Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 08:56, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы это – изучить понятие коррупции, раскрыть особенности развития этого явления в России, выявить причины возникновения и методы борьбы с коррупцией. Исходя из указанной цели исследования курсовой работы её основными задачами являются: 1. исследовать и проанализировать понятие коррупции, историю становления в России; 2. обозначить и разграничить причины возникновения коррупции; 3. разработать уголовно-правовые методы борьбы с ней;
Оглавление
Введение 3 Глава I. Понятие и сущность коррупции 1.1. Исторический экскурс 5 1.2. Понятие коррупции. 8 Глава II. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 2.1. Причины коррупции 13 2.2. Борьба с коррупцией 19 Заключение 30 Список использованной литературы 32 Приложение 35
В правовых документах,
прежде всего, стоит отказаться от использования
термина «коррупция». В противном случае
происходит подмена юридических категорий
криминологическими. Применение этого
понятие в законодательных и иных нормативно-правовых
актах нежелательно, поскольку коррупция
– это всё-таки социально-негативное явление.
В этой связи важно определить, каким образом
конкретные виды коррупционных деформаций
могут быть отражены на уровне нормативно-правовых
регуляторов, с помощью какого юридического
инструментария и средствами какой отраслевой
принадлежности наиболее эффективно противодействие
им. 11
Особый интерес к предупреждению
коррупции вызван двумя главными обстоятельствами:
во-первых, практической потребностью
в том, чтобы весь механизм предупреждения
коррупции работал эффективнее, а предупредительные
меры использовались в полной мере; во-вторых,
расширением возможности научных исследований
в данной сфере. Наряду с этим усиливается
стремление науки и практики к изучению
предупреждения коррупции «в действии»,
когда оно выступает не просто в качестве
тех или иных теоретических положений,
но и конкретный, специфический вид деятельности.
Рассмотрение проблемы
предупреждения коррупции, совершаемой
государственными служащими, тесно связано
с особенностями рассматриваемых субъектов.
В этой связи противостоять этим набирающим
силу негативным явлениям с помощью стандартных,
апробированных ранее методов борьбы
практически невозможно. Мировой опыт
показывает, что разовые, пусть даже очень
жестокие меры бесперспективны.
Борьба с коррупцией
должна отвечать всем требованиям борьбы
с преступностью. Общую организацию борьбы
с коррупционной преступностью следует
базировать на:
а) постоянном анализе
изменений коррупции и её причин;
б) определении стратегии
и тактике борьбы с ней с учётом реальных
социально-экономических, политических
условий, состояния общественного сознания,
правоохранительной системы;
в) основе федерального
закона, а не подзаконных актов, так как,
во-первых, неизбежные ограничения ряда
прав служащих (при предоставлении декларации
о доходах, ограничении совместительства
и т.п.) могут в соответствии со статьей
55 Конституции Российской Федерации осуществляться
только на основе федерального закона;
во-вторых, доказательствами в уголовном
судопроизводстве признаются только данные,
полученные в предусмотренном законом
порядке. При этом необходимо обеспечивать
развитие антикоррупционного законодательства
с использованием средств разных отраслей
права, комплексного подхода;
г) разработке целевых
взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией
в Российской Федерации и её субъектах,
причём реально обеспеченных в материальном,
кадровом, правовом отношениях;
д) координации деятельности
всех органов государственной власти
Президентом России (через Совет Безопасности)
и координации деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступными проявлениями
коррупции Генеральным прокурором России;
е) специализированной
подготовке кадров и выделении в правоохранительных
органах специализированных подразделений;
ж) использовании помощи
разных институтов гражданского общества,
населения, юридических лиц (включая сотрудничество
банков);
з) систематической
оценке результатов работы и корректировки
мер.
Немаловажную роль
в противодействии коррупции играет предупреждение.
В плане общего предупреждения необходимо
исключать использование коррупции как
средства становления и укрепления новых
общественных отношений, создания социальной
опоры новых отношений, а также пресекать
отмывание, приумножение криминальных
капиталов.
Будучи многогранным,
социально сложным и во многом объективно
обусловленным явлением, коррупция с точки
зрения правового регулирования требует
комплексного подхода, в рамках которого
меры уголовного права должны занимать
ведущую, но не единственную роль. 12
Статья 7 Конвенции
ООН против коррупции от 31 октября 2003 года предусматривает
необходимость в публичном секторе создавать,
поддерживать и укреплять такие системы
приёма на работу, набора, прохождения
службы, продвижения по службе и выхода
в отставку гражданских служащих и, в надлежащих
случаях, других неизбираемых публичных
должностных лиц, которые:
a) основываются
на принципах эффективности и
прозрачности и на таких объективных
критериях, как безупречность работы,
справедливость и способности;
b) включают надлежащие
процедуры отбора и подготовки
кадров для занятия публичных
должностей, которые считаются особенно
уязвимыми с точки зрения коррупции,
и ротации, в надлежащих случаях,
таких кадров на таких должностях;
c) способствуют
выплате надлежащего вознаграждения
и установлению справедливых
окладов с учётом уровня экономического
развития Государства-участника;
d) способствуют
осуществлению образовательных
и учебных программ, с тем чтобы
такие лица могли удовлетворять требованиям
в отношении правильного, добросовестного
и надлежащего выполнения публичных функций,
а также обеспечивают им специализированную
и надлежащую подготовку, с тем чтобы углубить
осознание ими рисков, которые сопряжены
с коррупцией и связаны с выполнением
ими своих функций. Такие программы могут
содержать ссылки на кодексы или стандарты
поведения в применимых областях.
19 мая 2008 года Президент
Российской Федерации подписывает
Указ «О мерах по противодействию
коррупции», которым был образован Совет
при Президенте Российской Федерации
по противодействию коррупции. В данный
Совет вошли 19 человек, среди которых:
Президент Российской Федерации, руководители
некоторых силовых ведомств, председатели
высших судов Российской Федерации, несколько
помощников Президента по различным вопросам,
несколько министров, полномочный представитель
Правительства Российской Федерации в
высших судах Российской Федерации, руководитель
Администрации Президента, член Общественной
палаты, руководитель Аппарата Правительства
и Председатель счётной палаты.
Этот Указ установил,
что основными задачами Совета являются:
- подготовка предложений
Президенту Российской Федерации,
касающихся выработки и реализации
государственной политики в области
противодействия коррупции;
- координация деятельности
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
муниципальных образований по реализации
государственной политики в области противодействия
коррупции;
- контроль за реализацией
мероприятий предусмотренных Национальным
планом противодействия коррупции.
Также этот Указ обязал
председателя президиума Совета разработать
и представить проект Национального плана
противодействия коррупции. Проект названного
плана был представлен главой администрации
Президента РФ С.Е. Нарышкиным 25.06. 2008г.,
а 31 июля 2008г. – подписан Президентом РФ.
Безусловно, этот документ
– значительное событие в современной
российской политике. Именно в соответствии
с Национальным планом, в обозримом будущем
нашей страны, должна развернуться борьба
с коррупцией. 13
Положительно можно
оценить как план в целом, так и основные
его идеи:
Констатацию неизбежности
существования коррупции и, как следствие,
отказ от постановки очевидно недостижимых
целей;
Признание приоритета
профилактических мер;
Осознания необходимости
повышения качества юридического образования
в России.
Среди более частных
моментов, однозначно заслуживающих одобрения
и поддержки, следует назвать
Провозглашение в качестве одного из основных направлений государственной политики в сфере противодействия
коррупции стимулирования добросовестного
исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне (абз. 2 подп. «в» п. 1 раздела 1 плана);
Указания на необходимость
введения антикоррупционных стандартов,
т. е. установления для соответствующей
области социальной деятельности единой
системы запретов, ограничений, обязанностей
и дозволений, направленных на предупреждение
коррупции (абз. 4 подп. «в» п. 1 раздела 1);
Признания целесообразности
установления административной ответственности
государственных и муниципальных служащих
за правонарушение коррупционного характера
с применением к ним дисквалификационного
характера в качестве административного
наказания (подп. «а» п. 2 раздела 1);
Идею о необходимости
законодательного обеспечения механизма
предупреждения коррупции и разрешения
конфликта интересов на государственной
и муниципальной службе (подп. «д» п. 2 раздела
1);
Планирования внесения
дополнения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности» в части установления в
качестве задачи оперативно-розыскной
деятельности обнаружение имущества,
подлежащего конфискации (подп. «е» п.
2 раздела 1);
Акцентирование внимания
на увеличении объема практической подготовки
юридических кадров (подп. «а» п. 1 раздела
3);14
В Национальном плане
противодействия коррупции (подп. «а»
п. 7 разд. 4). Министерству юстиции РФ поручено
совместно с Генеральной прокуратурой
РФ разработать и внедрить систему мониторинга
правоприменения в целях своевременной
корректировки отечественного законодательства.
В Минюсте России создано новое структурное
подразделение - Департамент законопроектной
деятельности и мониторинга правоприменения,
на которой возложена задача проведения
различных видов правового мониторинга.
В Национальной стратегии противодействии
коррупции (п. «н» ст. 8) указывается, что
она реализуется по такому основному направлению,
как совершенствование правоприменительной
практики правоохранительных органов
и судов по делам, связанным с коррупцией.
Статистика Судебного
департамента Верховного Суда РФ за первое
полугодие 2010 г. демонстрирует, что число
оправданных за получение взятки –
самое высокое по сравнению с другими
видами преступлений; на каждые 36,6 осужденного
приходится один оправданный. Только в
первом полугодии 2010г. в связи с не установлением
причастности к преступлениям коррупционной
направленности оправдано в два раза больше
чиновников, чем за аналогичный период
предыдущего года. Количество осужденных
к реальному лишению свободы за совершение
преступления предусмотренного частью
4 ст. 290 УК РФ, в 2010 году составило 76%. При
этом достаточно показательными являются
данные о сроках лишения свободы и об условном
осуждении.15 (Приложение, табл.
№1).
Большое внимание стоит
уделить госслужащим. 10 мая 2012 года
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации разработало
методические указания во исполнение подпункта "г"
пункта 1 Национального плана противодействия
коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденного
Указом Президента Российской Федерации
от 13 апреля 2010 г. N 460, в интересах федеральных
государственных органов в целях повышения
эффективности обучения федеральных государственных
служащих по вопросам противодействия
коррупции, а также обеспечения единых
подходов к организации данного обучения.
Обучение федеральных государственных
служащих направлено на повышение эффективности
их профессиональной служебной деятельности,
в связи с чем все более широкое распространение
получает модель обучения, ориентированная
как на получение обучающимися новых знаний,
так и на умение применить их в практике
прохождения федеральной государственной
службы.
Обучение федеральных государственных
служащих по образовательным программам
дополнительного профессионального образования
антикоррупционной тематики должно быть
практикоориентированным и обеспечивать
получение федеральными государственными
служащими:
знаний нормативно-правовой
базы по противодействию коррупции, в
том числе в части установления запретов,
ограничений, обязанностей и дозволений,
требований к служебному поведению федеральных
государственных служащих, последовательности
действий государственного органа при
выявлении правонарушений коррупционного
характера, правовых и морально-этических
аспектов противодействия коррупции;
навыков применения полученных
знаний, включая способность оценить коррупционные
риски в различных областях государственного
управления, умение применить в практике
государственного управления механизмы
противодействия коррупции.16
Ратификация Российской Федерацией
основных международных правовых антикоррупционных
инструментов и связанное с этим участие
России в Группе государств против коррупции
(ГРЕКО), принятие и вступление в силу Федеральных
законов "О противодействии коррупции"
и "Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов", утверждение
Национальной стратегии противодействия
коррупции и Национального плана противодействия
коррупции на 2010 - 2011 годы создали прочную
законодательную базу для организации
эффективного противодействия коррупции
в Российской Федерации, отвечающую международным
стандартам.
Уровень распространенности
этого явления продолжает оставаться
высоким. В этой связи требует усиления
прокурорский надзор за исполнением федерального
законодательства в сфере реализации
ключевых направлений государственной
антикоррупционной политики, определенных
Национальной стратегией противодействия
коррупции. Кроме того, следует обеспечить
эффективную координацию деятельности
правоохранительных органов в этой сфере. Важнейшая задача надзорной
деятельности это своевременное предупреждение
коррупционных правонарушений, выявление
и устранение их причин и условий:
Координация деятельности подразделений
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
в сфере противодействия коррупции, в
том числе по реализации мероприятий,
предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;
Подготовка информационно-аналитических
и других материалов, предусмотренных
Национальным планом противодействия коррупции и Календарным планом работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;
Систематическая проверка исполнения
законодательства о противодействии коррупции
в федеральных органах исполнительной
власти, Следственном комитете Российской
Федерации с привлечением при необходимости
иных подразделений Генеральной прокуратуры
Российской Федерации.
Оказывать правоохранительным
органам иностранных государств практическую помощь в разработке
мер по предупреждению коррупции;
Принимать участие и обеспечивать
работу российской делегации в Группе
государств против коррупции (ГРЕКО), способствовать
реализации выработанных ею рекомендаций;17