Уголовно-правовая борьба с коррупцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы это – изучить понятие коррупции, раскрыть особенности развития этого явления в России, выявить причины возникновения и методы борьбы с коррупцией.
Исходя из указанной цели исследования курсовой работы её основными задачами являются:
1. исследовать и проанализировать понятие коррупции, историю становления в России;
2. обозначить и разграничить причины возникновения коррупции;
3. разработать уголовно-правовые методы борьбы с ней;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность коррупции
1.1. Исторический экскурс 5
1.2. Понятие коррупции. 8
Глава II. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации
2.1. Причины коррупции 13
2.2. Борьба с коррупцией 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.99 Кб (Скачать)

В правовых документах, прежде всего, стоит отказаться от использования термина «коррупция». В противном случае происходит подмена юридических категорий криминологическими. Применение этого понятие в законодательных и иных нормативно-правовых актах нежелательно, поскольку коррупция – это всё-таки социально-негативное явление. В этой связи важно определить, каким образом конкретные виды коррупционных деформаций могут быть отражены на уровне нормативно-правовых регуляторов, с помощью какого юридического инструментария и средствами какой отраслевой принадлежности наиболее эффективно противодействие им. 11

Особый интерес к предупреждению коррупции вызван двумя главными обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм предупреждения коррупции работал эффективнее, а предупредительные меры использовались в полной мере; во-вторых, расширением возможности научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения коррупции «в действии», когда оно выступает не просто в качестве тех или иных теоретических положений, но и конкретный, специфический вид деятельности.

Рассмотрение проблемы предупреждения коррупции, совершаемой государственными служащими, тесно связано с особенностями рассматриваемых субъектов. В этой связи противостоять этим набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жестокие меры бесперспективны.

Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

а) постоянном анализе изменений коррупции и её причин;

б) определении стратегии и тактике борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

г) разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;

е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

з) систематической оценке результатов работы и корректировки мер.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет предупреждение. В плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры новых отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

Будучи многогранным, социально сложным и во многом объективно обусловленным явлением, коррупция с точки зрения правового регулирования требует комплексного подхода, в рамках которого меры уголовного права должны занимать ведущую, но не единственную роль.  12

Статья 7 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года предусматривает необходимость в публичном секторе создавать, поддерживать и укреплять такие системы приёма на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц, которые:

a) основываются  на принципах эффективности и  прозрачности и на таких объективных  критериях, как безупречность работы, справедливость и способности;

b) включают надлежащие  процедуры отбора и подготовки  кадров для занятия публичных  должностей, которые считаются особенно  уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров на таких должностях;

c) способствуют  выплате надлежащего вознаграждения  и установлению справедливых  окладов с учётом уровня экономического  развития Государства-участника;

d) способствуют  осуществлению образовательных  и учебных программ, с тем чтобы такие лица могли удовлетворять требованиям в отношении правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций, а также обеспечивают им специализированную и надлежащую подготовку, с тем чтобы углубить осознание ими рисков, которые сопряжены с коррупцией и связаны с выполнением ими своих функций. Такие программы могут содержать ссылки на кодексы или стандарты поведения в применимых областях.

19 мая 2008 года Президент  Российской Федерации подписывает  Указ «О мерах по противодействию  коррупции», которым был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В данный Совет вошли 19 человек, среди которых: Президент Российской Федерации, руководители некоторых силовых ведомств, председатели высших судов Российской Федерации, несколько помощников Президента по различным вопросам, несколько министров, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судах Российской Федерации, руководитель Администрации Президента, член Общественной палаты, руководитель Аппарата Правительства и Председатель счётной палаты.

Этот Указ установил, что основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений  Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации  государственной политики в области  противодействия коррупции;

- координация деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией мероприятий предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и представить проект Национального плана противодействия коррупции. Проект названного плана был представлен главой администрации Президента РФ С.Е. Нарышкиным 25.06. 2008г., а 31 июля 2008г. – подписан Президентом РФ.

Безусловно, этот документ – значительное событие в современной российской политике. Именно в соответствии с Национальным планом, в обозримом будущем  нашей страны, должна развернуться борьба с коррупцией. 13

Положительно можно оценить как план в целом, так и основные его идеи:

    • Констатацию неизбежности существования коррупции и, как следствие, отказ от постановки очевидно недостижимых целей;
    • Признание приоритета профилактических мер;
    • Осознания необходимости повышения качества юридического образования в России.

Среди более частных моментов, однозначно заслуживающих одобрения и поддержки, следует назвать

    •  Провозглашение в качестве одного из основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции стимулирования добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне (абз. 2 подп. «в» п. 1 раздела 1 плана);
    • Указания на необходимость введения антикоррупционных стандартов, т. е. установления для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции (абз. 4 подп. «в» п. 1 раздела 1);
    • Признания целесообразности установления административной ответственности государственных и муниципальных служащих за правонарушение коррупционного характера с применением к ним дисквалификационного характера в качестве административного наказания (подп. «а» п. 2 раздела 1);
    • Идею о необходимости законодательного обеспечения механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе (подп. «д» п. 2 раздела 1);
    • Планирования внесения дополнения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части установления в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности обнаружение имущества, подлежащего конфискации (подп. «е» п. 2 раздела 1);
    • Акцентирование внимания на увеличении объема практической подготовки юридических кадров (подп. «а» п. 1 раздела 3);14

В Национальном плане противодействия коррупции (подп. «а» п. 7 разд. 4). Министерству юстиции РФ поручено совместно с Генеральной прокуратурой РФ разработать и внедрить систему мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки отечественного законодательства. В Минюсте России создано новое структурное подразделение - Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения, на которой возложена задача проведения различных видов правового мониторинга. В Национальной стратегии противодействии коррупции (п. «н» ст. 8) указывается, что она реализуется по такому основному направлению, как совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией.

Статистика  Судебного департамента Верховного Суда РФ за первое полугодие 2010 г. демонстрирует, что число оправданных  за получение взятки – самое высокое по сравнению с другими видами преступлений; на каждые 36,6 осужденного приходится один оправданный. Только в первом полугодии 2010г. в связи с не установлением причастности к преступлениям коррупционной направленности оправдано в два раза больше чиновников, чем за аналогичный период предыдущего года. Количество осужденных к реальному лишению свободы за совершение преступления предусмотренного частью 4 ст. 290 УК РФ, в 2010 году составило 76%. При этом достаточно показательными являются данные о сроках лишения свободы и об условном осуждении.15 (Приложение, табл. №1).

Большое внимание стоит уделить госслужащим.  10 мая 2012 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработало методические указания во исполнение подпункта "г" пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, в интересах федеральных государственных органов в целях повышения эффективности обучения федеральных государственных служащих по вопросам противодействия коррупции, а также обеспечения единых подходов к организации данного обучения.

Обучение федеральных государственных служащих направлено на повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, в связи с чем все более широкое распространение получает модель обучения, ориентированная как на получение обучающимися новых знаний, так и на умение применить их в практике прохождения федеральной государственной службы.

Обучение федеральных государственных служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной тематики должно быть практикоориентированным и обеспечивать получение федеральными государственными служащими:

знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению федеральных государственных служащих, последовательности действий государственного органа при выявлении правонарушений коррупционного характера, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции;

навыков применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски в различных областях государственного управления, умение применить в практике государственного управления механизмы противодействия коррупции.16

Ратификация Российской Федерацией основных международных правовых антикоррупционных инструментов и связанное с этим участие России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), принятие и вступление в силу Федеральных законов "О противодействии коррупции" и "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы создали прочную законодательную базу для организации эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации, отвечающую международным стандартам.

Уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. В этой связи требует усиления прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики, определенных Национальной стратегией противодействия коррупции. Кроме того, следует обеспечить эффективную координацию деятельности правоохранительных органов в этой сфере. Важнейшая задача надзорной деятельности это своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий:

    • Координация деятельности подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;
    • Подготовка информационно-аналитических и других материалов, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и Календарным планом работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;
    • Систематическая проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, Следственном комитете Российской Федерации с привлечением при необходимости иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
    • Оказывать правоохранительным органам иностранных государств практическую помощь в разработке мер по предупреждению коррупции;
    • Принимать участие и обеспечивать работу российской делегации в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), способствовать реализации выработанных ею рекомендаций;17

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с коррупцией