Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:56, реферат
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике РК и сложившейся в данный момент кризисной экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей в стабилизации экономического положения в стране.
Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:
-структура собственности и ее особенности;
-мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
-национальные особенности экономики РК.
Введение
I. Отношения собственности в свете исторической диалектики.
1. Перспективы развития частной собственности в понимании К. Маркса и монетаристов.
2. Структурный анализ собственности
3. Влияние развития орудий труда на дифференциацию собственности.
II. Особенности развития собственности в современных условиях.
1. Разногласия в подходах оценки форм собственности.
2. Различия в формах собственности в РК.
3. Нормализация процессов разгосударствления и приватизации и сглаживание их негативных последствий в РК
4. Преобразование отношений собственности в АПК.
а) изменения в системе управления экономикой, как основная причина в структуре отношений собственности
б) аренда - один из способов перехода от государственной к негосударственной форме собственности
в) Казахстанские акционерные общества .
III. Тенденции и перспективы развития частной собственности
IV. Приватизация предприятий сельского хозяиства
V. Заключение.
Список литературы.
В
мире ведущей и наиболее динамичной
формой хозяйствования являются акционерные
общества. Составляя относительно небольшую
часть в общем количестве предприятий
(приблизительно 20%), они производят основную
массу продукции, получая подавляющую
долю прибыли. В экономике России
они пока еще не играют заметной роли.
В 1993 г. на их долю приходилось только 3.4%
всех действующих предприятий и 4.3% объема
произведенной продукции. В основном они
получили распространение в промышленности
строительных материалов, машиностроении,
лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности.
в)
Казахстанские акционерные
общества.
Активизации создания акционерных обществ будет способствовать федеральный закон “Об акционерных обществах “. По подсчетам Минэкономики и отраслевых министерств РК, в целом количество предприятий, которые подлежат корпоратизации, составляют приблизительно 6000, и вся работа по ее проведению должна будет завершиться до конца 1999 г.
В 1991 г. в негосударственном секторе страны начали действовать коллективные предприятия. Пока еще их количество невелико. В 1993 г. они составляли 3.3% действующих предприятий и 2.1% объема выпущенной продукции. Наибольшее распространение они получили в машиностроении, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. С переходом к рыночным отношениям и активизацией процесса приватизации собственности, коллективные предприятия будут играть еще большую роль в экономике России. Про это говорит и опыт развитых стран. В США, например, в 1990 г. количество таких компаний достигло 10275, и в них было занято около 10.5 млн. человек, что составило почти 10% активной рабочей силы. Такой рост предприятий, где используют собственность работников, обусловлено тем, что наделение работников собственностью позволяет добиться налоговых льгот, сберечь рабочие места и (что является самым важным) улучшить работу компании, опираясь на реальную заинтересованность в этом самих работников. Как показал опыт, нанятые работники, владея акциями предприятия, становятся собственниками своего предприятия и получают новый социальный статус и работают более эффективно.
Следует отметить еще один немаловажный момент. Развитию и расширению компаний с собственностью рабочих и служащих способствует законодательство развитых стран. Например, механизм формирования ESOP наиболее полно систематизируется в принятом Конгрессом США в 1986 г. Акте реформ системы налогов. Кроме этого, более чем 20 штатов США приняли собственные законодательные акты, в соответствии с которыми способствование расширению ESOP провозглашается особым социальным заданием каждого штата.
В РК акционерным обществам еще в 1959 г. было разрешено покупать собственные акции для последующего распространения среди своих работникам по льготным ценам. Закон 1965 г. прорегламентировал выпуск подобных акций. Денационализация таких предприятий, как "Prayssag" и "Folkswagen", сопровождалась выпуском мелких "народных акций"3.
Законодательством этих стран предусматривается также правовой режим акций работников, размер участия каждого и всех работников в основном капитале компании. Как правило, размер участия каждого работника зависит от таких критериев, как полученная заработная плата, производственный стаж, служебное положение. Большей или меньшей мерой ограничивается возможность отчуждения работниками своих акций. Таким образом, опыт говорит о перспективности коллективных предприятий с персонифицированной формой собственности при условии создания благоприятных условий для их функционирования.
Первым шагом на пути к многоукладной экономике было возрождение в конце 80-х годов кооперативной формы, но в промышленности кооперативы не получили большого распространения, их количество с каждым годом уменьшается, а объем произведенной ими продукции не превосходит 0.1% всей промышленной продукции в республике.
Уменьшение
количества кооперативов в большой
мере обусловлено нестабильностью
правового положения
Рыночная экономика объективно требует развития малого производства, которое может осуществляться в форме частного предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности и др. В 1991 г. в негосударственном секторе экономики России, наряду с предприятиями коллективной и смешанной форм собственности, начали действовать и предприятия, которые базируются на частной собственности физического лица. В 1993 г. их общее количество увеличилось (по сравнению с 1991 г.) почти в 6 раз и составило более 11.8 тысяч предприятий. Однако, несмотря на такое количественное увеличение, эти предприятия пока еще не играют большую роль в национальной экономике. На них в целом в промышленности приходится менее чем 1% объема произведенной продукции. Как показывают социально-экономические исследования, основными причинами, которые сдерживают рост предпринимательской деятельности, тормозят эффективную работу частных предприятий, являются нестабильность государственной, социально-экономической и налоговой политики, отсутствие развитой инфраструктуры предпринимательства, рэкет, негативное общественное мнение о частном бизнесе и др.
Исходя из этого, можно предвидеть, что в ближайшие годы развитие процессов разгосударствления и приватизации собственности в промышленности России будет происходит в направлении повышения роли и части коллективной собственности за счет резкого увеличения хозяйственных товариществ.
Обоснованные выводы, касающиеся адаптации предприятий негосударственных форм собственности и существенное влияние их на формирование конкурентной среды и преодоление кризисных явлений в экономике можно будет осуществить только в случае активизации производства и нормализации процесса воспроизводства производственного аппарата4.
Что касается воспроизводства ОПФ, то следует отметить, что 3 года - это очень короткое время для того, чтобы нормализовать этот процесс, радикально улучшить состояние техники даже при стабильном развитии экономики, не говоря уже про условия, в которых сейчас находится Россия.
Ухудшение условий хозяйствования - усиление кризисных явлений (особенно в инвестиционной сфере), активизация инфляционных процессов - отразилась на деятельности предприятий всех без исключения форм собственности и хозяйствования. Так, если в 1991 г. при анализе структуры ОПФ и показателей их воспроизводства можно было отметить отдельные позитивные и негативные черты каждой из исследованной форм собственности и хозяйствования, то данные за 1992 г. свидетельствуют об ухудшении процесса воспроизводства как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики .
На государственных предприятиях неблагоприятное положение с воспроизводством ОПФ обусловлено несколькими причинами. Получив большую свободу в использовании прибыли, большинство из них начали тратить большую ее часть на потребление. Те же предприятия, которые, воспользовавшись своими правами, начали осуществлять техническое перевооружение и расширение производства, встретились с другими проблемами: недостатком финансовых ресурсов, отсутствием соответствующего оборудования, материалов и др. Вследствие этого строительства, которые были начаты, замерли, увеличивается количество законсервированных объектов и незавершенного производства, то есть нарушается воспроизводственный процесс. Если раньше предприятие самостоятельно вкладывало средства в фонд накопления, а государство оказывало ему финансовую помощь и поддержку, то теперь в условиях гиперинфляции и перехода на самофинансирование, руководство государственных предприятий, чтобы сберечь трудовые коллективы и не дать им распасться, вынуждено " из фонда перекачивать" средства накопления в фонд потребления и обеспечивать тем самым увеличение заработной платы в ущерб обновлению и расширению производственных мощностей.
Среди предприятий негосударственных форм собственности несколько лучших (по сравнению с промышленностью в целом) показатели в обновлении техники, улучшении структуры ОПФ, уменьшении их изношенности достигли в 1993 г. акционерные общества. Они характеризуются также более прогрессивной структурой затрат на воспроизводство ОПФ. Если на государственных предприятиях более чем половина всех затрат приходится на ремонт (59.1%), тогда как части возмещения устаревших средств производства и накопления новых фондов составляют, соответственно, только 9.6 и 31.4%, то в акционерных обществах части каждого из указанных видов затрат достигают, соответственно, 45.7, 11.6 и 42.7%. Подобное отношение к воспроизводству ОПФ в акционерных обществах объясняется тем, что эта форма хозяйствования имеет явные преимущества перед другими организационно-хозяйственными формами предприятий - с точки зрения как привлечения и использования финансовых средств, так и управления.
В
кооперативах процесс обновления ОПФ
осуществляется в объемах, намного
меньших, чем в других негосударственных
предприятиях. Это связано с тем,
что кооперативный сектор занимает,
якобы промежуточное положение
между государственным и
На
арендных предприятиях уровень показателей
воспроизводства ОПФ
Значительный интерес вызывает сравнительный анализ эффективности функционирования промышленных предприятий разных форм собственности. Он показывает, что в условиях формирования рыночных отношений и проявления кризисных явлений в экономике, предприятия рыночного сектора лучше приспосабливаются к условиям, которые сложились. Так, если в государственном секторе экономики объем производства в 1993 г. сократился (сравнительно с 1992г.) на 10.5%, то на негосударственных предприятиях он вырос чуть ли не на 7%, то есть государственные предприятия, будучи наиболее технически вооруженными, откровенно проигрывают предприятиям негосударственного сектора по уровню использования ОПФ.
Среди предприятий негосударственного сектора экономики наибольшей отдачей ОПФ и уровнем продуктивности труда характеризуются хозяйственные товарищества.
Проведенный анализ свидетельствует, что в условиях обострения экономического кризиса наиболее уязвимой сферой деятельности предприятия является воспроизводство производственного аппарата. Этот процесс ухудшился как в государственном секторе, так и на предприятиях негосударственных форм собственности. Однако у последних выявилось больше возможностей для приспособления к ситуации, которая сложилась. Особенно это касается акционерных обществ, которые значительную часть прибыли направляли на цели производства. Вместе с тем эта прогрессивная форма хозяйствования не смогла в полной мере проявить свои позитивные возможности. Что касается аренды, то ее следует рассматривать как способ постепенной приватизации, с формированием производства на основе собственности работников с довольно высоким уровнем мотивации к труду. Необходимо создать арендным коллективам более благоприятствующие условия для функционирования (прежде всего, это касается права выкупа и размера арендной платы).
Для
осуществления мониторинга
III.
Тенденции и перспективы
развития частной собственности.
Любое
государство структурирует