Уголовно-правовая характеристика вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я ставлю рассмотрение объективных, субъективных признаков вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, рассмотрение состояния, структуры и разновидностей вовлечения несовершеннолетнего в преступление, также я попытаюсь охарактеризовать личность вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Понятие, объективные и субъективные признаки вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений …........................................5
2. Уголовно — правовые характеристики; личности вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления ……………………………………...11
2.1. Личность несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления………………………………………………………………………..11
2.2. Личность «вовлекателя» несовершеннолетнего в совершение преступления………………………………………………………………………..12
3. Предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.................................................................................. 14

Заключение ….....................................................................................................18

Литература …...................

Файлы: 1 файл

Уголовно правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления..doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Патологический аффект характеризуется полным помрачением сознания и неуправляемым импульсивным действием. Он является обстоятельством, исключающим вменяемость.

 

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Характеристики: личности  «вовлекателя» несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в   совершение преступления

     

    2.1 Личность несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления

    Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окрущающих.

    Личность несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение рпеступления как правило складывается из отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего в преступления вовлекаются так называемые «трудные», педегогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. Н формирование идеалов такого подростка чрезменое влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения, то есть несовершенноление, которые вовлекаются в преступления легки на уговоры, с заниженной самооценкой. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные качествакак лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность.

    Как правило, для таких подростков характерно отрицательное отношение к учебе которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища.

    Личность таких подростков прежде свего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основныъ сферах его воспитания: в семье, в школе и на производстве.

    Всего  выделяют четыре основных типа вовлечения несовершеннолетних в преступления:

    -случайного стечения обстоятельств, легкомыслия, вопреки общей положительной направленности;

    - попадания в соответствующую  ситуацию из-за неустойчивости  общей направленности личности;

    - преобладающей отрицательной  направленности личности;

    -устойчивого предпочтения преступного поведения другим  
    вариантам;

    Характерными эмоционально-волевыми качествами несовершеннолетних  являются: несдержанность, грубость, отсутствие чувства стыда, лживость, несамокритичность, жестокость.

    Среди несовершеннолетних преступников доля лиц с нервно-психическими расстройствами в 3-6 раза выше, чем у их правопослушных сверстников.

     

    2.2 Личность «вовлекателя» несовершеннолетнего в совершение преступления

    «Вовлекатель» - это  человек,  который привлекает, «сподвигает», подталкивает  на совершение каких либо действий, или привлекает для участия в каких либо действиях и т.д.  В нашем случае это человек, который  вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. При этом он использует различные способы и средства, чтобы привлечь несовершеннолетнего  в преступление.

    А именно, он может вовлечь несовершеннолетнего в преступление путем обмана, следовательно такой человек очень хитер и коварен, он обладает высокой самооценкой, он самоуверен  в своих действиях, что ему все «сойдет с рук» и вся ответственность  будет лежать на несовершеннолетнем подростке.

    «Вовлекатель» всегда расчетлив,  изворотлив, преследует корыстные цели,  он имеет большее представление о характере противоправных действий, которые совершает  несовершеннолетний, который порою недопонимает, что с помощью него и его действий совершается преступление. Как и несовершеннолетний, «вовлекатель» обладает такими же эмоционально-волевыми качествами как  несдержанность, грубость, отсутствие чувства стыда, лживость, жестокость. И если среди подростков доля лиц с нервно - психическими расстройствами встречается довольно часто, то у числа лиц «вовлекателя» психика наоборот устойчивая.

    Как правило такие люди  ищут несовершеннолетних среди  лиц, у которых проблемы в семье, в учебе, с заниженной самооценкой. Привлекая несовершеннолетних в совершение преступления они часто  «подбадривает» их что данные противоправные действия поднимут их самооценку, а также популярность среди сверстников, что и привлекает несовершеннолетних подростков. 

    Отсюда следует, что  процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, происходящие в обществе, главным образом  детерминируют поведение человека, определяют сущность и характер этого поведения. Названные процессы и определяют,  какие черты характера приобретет несовершеннолетний, сможет ли он противостоять  противоправным действиям на свой характер, как он будет отвечать за свои поступки и действия, различая зло, добро, справедливость в обществе.

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.Предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений

    Предупреждение и профилактика  вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений должна быть основана на определенных принципах, исходя из современного развития  социально - экономической сферы.

    Прежде всего политика профилактики и предупреждения должна быть направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых и коренится  преступность.

    Ведь предупреждение и профилактика преступности несовершеннолетних - это своевременность выявления ситуаций, создающих угрозу преступного воздействия на несовершеннолетнего, и принятие мер предупреждения к вовлекателям и несовершеннолетним, которые могут быть вовлечены в совершение преступлений или антиобщественных действий;

    - это последовательность  мер индивидуального воздействия  на вовлекателей и несовершеннолетних, их непрерывность и постепенное наращивание от профилактических бесед до установленных законом мер принудительного характера;

    - это реальность мер индивидуального воздействия, их соответствие объективным возможностям их реализации;

    - это законность применяемых мер воздействия, соблюдение прав и законных интересов вовлекателей и несовершеннолетних.

    Многие годы с этой целью широко используются меры, направленные на: своевременное выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или изъятых из неблагополучной среды; улучшение правового регулирования вопросов брака, воспитания детей в семье, ответственности родителей за ненадлежащее воспитание несовершеннолетних; улучшение педагогического надзора за проведением подростками свободного времени» развитие активных форм отдыха, проведение досуга детьми и подростками; совершенствование правовой и педагогической пропаганды среди родителей и несовершеннолетних и др. С их помощью устраняются и «узкие места» общей системы воспитания, что в итоге также создает надежные предпосылки для более успешной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. 
     Чтобы усилить результативность этого направления в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, а также существенно улучшить условия жизни и воспитания детей и подростков из неблагополучных и малообеспеченных семей, требуются постоянные целенаправленные усилия.  Смысл их реализации в том, чтобы создать в стране принципиально новое положение, когда не должно быть заброшенных, запущенных детей ни в детских домах, ни в школах-интернатах, ни в специальных школах, ни в учреждениях для детей-инвалидов, ни на улице, ни в семье.

    Социальное обслуживание семьи и детей со временем может стать наиболее важной составной частью принципиально нового для настоящего и будущего России направления социальной политики в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.  

    Суть социального обслуживания семьи и детей - помочь человеку на индивидуальном личностном уровне в решении проблем его жизнедеятельности, начиная с получения положенного по закону пособия, до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощью профессиональной социальной службы в трудной ситуации и одновременно актуализировать его внутренний потенциал самопомощи. 

    Нарождающиеся социальные службы активно приступили к решению проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», безнадзорности, защите прав детей и подростков. 

    Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к «группе риска» Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния. 
     В системе органов внутренних дел проведена реорганизация приемников-распределителей для несовершеннолетних. На их основе созданы центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органами внутренних дел. В районах и городах при отделах внутренних дел вместо ранее действовавших инспекций по делам несовершеннолетних созданы подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

    Они в основном должны сосредоточить свою деятельность на подростках, совершающих правонарушения, передав несвойственные им функции ранней профилактики органам социальной защиты.

    К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости. 
     Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

    Еще одна группа - это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель - перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

    Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительными органами. При этом усилия субъектов предупреждения в основном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам криминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.

    Из сказанного выше следует, что  как и раньше,  так и в настоящее время  ведется борьба с преступностью несовершеннолетних. Меры профилактики и предупреждения преступлений в данной сфере все больше усовершенствуются исходя из принципов, устоев современного общества. 

     

     

     

    Заключение

    В последние годы уголовно - правовое законодательство притерпело немало  изменений.  Все это связано с  изменением количественных и качественных  показателей преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками за последние годы. В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.

    Это связано прежде всего с нашим современными социально - экономическим развитием общества. А именно, обострение социальных проблем (падение уровня жизни, невозможность и дороговизна получить  перспективное образование, невозможность трудоустроится, снижение уровня работы в образовательных учреждениях, недостаточное количество секций и т.д.) ведут к тому, что  несовершеннолетний подросток становится   восприимчив к криминогенной среде общества.

    Глупо думать, что  такие проблемы не могут коснуться   моих близких, мою семью. Ведь вышеуказанные проблемы       отрицательно отразились на условиях жизни всех  российских граждан и  трудности этого периода ложатся тяжким бременем, прежде всего на наше подрастающее поколение. Им нелегко найти работу, они вынуждены мириться с невыполнением работодателем норм трудового законодательства, регулирующих труд молодежи. Не все благополучно с обеспечением социальных гарантий. Естественно, все это не может не сказаться  на образе действий и поведении части наших граждан ( в том числе и несовершеннолетних). Именно это ведет к тому, что часть молодежи становиться на путь совершения уголовно-наказуемых деяний.

    Информация о работе Уголовно-правовая характеристика вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления