникновение и развитие основных школ (теорий) в науке уголовного права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…………3
Просветительно-гуманистическая школа……………………………4
Классическая школа…………………………………………………….5
Неоклассическое направление…………………………………………6
Антропологическая школа………………………………………………7
Социологическая школа…………………….......................................8
Теория опасного состояния личности…………………………………9
Теория социальной защиты……………………………………………10
Список литературы……………………………..…………………………..11

Файлы: 1 файл

СУРС СУП.docx

— 27.65 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерация профсоюзов Беларуси

 Международный  институт трудовых и социальных  отношений 

Кафедра  публичного права 
 
 

Самостоятельно  управляемая работа студента

по дисциплине Сравнительное уголовное право

на тему: «Уголовно-правовые школы и теории» 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила

                                              студентка 2-го курса

                                               юридического  факультета

                                              936 группы

                                              Цымбалист Анна 
 
 
 
 
 
 

2010 Минск 

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………….…………3

  1. Просветительно-гуманистическая школа……………………………4
  2. Классическая школа…………………………………………………….5
  3. Неоклассическое направление…………………………………………6
  4. Антропологическая школа………………………………………………7
  5. Социологическая школа…………………….......................................8
  6. Теория опасного состояния личности…………………………………9
  7. Теория социальной защиты……………………………………………10

    Список  литературы……………………………..…………………………..11 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Уголовно-правовые концепции, идеи о природе и причинах преступности, о личности преступника высказывались юристами, философами, социологами и психиатрами на протяжении многих веков. Взгляды одних мыслителей на преступность были схожи и лишь взаимно дополняли друг друга, взгляды других отличались полной противоположностью. Это и предопределило возникновение и развитие основных школ (теорий) в науке уголовного права. К ним относятся просветительно-гуманистическая теория, классическая школа уголовного права, антропологическая и социологическая теория. Кроме всего прочего выделяют также неоклассическое направление, теорию опасного состояния личности, а также теорию новой социальной защиты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОСВЕТИТЕЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ
 

  Просветительно-гуманистическая  теория сформировалась на основе учений известных просветителей и гуманистов (Ш. Монтескье, ч. Беккария, Вольтера). Монтескье критиковал неоправданную жестокость феодального уголовного права, считал необходимым законодательно ограничить круг уголовно наказуемых деяний, совершаемых в религиозной сфере. Мыслитель рассматривал неотвратимость наказания эффективным средством предупреждения преступлений. Чезаре Беккария в своей работе «О преступлениях и наказаниях» сформулировал важнейшие принципы уголовного права:

  -наказания  за преступления могут быть  установлены только законом;

  -судья  не может, даже под предлогом  ревностного служения общественному  благу, увеличивать меру установленного  в законе наказания;

  -суровость  наказания должна зависеть от  тяжести преступления.

  По  мнению Вольтера, в интересах общества не казнить преступников, а осуждать их к общественным работам. Мыслитель  был одним из первых, кто затронул проблему стимулов и ограничений  в уголовном праве.

  Таким образом, основные положения просветительско-гуманистической теории сводятся к следующему:

  -необходимо  минимизировать применение смертной  казни;

  -преступность  и наказуемость деяний должна  быть установлена законом;

  -религиозные  преступления не должны быть  наказуемы или, по крайней мере, наказуемы жестоко;

  -суровость  наказания должна зависеть от  тяжести совершенного преступления;

  -цель  наказания заключается не в  возмездии за преступление, а  в общей и частной превенции. 

  1. КЛАССИЧЕСКАЯ  ШКОЛА

  Классическая  школа уголовного права, возникшая  после Французской революции 1789 г., основывалась преимущественно на положениях просветительно-гуманистической  теории и немецкой классической философии. Видный представитель данной школы, А. Фейербах, сформулировал важные принципы уголовного права:

  -«nulla poena sine lege»--нет наказания без закона;

  -«nulla poena sine crime»--нет наказания без преступления;

  -«nullum crimen sine poena legali»--нет преступления без законного наказания. Кроме того, Фейербах разработал следующие институты уголовного права: состав преступления, вина, покушение, соучастие.

  И. Бентам также внес значительный вклад  в формирование классической школы. Он считал, что с помощью законодательства можно урегулировать поведение  людей так, чтобы они были счастливы. Любой человек, с точки зрения мыслителя, стремясь получить максимальное удовольствие и испытать минимальное страдание, оценивает положительные и отрицательные последствия закона. Поэтому уголовный закон должен предусматривать такое наказание, которое сделает преступление непривлекательным. Немецкая классическая философия послужила теоретическим фундаментом классической школы. И. Кант и Г. Гегель сформулировали философско-правовые конструкции свободы воли, преступности и наказуемости деяния .

  Основные  положения классической школы сводятся к следующим принципам:

  -нет  преступления, нет наказания, не  указанного в уголовном законе;

  -кара  за совершенное преступление  является главной целью наказания;

  -свобода  воли человека предопределяет  его ответственность за свои  действия. Невменяемый не обладает  свободой воли, а потому не  может быть привлечен к уголовной  ответственности.

3. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 

Неоклассическое направление уголовного права несколько отступает от ортодоксальных догм и модифицирует ряд положений классической школы.

Представитель неоклассицизма А. Принс считал необходимым  смягчить меры уголовной репрессии, сделав их более гуманными. По его мнению, для борьбы с преступностью необходим целый комплекс мероприятий: социальные меры предупреждения противоправных деяний, судебные и пенитенциарные меры. Учений выступал за создание нескольких типов пенитенциарных учреждений, которые будут различаться режимом содержания преступников.

Ф. Лист также уточняет ряд положений классической школы. Он считал, что кратковременное лишение свободы не исправляет и не устрашает преступника, а толкает его на совершение других преступлений. Поэтому минимальный срок лишения свободы не должен быть менее одного года. Наиболее сурово уголовный закон должен наказывать неисправимых преступников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

  Основатель  антропологического направления Ч. Ломброзо считал необходимым уделять  внимание не формально-юридическим  аспектам преступления, а личности преступника. По мнению Ломброзо, преступник—существо особенное, отличающееся от других людей. Это своеобразный антропологический тип, который побуждается к преступлению в силу особенностей своей организации. Первоначально мыслитель считал, что преступникам характерны признаки первобытных людей. Ученым была разработана типология преступников в зависимости от их антропологических признаков. Последующие исследования ученых не подтвердили теорию Ломброзо. Однако данная теория послужила основой для дальнейшей разработки биолого-психологических и социологических методов изучения преступности.

  Ломброзо  следующим образом объяснял прирожденную преступность. Во-первых, преступность есть проявление атавизма, т.е. воскрешения  в преступнике черт предков-дикарей, для которых деяния, считающиеся  в цивилизованном обществе преступлением, были широко распространенными образами действий. Во-вторых, прирожденный преступник - нравственно помешанный и лишенный чувства добра и зла, слепой в  нравственном отношении. Наконец, Ломброзо наделял врожденного преступника  еще одной чертой, в которой  он усматривал корень наклонности к  преступлению, - эпилепсией: прирожденный преступник и нравственное помешательство, писал он, не что иное, как форма  проявления эпилепсии. Для сторонников  антропологической школы уголовного права теряли свое значение различия между преступниками и душевнобольными, поскольку последние могли представлять не меньшую опасность для окружающих. И к тем. и к другим следует  применять не "наказание", а "меры исключения из общества" (пожизненная  каторга, ссылка на необитаемые острова, помещение в сумасшедший дом  тюремного типа и др.).

    1. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

  Наиболее  значительными представителями  социологической школы были: Лист (1851-1919) - Германия, Принс (1845-1919), Бонгер (1876-1946)- Бельгия, Ван Гамель (1842-1917)-Голландия, Фойницкий (1844-1910)-Россия. Конечно, взгляды каждого из социологов имеют свои особенности, но для всех характерным есть рассмотрение таких проблем: учение о причинах преступности, учение об опасном состоянии и учении о наказании и мероприятиях безопасности.

  В соответствии с социологической  теорией преступление - это результат  сложного взаимодействия разнообразных  факторов, с одной стороны - индивидуальных, а с другой стороны - физических и  социальных.

  Социологи предлагают ряд рекомендаций для  устранения факторов преступности, особенно социальных: снижение безработицы, регулирование  цен, строительство жилья, помощь эмиграции, помощь беспризорным детям и т.п. Социологи разработали классификацию преступников и в зависимости от этого рекомендовали разные виды репрессии. К так называемым "случайным" преступникам следует применять"отплатное наказание", относительно обычных преступников (непоправимых) Лист рекомендовал их элиминацию (т.е. уничтожение) - смертное наказание или пожизненное заключение. К хроническим, обычных преступников следует применять также мероприятия безопасности, превентивное заключение, помещение к специальным учреждениям, отправление в ссылку, полицейский надзор и т.п.

  Представители социологической школы предлагали систему неопределенных приговоров, передавая вопрос о сроке наказания  тюремной администрации. Вместе с тем  они предлагали ввести к законодательству условное осуждение и условно-досрочное  освобождение от наказания, замену краткосрочного лишения свободы штрафом, создание специальных судов и особых мест лишения свободы для несовершеннолетних преступников.

    1. ТЕОРИЯ ОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

  Первая  книга в данном направлении “Критерии  опасного состояния” была опубликована в 1880 г. Р. Гарофало. После второй мировой  войны виднейшим представителем этой теории является французский криминолог Жан Пинатель. Достаточно широко распространена эта теория и в США, где именуется  клинической криминологией.

  Согласно  теории опасного состояния преступление в ряде случаев возникает на основе предшествующего его совершению определенного психического состояния, предрасполагающего к конфликту  с социальными нормами. Опасное  состояние обычно временно, оно соответствует  внутреннему кризису, сменяемому эмоциональным  безразличием, вслед за которым приходит эгоцентризм, затем лабильность (неустойчивость), которая вновь может вылиться в кризис.

  Основанием  для репрессии, как о том твердили классики, есть не действия, а деятель, не состав преступления, а опасное  состояние.  
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

  Теория  социальной защиты- одно из направлений в науке уголовного права XIX-XX вв., выдвинувшее идею "социальной защиты" в качестве средства рационализации мер борьбы с преступностью. В Теории социальной защиты существует два резко противостоящих друг другу течения. Одно направление возглавил итальянский юрист Ф. Грамагика. Представители этого течения выступили против основных понятий уголовного права ("преступление", "вина", "наказание" и др.), предложив заменить их понятиями "опасное состояние личности" и "меры безопасности". Вместо мер уголовного наказания ими предлагалась "ресоциализация" преступников путем лечебных и иных превентивных мер, что означало полную ликвидацию элементарных гарантий законности, открывало путь произволу судебно-административных органов. После Второй Мировой войны 1939-1945 гг. в западных странах сложилось более прогрессивное течение, названное школой "новой социальной защиты", главой которого является французский ученый М. Ансель. Представители нового направления также говорят о предпочтительности в борьбе с преступностью не юридических, а различных социальных мер (лечение, надзор, перевоспитание и т.п.), но с соблюдением основных начал уголовного права, законности, гарантий прав личности. Немало места они уделяют проблеме предупреждения преступлений, изучению их структуры, групп преступников  и т.д.

Информация о работе Уголовно-правовые школы и теории