Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:24, курсовая работа
Целью своей работы я ставлю рассмотрение объективных, субъективных признаков вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, рассмотрение состояния, структуры и разновидностей вовлечения несовершеннолетнего в преступление, также я попытаюсь охарактеризовать личность вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления.
Введение ……………………………………………………………………………3
Понятие, объективные и субъективные признаки вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений …........................................5
2. Уголовно — правовые характеристики; личности вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления ……………………………………...11
2.1. Личность несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления………………………………………………………………………..11
2.2. Личность «вовлекателя» несовершеннолетнего в совершение преступления………………………………………………………………………..12
3. Предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.................................................................................. 14
Заключение ….....................................................................................................18
Литература …...................
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Уголовно-правовая характеристика вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
2. Уголовно — правовые характеристики; личности вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления ……………………………………...11
2.1. Личность несовершеннолетнего, вовлеченного
в совершение преступления………………………………………………
2.2. Личность «вовлекателя» несовершеннолетнего
в совершение преступления………………………………………………
3. Предупреждение и профилактика вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений..................
Заключение ….............................
Литература ….............................
Введение
В последние годы преступность несовершеннолетних все чаще привлекает внимание и ученых и работников правоохранительных органов.
Это связано с тем, что те лица, которые совершают противоправные действия в раннем возрасте ( не достигнув несовершеннолетия), намного труднее поддаются исправлению в более старшем возрасте и как правило составляют основное звено уголовных преступников в будущем.
Современный Уголовный Кодекс РФ закрепил
особенности уголовной ответственности
и наказания для лиц данной категории,
а также обозначил возрастные критерии
для данной категории лиц. Все это ведет к тому, что данную категорию лиц от
14 до 17 лет включительно, необходимо
детально изучать, чтобы в будущем выстроить
модель по предупреждению преступлений
совершенных несовершеннолетними. Ведь
в современном обществе, в условиях обостряющихся
социальных проблем, связанных с падением
уровня жизни, отсутствием должного контроля
со стороны семьи, низким уровнем работы
образовательных учреждений, распадом
системы трудоустройства, отсутствием
доступных досуговых заведений, несовершеннолетие
все чаще становятся благодатным материалом
для реализации криминальных интересов
взрослых.
Проблемы в социально-экономической
сфере нашей страны отрицательно отразились
на условиях жизни всех российских
граждан. Трудности этого периода ложатся
тяжким бременем, прежде всего на подрастающее
поколение. Им нелегко найти работу. Они
вынуждены мириться с невыполнением работодателем
норм трудового законодательства, регулирующих
труд молодежи. Не все благополучно с обеспечением
социальных гарантий. Естественно, все
это не может не сказаться на образе
действий и поведении части наших граждан
(в том числе и несовершеннолетних). Жизненные
неурядицы заставляют часть молодежи
становиться на путь совершения уголовно-наказуемых
деяний. За последнее время например, можно
смело сказать, что число несовершеннолетних,
как употребляющих так и распространяющих
курительные смеси и наркотические вещества
значительно возросло.
Сегодняшнее состояние дел с преступностью
в РФ вызывает серьезную озабоченность
и тревогу как у населения страны, так
и у правоохранительных органов. Практика
свидетельствует о серьезном обострении
криминальной ситуации в молодежной среде,
низкой эффективности прежних средств
профилактики в изменившихся социальных
и экономических условиях развития государства.
Но это не должно означать, что государство
не может снизить статистику преступлений,
совершенных несовершеннолетними. Ведь
именно изучение личности несовершеннолетних,
совершивших преступление и личности
вовлекшей несовершеннолетнего в совершение
преступления помогает ученым и правоохранительным
органам выработать стратегию, позволяющую
предупредить преступность несовершеннолетних.
Актуальность выбранной мною
темы обусловлена тем, что преступность
несовершеннолетних в настоящее время
занимает существенное место среди
других видов преступлений и именно
сейчас нужно пересматривать некоторые
подходы к профилактике противоправных
проявлений среди несовершеннолетних.
Целью своей работы я ставлю рассмотрение объективных, субъективных признаков вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, рассмотрение состояния, структуры и разновидностей вовлечения несовершеннолетнего в преступление, также я попытаюсь охарактеризовать личность вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления.
Под преступлением в Уголовном праве следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние.
Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет (а равно совокупность лиц, совершивших данные преступления).
С 14 лет ответственность наступает
за исключительные виды
Преступность несовершеннолетних выделена в самостоятельный объект исследования, поскольку имеет свои особенности, которые проявляются в уровне, динамике, причинах, условиях, мотивации преступлений и организации борьбы с ней.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления это прежде всего преступление против семьи и несовершеннолетнего, предусмотренное ст.150 Уголовного кодекса РФ и заключающееся в вовлечении несовершеннолетнего (не достигшего 18 ти лет) в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.
Однако, данное толкование вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления более узкое и краткое. Чтобы более ясно и четко понимать данное определение, стоит обратиться к некоторым авторам, которые дают нам более расширенное определение.
Так, С.С. Яценко понимал под «вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления» нечто вроде действий, направленных на подготовку несовершеннолетнего к участию в преступлениях (так например, обучение воровским приемам, пропаганда «романтики» преступной жизни и т.д.), подстрекательство его к совершению одного или нескольких конкретных преступлений, либо на привлечение его к совершению преступлений в качестве соисполнителя или пособника. При этом Яценко утверждал, что предложение взрослого несовершеннолетнему совершить преступление является формой психического воздействия на психику несовершеннолетнего. По мнению другого автора, А.А. Игнатьева - «вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность» выражается в таких действиях, которые возбуждают у несовершеннолетнего стремление к совершению каких либо преступлений или объективно втягивают его в участие в преступной деятельности.
Из данных определений ясно видно, что основу данных определений составляет «вовлекатель» по смыслу это схоже с «инициатором», то есть человек, который играет ведущую, главную роль в преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Свою ведущую роль он «играет», прежде всего как человек, который «сподвиг» несовершеннолетнего на преступления, часто он может и сам одновременно совершать это же преступление и при этом привлечь для участия в нем несовершеннолетнего. В целом же следует понимать, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение одного преступления, как правило влечет за собой участие несовершеннолетнего в целой «цепочке» аналогичных преступлений. Отсюда следует, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления имеет свои субъективные и объективные признаки.
В данных преступлениях, совершаемых несовершеннолетними объектом всегда выступают интересы семьи несовершеннолетних, а также общественные отношения в сфере физического и нравственного развития личности, иногда сюда можно отнести здоровье несовершеннолетнего.
Объективная сторона таких преступлений всегда выражается в действиях взрослого (вовлечение), которые направлены на возбуждение желания у несовершеннолетнего совершить преступление. Это, как правило является обязательным признаком субъективной стороны таких преступлений.
Но есть еще и факультативный признак - это способ, который также необходимо устанавливать для квалификации деяния как преступления. Перечень способов согласно ст. 150 Уголовного кодекса РФ является неограниченным и включает в себя: обещание, обман, угрозу, или иной способ.
1. Обман - это введение в заблуждение. То есть, человек вовлекая несовершеннолетнего в совершение преступления искажает правду о том, что это уголовно - наказуемое деяние, в которое вовлекается несовершеннолетний. Обман бывает умышленный и случайный, осознанный или не заметный для самого человека. Но в уголовном праве при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления обман как правило бывает осознанный и умышленный, то есть «вовлекатель» осознанно обманывает несовершеннолетнего, он понимает, что за совершение такого преступления будет уголовно - правовая ответственность.
2. Угроза - это потенциально опасное событие или обещание проблем и неприятностей, это способ негативного влияния. В данной категории преступлений угроза всегда исходит от «вовлекателя», а адресатом угрозы становится несовершеннолетний, с неокрепшей психикой и совершающий преступление под угрозой расправы, под «психологическим давлением».
Субъектом таких преступлений всегда
выступает, вменяемое, физическое лицо,
достигшее 18-ти лет. В таких преступлениях
опасность вовлечения несовершеннолетнего
в совершение преступление заключается,
в частности, в совершении его именно взрослым
(совершеннолетним) лицом, обладающим
в силу возраста физическими и психическими
преимуществами перед вовлекаемым и использующим
это преимущество для совершения преступления.
Субъективная сторона преступлений, совершенных
несовершеннолетними - это отношение сознания
и воли субъекта к совершенному им общественно
опасному деянию и его последствиям. То
есть, гражданин, достигший 18-ти
летия, вовлекая в совершение преступления
несовершеннолетнего, как правило осознаёт,
что он совершает двойное преступление,
то есть это совершение самого преступления,
но и вовлечение несовершеннолетнего
в участие в этом преступлении.
Субъективными признаками преступлений, совершенных несовершеннолетними являются: вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица.
Вина - это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействиюи его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Как правило выделяют две формы вины: умысел и неосторожность.
1. Умысел - умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению. Умысел делится на прямой и косвенный. При прямом умысле лицо сознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент). При косвенном умысле виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае.
2. Неосторожность - это легкомысленный расчет на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Неосторожность встречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожные преступления могут быть не менее опасными, чем умышленные. Неосторожность может быть двух видов: преступное легкомыслие и преступная небрежность.
При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (волевой момент). При этом лицо не расценивает свои действия как общественно опасные, хотя и осознаёт, что они нарушают определённые правила предосторожности.
При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо может быть привлечено к ответственности за такие действия, поскольку его поступки связаны с пренебрежительным отношениям к закону, требованиям безопасности и интересам других лиц.
Мотив преступления - это основанные на существующих у лица потребностях и интересах факторы, которые обуславливают выбор лицом преступного варианта поведения и конкретную линию поведения в момент совершения преступления.
Цель преступления - это идеализированное представление лица о преступном результате, которого оно стремится достичь своими действиями.
Мотивы и цели тесно связаны между собой. Цель преступления формируется на основе сначала подсознательного, а потом осознанного влечения к удовлетворению потребности, составляющей мотив преступления. Цель и мотив являются психологической основой для образования у субъекта виновного отношения к совершаемому деянию. Мотивы и цели в умышленных преступлениях носят преступный характер, так как цели, которых желает достичь лицо, связаны с причинением определённого вреда объектам, охраняемым уголовным законом. В неосторожных преступлениях мотивы и цели носят нейтральный или общественно-полезный характер.
Эмоциональное состояние лица, совершившего преступление - это чувства и переживания, которые испытывает человек. Это эмоциональное возбуждение, вспышка таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля за действиями-аффект.
Аффект может быть физиологическим и патологическим. При физиологическом аффекте возникшее состояние представляет собой интенсивную эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль за своими поступками, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности. Однако при этом не наступает глубокого помрачения сознания, сохраняется самообладание и поэтому физиологический аффект не исключает ответственности.
Физиологический аффект является смягчающим уголовную ответственность состоянием при условии, что он является реакцией на противоправное либо аморальное поведение потерпевшего, которое может носить однократный или систематический характер; в последнем случае речь идёт о наличии длительной психотравмирующей ситуации.