Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:28, курсовая работа
Цель работы – исследование компьютерной преступности и компьютерной безопасности.
Данная цель определила основные задачи работы:
Осветить возможные способы компьютерных преступлений;
Выявить методы защиты от них.
1. Общая характеристика компьютерных преступлений
1.1 Понятие и сущность компьютерных преступлений
1.2. Субъекты компьютерных преступлений
2. Организационно-правовой механизм противодействия компьютерным преступлениям
2.1 Историко-правовой анализ противодействия компьютерным преступлениям
2.2 Анализ состояния противодействия компьютерным преступлениям в Республике Беларусь
3. Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в борьбе с компьютерными преступлениями
Литература
Словарь специальных терминов
Правонарушения подразделяются на четыре основные категории:
В Конвенции закреплены основные
нормы, облегчающие расследование
компьютерных преступлений с использованием
новых форм взаимопомощи. Они предусматривают
защиту хранящихся в компьютерах
данных, хранение и оперативное представление
данных об интернет-трафике, поиск и
арест систем, используемых злоумышленниками,
динамическую фиксацию трафика и
перехват сетевого контента. В интересах
соблюдения прав человека и принципа
соразмерности действие этих норм ограничивается
условиями и гарантиями, предусмотренными
национальными
Помимо традиционных форм
международного сотрудничества, регулируемого
такими документами, как Европейская
конвенция о выдаче (экстрадиции)
и Европейская конвенция о
взаимной правовой помощи по уголовным
делам, в Конвенции о
Значение Конвенции выходит за рамки чисто законодательных вопросов. Этот документ закладывает основу для расширения практического сотрудничества правоохранительных структур в целях профилактики, а также раскрытия киберпреступлений.
Компьютерные преступления
как таковые требуют
Существенное значение в системе взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств при расследовании уголовных дел в сфере высоких технологий является сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
В настоящее время в
СНГ отстутствуют специальные институциональные
механизмы, направленные на осуществление
борьбы с киберпреступностью, а все
меры, обращенные на разрешение данной
проблемы, можно отнести на счет
договорно-правового
Так, например, 18 апреля 2001 г. в городе Санкт-Петербурге прошел Второй Международный конгресс «Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества в странах СНГ». По итогам его работы было принято Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, в котором содержаться рекомендации участников Конгресса. В частности, в результате работы третьего круглого стола «Глобальная информационная инфраструктура и проблемы обеспечения информационной безопасности» обеспечение информационной безопасности было рекомендовано для признания в качестве основной задачи в условиях использования глобальной информационной инфраструктуры. Было особо отмечено, что международное сотрудничество государств в области обеспечения информационной безопасности должно осуществляться на равноправной, недискриминационной, справедливой основе с обязательным соблюдением всех требований международных организаций, а также международных стандартов.
Совет глав государств 5 октября 2007 г. принял Решение о межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 г.г. Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе тенденций преступности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, в том числе опыте совместных действий и результатах реализации предыдущих программ. Целью Программы является дальнейшее совершенствование сотрудничества государств - участников СНГ, уставных и отраслевых органов СНГ по борьбе с преступностью. В документе среди организационно-практических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий, особо выделяют предприятие соответствующих шагов и в сфере информационной безопасности. Рекомендуется продолжить в рамках соответствующих межгосударственных органов СНГ обмен опытом в области методических рекомендаций, а также осуществление подготовки методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий. Особый акцент ставится на продолжении развития объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (далее - ОБД СНГ) в целях эффективного информационного взаимодействия и сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, экономической преступностью транснационального характера и незаконной миграцией. Тем не менее, на наш взгляд, в данной Программе не уделяется должное внимание вопросам разработки конкретных мероприятий по борьбе с компьютерными преступлениями.
2 апреля 1999 г. было принято Решение Совета глав государств Содружества Независимых «О Концепции взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью». Задачей взаимодействия государств-участников СНГ по борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность по борьбе в том числе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам-участникам СНГ. Важной особенностью документа, на наш взгляд, является признание признака транснациональности киберпреступлений и нарастающей угрозы их эскалации.
Одним из документов, косвенно
затрагивающим предмет
Наиболее важным документом в области сотрудничества по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий является принятое в 2001 г. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Документ разъясняет понятия «компьютерного преступления», «компьютерной информации», «вредоносной программы», «неправомерного доступа». Кроме того, определяются деяния, которые государства-участники Соглашения обязуются рассматривать в качестве уголовно наказуемых. В результате анализа предусмотренных форм сотрудничества в рамках данного документе можно выделить следующие группы форм:
Таким образом, определяется основные механизмы взаимодействия стран-участников СНГ, не затрагивая спорные вопросы юрисдикции. Тем не менее, Соглашение не было подписано Грузией и Туркменистаном.
На наш взгляд, в связи с вышесказанным, государства-участники СНГ не воспринимают полноту угроз в области киберпреступности. В частности, во всех значимых Программах сотрудничества по борьбе с преступностью не предусмотрено конкретных организационно-правовых мер в борьбе с компьютерными преступлениями для стран-участниц СНГ. Решением данной проблемы могло бы быть создание научно-исследовательского центра СНГ по изучение киберпреступности и обеспечение его связанности с практической деятельностью, с внедрением наиболее перспективных результатов исследований и разработок в непосредственную работу правоохранительных органов, возможность проведения на его базе специализированных экспертиз. Это позволило бы создать научно-теоретическую, организационно-техническую, информационную, кадровую основу для сотрудничества государств в указанном регионе.
Участие Республики Беларусь в сотрудничестве по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий реализуется по следующим направлениям:
Всеобъемлющим специальным документом в области сотрудничества по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий является Европейская конвенция о киберпреступности. Тем не менее, она не была подписана Республикой Беларусь. Таким образом, договорно-правовое сотрудничество ограничивается общими документами, касающимися материальных и процессуальных аспектов транснациональной преступности. Например: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.
В Республике Беларусь не существует практики участия в двусторонних договорах по вопросам киберпреступности. Прежде всего, это связано с тем, что подобные соглашения не будут достаточно эффективны на указанном уровне, учитывая специфику проблемы преступлений в сфере высоких технологий.
Что же касается участия Республики Беларусь в сотрудничестве на региональном уровне, то оно реализуется в рамках СНГ. 2 апреля 1999 г. было принято Решение Совета глав государств Содружества Независимых «О Концепции взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью». Задачей взаимодействия государств-участников СНГ в борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность в борьбе в том числе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам-участникам СНГ. Важной особенностью документа, на наш взгляд, является признание признака транснациональности киберпреступлений и нарастающей угрозы их эскалации.
В исполнение Концепции Совет глав государств 5 октября 2007 г. принял Решение о межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 г.г. На наш взгляд, в данной Программе не уделяется должное внимание вопросам разработки конкретных мероприятий по борьбе с компьютерными преступлениями.
Одним из документов, косвенно
затрагивающим предмет
Наиболее важным документом в области сотрудничества по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий является принятое в 2001 г. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Документ разъясняет юридически значимые понятия, определяет деяния, которые государства-участники Соглашения обязуются рассматривать в качестве уголовно наказуемых.
Под эгидой Исполнительного комитета СНГ разработаны и согласованы проекты Концепции обеспечения информационной безопасности Содружества Независимых Государств и Комплексного плана мероприятий по ее реализации на период с 2005 по 2008 г.г. Проекты направлены на формирование, реализацию непрерывного функционирования и комплексного развития политических, правовых, экономических, организационных, технических и иных механизмов защиты совместных интересов государств-участников Содружества Независимых Государств в информационной сфере.
К общим документам, принятым в рамках СНГ и регулирующим процессуальные аспекты сотрудничества можно отнести Конвенцию стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по уголовным, гражданским и семейным делам» 2002 г. В рамках этой конвенции взаимодействие государств по вопросам оказания правовой помощи осуществляется путем частичной передачи компетенции; совместного расследования уголовных дел (участие иностранного специалиста при исполнении запроса либо создание совместных следственно-оперативных групп). В настоящее время создание межгосударственных следственных групп регулируется статьей 63 Кишиневской конвенции, статьей 20 II Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 г.
Во-первых, в Республики Беларусь
нет опыта создания межгосударственных
групп в рамках данной конвенции.
Во-вторых, на практике данное положение
применяется таким образом, что
уголовное преследование