Теоретико-правовые аспекты противодействия компьютерным преступлениям (преступлениям в сфере высоких технологий) в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование компьютерной преступности и компьютерной безопасности.
Данная цель определила основные задачи работы:
Осветить возможные способы компьютерных преступлений;
Выявить методы защиты от них.

Оглавление

1. Общая характеристика компьютерных преступлений
1.1 Понятие и сущность компьютерных преступлений
1.2. Субъекты компьютерных преступлений
2. Организационно-правовой механизм противодействия компьютерным преступлениям
2.1 Историко-правовой анализ противодействия компьютерным преступлениям
2.2 Анализ состояния противодействия компьютерным преступлениям в Республике Беларусь
3. Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в борьбе с компьютерными преступлениями
Литература
Словарь специальных терминов

Файлы: 1 файл

высокие технологии.docx

— 105.07 Кб (Скачать)

Правонарушения  подразделяются на четыре основные категории:

  1. преступления против конфиденциальности, целостности и работоспособности компьютерных данных и систем — незаконный доступ, незаконный перехват, создание помех для обмена данными, создание помех для функционирования систем, неправомерное использование аппаратных устройств;
  2. компьютерные преступления — фальсификация и подлог, совершаемые с использованием компьютерной техники;
  3. преступления, связанные с сетевым контентом (содержанием):
  4. изготовление, распространение и хранение детской порнографии.

В Конвенции закреплены основные нормы, облегчающие расследование  компьютерных преступлений с использованием новых форм взаимопомощи. Они предусматривают  защиту хранящихся в компьютерах  данных, хранение и оперативное представление  данных об интернет-трафике, поиск и  арест систем, используемых злоумышленниками, динамическую фиксацию трафика и  перехват сетевого контента. В интересах  соблюдения прав человека и принципа соразмерности действие этих норм ограничивается условиями и гарантиями, предусмотренными национальными законодательствами государств-участников. Так, например, следственные действия могут быть начаты лишь с санкции суда или иного  независимого органа.

Помимо традиционных форм международного сотрудничества, регулируемого  такими документами, как Европейская  конвенция о выдаче (экстрадиции) и Европейская конвенция о  взаимной правовой помощи по уголовным  делам, в Конвенции о киберпреступности  предусматривается осуществление  международного сотрудничества по предметной области самой Конвенции, благодаря которому правоохранительные органы одних государств могут собирать хранимые в компьютерах информацию и доказательства для правоохранительных органов других государств, не проводя при этом специальных трансграничных расследований. Собираемая таким образом информация должна оперативно передаваться по назначению. Для оказания содействия в текущих расследованиях создается постоянно действующая круглосуточная система связи.

Значение Конвенции выходит  за рамки чисто законодательных  вопросов. Этот документ закладывает  основу для расширения практического  сотрудничества правоохранительных структур в целях профилактики, а также раскрытия киберпреступлений.

Компьютерные преступления как таковые требуют установления адекватных самостоятельных норм ответственности, разработка которых представляет особую проблему. В случае ратификации Европейской  Конвенции как можно большим  количеством государством эти нормы  будут унифицированы, что позволит создать единую систему борьбы с  киберпреступностью, мониторинг компьютерных преступлений. Кроме того, это станет платформой для более эффективной  кооперации национальных органов, уполномоченных вести эту борьбу. Учитывая тот  факт, что Конвенция была ратифицирована Японией, США, ЮАР, Канадой, Мексикой и Коста-Рикой ее уровень нельзя назвать региональным. Ратификация Конвенции другими государствами мира позволило бы создать универсальный механизм взаимодействия в сфере по борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом.

Существенное значение в  системе взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств при расследовании уголовных дел в сфере высоких технологий является сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

В настоящее время в  СНГ отстутствуют специальные институциональные  механизмы, направленные на осуществление  борьбы с киберпреступностью, а все  меры, обращенные на разрешение данной проблемы, можно отнести на счет договорно-правового сотрудничества государств, а также правотворчества  общих органов Содружества: Совета глав государств и Межпарламентской Ассамблеи.

Так, например, 18 апреля 2001 г. в городе Санкт-Петербурге прошел Второй Международный конгресс «Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества в странах СНГ». По итогам его работы было принято Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, в котором содержаться рекомендации участников Конгресса. В частности, в результате работы третьего круглого стола «Глобальная информационная инфраструктура и проблемы обеспечения информационной безопасности» обеспечение информационной безопасности было рекомендовано для признания в качестве основной задачи в условиях использования глобальной информационной инфраструктуры. Было особо отмечено, что международное сотрудничество государств в области обеспечения информационной безопасности должно осуществляться на равноправной, недискриминационной, справедливой основе с обязательным соблюдением всех требований международных организаций, а также международных стандартов.

Совет глав государств 5 октября  2007 г. принял Решение о межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 г.г. Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе тенденций преступности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, в том числе опыте совместных действий и результатах реализации предыдущих программ. Целью Программы является дальнейшее совершенствование сотрудничества государств - участников СНГ, уставных и отраслевых органов СНГ по борьбе с преступностью. В документе среди организационно-практических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий, особо выделяют предприятие соответствующих шагов и в сфере информационной безопасности. Рекомендуется продолжить в рамках соответствующих межгосударственных органов СНГ обмен опытом в области методических рекомендаций, а также осуществление подготовки методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий. Особый акцент ставится на продолжении развития объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (далее - ОБД СНГ) в целях эффективного информационного взаимодействия и сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, экономической преступностью транснационального характера и незаконной миграцией. Тем не менее, на наш взгляд, в данной Программе не уделяется должное внимание вопросам разработки конкретных мероприятий по борьбе с компьютерными преступлениями.

2 апреля 1999 г. было принято Решение Совета глав государств Содружества Независимых «О Концепции взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью». Задачей взаимодействия государств-участников СНГ по борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность по борьбе в том числе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам-участникам СНГ. Важной особенностью документа, на наш взгляд, является признание признака транснациональности киберпреступлений и нарастающей угрозы их эскалации.

Одним из документов, косвенно затрагивающим предмет исследования является Решение о Программе  сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008–2010 г.г., от 5 октября 2007 г., где отмечается необходимость выявления и пресечения атак кибертерроризма.

Наиболее важным документом в области  сотрудничества по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий является принятое в 2001 г. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Документ  разъясняет понятия «компьютерного преступления», «компьютерной информации», «вредоносной программы», «неправомерного доступа». Кроме того, определяются деяния, которые государства-участники Соглашения обязуются рассматривать в качестве уголовно наказуемых. В результате анализа предусмотренных форм сотрудничества в рамках данного документе можно выделить следующие группы форм:

  • обмен информацией;
  • исполнения запросов;
  • управление в области противодействия компьютерной преступности;
  • сотрудничество в области осуществления кадровой политики;
  • создание информационных систем;
  • взаимная научно-исследовательская кооперация.

Таким образом, определяется основные механизмы взаимодействия стран-участников СНГ, не затрагивая спорные  вопросы юрисдикции. Тем не менее, Соглашение не было подписано Грузией  и Туркменистаном.

На наш взгляд, в связи  с вышесказанным, государства-участники  СНГ не воспринимают полноту угроз  в области киберпреступности. В  частности, во всех значимых Программах сотрудничества по борьбе с преступностью  не предусмотрено конкретных организационно-правовых мер в борьбе с компьютерными  преступлениями для стран-участниц СНГ. Решением данной проблемы могло бы быть создание научно-исследовательского центра СНГ по изучение киберпреступности и обеспечение его связанности с практической деятельностью, с внедрением наиболее перспективных результатов исследований и разработок в непосредственную работу правоохранительных органов, возможность проведения на его базе специализированных экспертиз. Это позволило бы создать научно-теоретическую, организационно-техническую, информационную, кадровую основу для сотрудничества государств в указанном регионе.

    Участие Республики Беларусь в сотрудничестве по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий реализуется по следующим направлениям:

  1. универсальном;
  2. региональном;
  3. двустороннем;

Всеобъемлющим специальным  документом в области сотрудничества по борьбе с преступностью в сфере  высоких технологий является Европейская  конвенция о киберпреступности. Тем не менее, она не была подписана  Республикой Беларусь. Таким образом, договорно-правовое сотрудничество ограничивается общими документами, касающимися материальных и процессуальных аспектов транснациональной  преступности. Например: Конвенция  ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

В Республике Беларусь не существует практики участия в двусторонних договорах по вопросам киберпреступности. Прежде всего, это связано с тем, что подобные соглашения не будут  достаточно эффективны на указанном  уровне, учитывая специфику проблемы преступлений в сфере высоких  технологий.

Что же касается участия  Республики Беларусь в сотрудничестве на региональном уровне, то оно реализуется в рамках СНГ. 2 апреля 1999 г. было принято Решение Совета глав государств Содружества Независимых «О Концепции взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью». Задачей взаимодействия государств-участников СНГ в борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность в борьбе в том числе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам-участникам СНГ. Важной особенностью документа, на наш взгляд, является признание признака транснациональности киберпреступлений и нарастающей угрозы их эскалации.

В исполнение Концепции Совет  глав государств 5 октября 2007 г. принял Решение о межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 г.г. На наш взгляд, в данной Программе не уделяется должное внимание вопросам разработки конкретных мероприятий по борьбе с компьютерными преступлениями.

Одним из документов, косвенно затрагивающим предмет исследования является Решение о Программе  сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008–2010 г.г., от 5 октября 2007 г., где отмечается необходимость выявления и пресечения атак кибертерроризма].

Наиболее важным документом в области сотрудничества по борьбе с преступлениями в сфере высоких  технологий является принятое в 2001 г. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Документ  разъясняет юридически значимые понятия, определяет деяния, которые государства-участники Соглашения обязуются рассматривать в качестве уголовно наказуемых.

Под эгидой Исполнительного  комитета СНГ разработаны и согласованы  проекты Концепции обеспечения  информационной безопасности Содружества  Независимых Государств и Комплексного плана мероприятий по ее реализации на период с 2005 по 2008 г.г. Проекты направлены на формирование, реализацию непрерывного функционирования и комплексного развития политических, правовых, экономических, организационных, технических и иных механизмов защиты совместных интересов государств-участников Содружества Независимых Государств в информационной сфере.

К общим документам, принятым в рамках СНГ и регулирующим процессуальные аспекты сотрудничества можно отнести  Конвенцию стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по уголовным, гражданским и семейным делам» 2002 г. В рамках этой конвенции взаимодействие государств по вопросам оказания правовой помощи осуществляется путем частичной передачи компетенции; совместного расследования уголовных дел (участие иностранного специалиста при исполнении запроса либо создание совместных следственно-оперативных групп). В настоящее время создание межгосударственных следственных групп регулируется статьей 63 Кишиневской конвенции, статьей 20 II Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 г. 

Во-первых, в Республики Беларусь нет опыта создания межгосударственных групп в рамках данной конвенции. Во-вторых, на практике данное положение  применяется таким образом, что  уголовное преследование относительно одного компьютерного преступления производится в нескольких странах, касательно разных эпизодов совершенного деяния, которое может подпадать  под юрисдикцию этих стран (по данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь). Таким образом, сотрудничество государств ограничивается оказанием  правовой помощи друг другу (исполнение запросов) в соответствии с международными договорами и принципом взаимности, а также вопросами экстрадиции.

Информация о работе Теоретико-правовые аспекты противодействия компьютерным преступлениям (преступлениям в сфере высоких технологий) в Республике Беларусь