Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:24, курсовая работа
Целью своей работы я ставлю рассмотрение объективных, субъективных признаков вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, рассмотрение состояния, структуры и разновидностей вовлечения несовершеннолетнего в преступление, также я попытаюсь охарактеризовать личность вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления.
Введение ……………………………………………………………………………3
Понятие, объективные и субъективные признаки вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений …........................................5
2. Уголовно — правовые характеристики; личности вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления ……………………………………...11
2.1. Личность несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления………………………………………………………………………..11
2.2. Личность «вовлекателя» несовершеннолетнего в совершение преступления………………………………………………………………………..12
3. Предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.................................................................................. 14
Заключение ….....................................................................................................18
Литература …...................
Патологический аффект характеризуется полным помрачением сознания и неуправляемым импульсивным действием. Он является обстоятельством, исключающим вменяемость.
2. Характеристики: личности «вовлекателя» несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления
2.1 Личность несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окрущающих.
Личность несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение рпеступления как правило складывается из отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего в преступления вовлекаются так называемые «трудные», педегогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. Н формирование идеалов такого подростка чрезменое влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения, то есть несовершенноление, которые вовлекаются в преступления легки на уговоры, с заниженной самооценкой. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные качествакак лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность.
Как правило, для таких подростков характерно отрицательное отношение к учебе которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища.
Личность таких подростков прежде свего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основныъ сферах его воспитания: в семье, в школе и на производстве.
Всего выделяют четыре основных типа вовлечения несовершеннолетних в преступления:
-случайного стечения обстоятельств, легкомыслия, вопреки общей положительной направленности;
- попадания в соответствующую ситуацию из-за неустойчивости общей направленности личности;
- преобладающей отрицательной направленности личности;
-устойчивого предпочтения преступного
поведения другим
вариантам;
Характерными эмоционально-волевыми качествами несовершеннолетних являются: несдержанность, грубость, отсутствие чувства стыда, лживость, несамокритичность, жестокость.
Среди несовершеннолетних преступников доля лиц с нервно-психическими расстройствами в 3-6 раза выше, чем у их правопослушных сверстников.
2.2 Личность «вовлекателя» несовершеннолетнего в совершение преступления
«Вовлекатель» - это человек, который привлекает, «сподвигает», подталкивает на совершение каких либо действий, или привлекает для участия в каких либо действиях и т.д. В нашем случае это человек, который вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. При этом он использует различные способы и средства, чтобы привлечь несовершеннолетнего в преступление.
А именно, он может вовлечь несовершеннолетнего в преступление путем обмана, следовательно такой человек очень хитер и коварен, он обладает высокой самооценкой, он самоуверен в своих действиях, что ему все «сойдет с рук» и вся ответственность будет лежать на несовершеннолетнем подростке.
«Вовлекатель» всегда расчетлив, изворотлив, преследует корыстные цели, он имеет большее представление о характере противоправных действий, которые совершает несовершеннолетний, который порою недопонимает, что с помощью него и его действий совершается преступление. Как и несовершеннолетний, «вовлекатель» обладает такими же эмоционально-волевыми качествами как несдержанность, грубость, отсутствие чувства стыда, лживость, жестокость. И если среди подростков доля лиц с нервно - психическими расстройствами встречается довольно часто, то у числа лиц «вовлекателя» психика наоборот устойчивая.
Как правило такие люди ищут несовершеннолетних среди лиц, у которых проблемы в семье, в учебе, с заниженной самооценкой. Привлекая несовершеннолетних в совершение преступления они часто «подбадривает» их что данные противоправные действия поднимут их самооценку, а также популярность среди сверстников, что и привлекает несовершеннолетних подростков.
Отсюда следует, что процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, происходящие в обществе, главным образом детерминируют поведение человека, определяют сущность и характер этого поведения. Названные процессы и определяют, какие черты характера приобретет несовершеннолетний, сможет ли он противостоять противоправным действиям на свой характер, как он будет отвечать за свои поступки и действия, различая зло, добро, справедливость в обществе.
3.Предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений
Предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений должна быть основана на определенных принципах, исходя из современного развития социально - экономической сферы.
Прежде всего политика профилактики и предупреждения должна быть направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых и коренится преступность.
Ведь предупреждение и профилактика преступности несовершеннолетних - это своевременность выявления ситуаций, создающих угрозу преступного воздействия на несовершеннолетнего, и принятие мер предупреждения к вовлекателям и несовершеннолетним, которые могут быть вовлечены в совершение преступлений или антиобщественных действий;
- это последовательность
мер индивидуального
- это реальность мер индивидуального воздействия, их соответствие объективным возможностям их реализации;
- это законность применяемых мер воздействия, соблюдение прав и законных интересов вовлекателей и несовершеннолетних.
Многие годы с этой целью широко
используются меры, направленные на: своевременное
выявление и устройство детей и подростков,
оставшихся без попечения родителей или
изъятых из неблагополучной среды; улучшение
правового регулирования вопросов брака,
воспитания детей в семье, ответственности
родителей за ненадлежащее воспитание
несовершеннолетних; улучшение педагогического
надзора за проведением подростками свободного
времени» развитие активных форм отдыха,
проведение досуга детьми и подростками;
совершенствование правовой и педагогической
пропаганды среди родителей и несовершеннолетних
и др. С их помощью устраняются и «узкие
места» общей системы воспитания, что
в итоге также создает надежные предпосылки
для более успешной борьбы с правонарушениями
несовершеннолетних.
Чтобы усилить результативность
этого направления в борьбе с правонарушениями
несовершеннолетних, а также существенно
улучшить условия жизни и воспитания детей
и подростков из неблагополучных и малообеспеченных
семей, требуются постоянные целенаправленные
усилия. Смысл их реализации в том, чтобы
создать в стране принципиально новое
положение, когда не должно быть заброшенных,
запущенных детей ни в детских домах, ни
в школах-интернатах, ни в специальных
школах, ни в учреждениях для детей-инвалидов,
ни на улице, ни в семье.
Социальное обслуживание семьи и детей со временем может стать наиболее важной составной частью принципиально нового для настоящего и будущего России направления социальной политики в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Суть социального обслуживания семьи и детей - помочь человеку на индивидуальном личностном уровне в решении проблем его жизнедеятельности, начиная с получения положенного по закону пособия, до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощью профессиональной социальной службы в трудной ситуации и одновременно актуализировать его внутренний потенциал самопомощи.
Нарождающиеся социальные службы активно приступили к решению проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», безнадзорности, защите прав детей и подростков.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений
открытого типа для лиц, которые не сумели
адаптироваться в обычной школе, склонны
к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального
контакта с родителями, чьи семьи принадлежат
к «группе риска» Кроме того, открыты и
специальные (коррекционные) учреждения
для несовершеннолетних, имеющих отклонения
в развитии и совершивших общественно
опасные деяния.
В системе органов внутренних
дел проведена реорганизация приемников-распределителей
для несовершеннолетних. На их основе
созданы центры временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей
органами внутренних дел. В районах и
городах при отделах внутренних дел вместо
ранее действовавших инспекций по делам
несовершеннолетних созданы подразделения
по делам несовершеннолетних органов
внутренних дел.
Они в основном должны сосредоточить свою деятельность на подростках, совершающих правонарушения, передав несвойственные им функции ранней профилактики органам социальной защиты.
К мерам ранней профилактики
относятся меры, направленные на предотвращение,
заблаговременное предупреждение действия
факторов, отрицательно влияющих на формирование
личности и поведение подростков, устранение
источников возможных негативных влияний,
компенсацию негативных последствий социальных
процессов. Например, выявление неблагополучных
в воспитательном отношении семей, компенсация
недостатков семейного воспитания, помощь
в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних,
обеспечение позитивной досуговой занятости.
Другую группу образуют меры собственно
предупредительного характера (непосредственно
предупреждение). Их комплекс составляют
мероприятия по целенаправленному воспитательному
и перевоспитывающему воздействию на
несовершеннолетних, поведение которых
уже свидетельствует об опасности совершения
преступления в будущем, пресечению действий
лиц, отрицательно влияющих на подростков,
по устранению факторов, которые привели
к нарушению несовершеннолетними моральных
и правовых норм. Сюда относятся, например,
меры контроля за поведением подростков-правонарушителей
со стороны подразделений ОВД по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних; меры,
применяемые к родителям, отрицательно
влияющим на детей или уклоняющимся от
выполнения воспитательных обязанностей;
принудительные меры воспитательного
воздействия, применяемые судами, комиссиями
по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.
Еще одна группа - это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель - перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительными органами. При этом усилия субъектов предупреждения в основном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам криминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.
Из сказанного выше следует, что как и раньше, так и в настоящее время ведется борьба с преступностью несовершеннолетних. Меры профилактики и предупреждения преступлений в данной сфере все больше усовершенствуются исходя из принципов, устоев современного общества.
Заключение
В последние годы уголовно - правовое законодательство притерпело немало изменений. Все это связано с изменением количественных и качественных показателей преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками за последние годы. В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.
Это связано прежде всего с нашим современными социально - экономическим развитием общества. А именно, обострение социальных проблем (падение уровня жизни, невозможность и дороговизна получить перспективное образование, невозможность трудоустроится, снижение уровня работы в образовательных учреждениях, недостаточное количество секций и т.д.) ведут к тому, что несовершеннолетний подросток становится восприимчив к криминогенной среде общества.
Глупо думать, что такие проблемы не могут коснуться моих близких, мою семью. Ведь вышеуказанные проблемы отрицательно отразились на условиях жизни всех российских граждан и трудности этого периода ложатся тяжким бременем, прежде всего на наше подрастающее поколение. Им нелегко найти работу, они вынуждены мириться с невыполнением работодателем норм трудового законодательства, регулирующих труд молодежи. Не все благополучно с обеспечением социальных гарантий. Естественно, все это не может не сказаться на образе действий и поведении части наших граждан ( в том числе и несовершеннолетних). Именно это ведет к тому, что часть молодежи становиться на путь совершения уголовно-наказуемых деяний.