Теоретико-правовые аспекты противодействия компьютерным преступлениям (преступлениям в сфере высоких технологий) в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование компьютерной преступности и компьютерной безопасности.
Данная цель определила основные задачи работы:
Осветить возможные способы компьютерных преступлений;
Выявить методы защиты от них.

Оглавление

1. Общая характеристика компьютерных преступлений
1.1 Понятие и сущность компьютерных преступлений
1.2. Субъекты компьютерных преступлений
2. Организационно-правовой механизм противодействия компьютерным преступлениям
2.1 Историко-правовой анализ противодействия компьютерным преступлениям
2.2 Анализ состояния противодействия компьютерным преступлениям в Республике Беларусь
3. Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в борьбе с компьютерными преступлениями
Литература
Словарь специальных терминов

Файлы: 1 файл

высокие технологии.docx

— 105.07 Кб (Скачать)

В сотрудничестве государств по борьбе с преступлениями в сфере  высоких технологий важную роль играет Международная организация уголовной полиции – Интерпол, учрежденный в 1923 г. Международным полицейским конгрессом как Международная комиссия уголовной полиции. Указанная комиссия – Интерпол с 1956 г., после принятия Устава на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, является универсальной организацией, объединяющей 186 государств.

На современном этапе  Интерпол является ведущей международной  организацией, которая благодаря  своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество. Международная организация уголовной  полиции – это механизм и посредник  в практическом сотрудничестве служб  уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений, а также  координации и кооперации предпринимаемых  ими усилий. В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой  центр по выработке совместной полицейской  стратегии и тактики борьбы с  международной уголовной преступностью.

В Стратегическом плане развития Интерпола (на начало XXI века) отмечено, что все  сферы транснациональной преступной деятельности должны быть охвачены всемирной  системой обмена полицейской информацией  с определенной формой представления  данных. В этих целях Генеральный  Секретариат Интерпола оснащен  современными коммуникациями, которые  позволяют Национальным центральным  бюро во всем мире связываться друг с другом при помощи системы электронной  почты. Достоинством плана является то, что он определил будущую роль и конкретизировал основные задачи в текущей деятельности, а также  сформулировал реальные цели по совершенствованию  той подготовки, которую оказывает  в настоящее время Интерпол Национальным центральным бюро. В частности, помимо дальнейшего совершенствования методов обмена оперативной информацией предполагается расширение информационного обмена по новым технологиям и проведению судебно-медицинских экспертиз.

В данной международной организации  центральными органами управления являются Генеральная Ассамблея – высший пленарный орган Интерпола и  Исполнительный комитет – высший административно-исполнительный орган. Задача первого – определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество; принимать новых членов, принимать резолюции по наиболее актуальным вопросам и др. Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью. Так, в апреле 1995 г. была проведена I Международная конференция Интерпола по компьютерной преступности. В работе конференции приняли участие 49 стран, а также представитель Совета Европы в качестве наблюдателя. Кроме представителей правоохранительных органов в состав делегаций также входили сотрудники спецслужб, служб безопасности банков, специалисты в эксперты в области информатики.

Вопрос дальнейшего совершенствования  информационного сотрудничества по борьбе с транснациональными преступлениями был поставлен в качестве базисного  на 34-ой ежегодной Европейской региональной конференции Интерпола. В работе конференции участвовали 125 высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов  из 44 стран-членов европейского региона. В ходе трехдневного форума, который  проходил в Никосии (Кипр), его участники  рассмотрели вопросы, касающиеся борьбы с терроризмом, похищением документов, торговлей людьми, распространением через Интернет детской порнографии, а также преступлениями в сфере  высоких технологий. Участники конференции  дали высокую оценку степени взаимодействия правоохранительных органов европейских государств. По их словам, в Европе существует «приверженность полиции к совместной работе, развитию общих стратегий и тактик в борьбе с организованной преступностью и терроризмом». «Ключом к успешному взаимодействию», по мнению участником конференции, являются Национальные центральные бюро Интерпола в каждом из европейских государств, которые могут играть важную роль в структуре правоохранительных органов и предоставлять необходимую помощь в использовании банка данных Интерпола».

Исполнительный комитет  выполняет функции Генеральной  Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь  рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность  Генерального  секретаря  и готовит повестку дня очередной сессии. Президент  Исполнительного  комитета Интерпола  фактически является главой всей организации  и руководит ее деятельностью  в период между сессиями Генеральной  Ассамблеи.

Следует подчеркнуть, что Национальные центральные бюро (далее - НЦБ) являются одновременно и постоянно действующими органами Интерпола, и полицейскими органами государства, наделенными  широкими полномочиями по борьбе с  преступностью. Фактически именно они  представляют собой ключевые институциональные  звенья международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью, в том числе и с транснациональной. Реализация сотрудничества осуществляется путем прямого взаимодействия через  контакты Национальных центральных  бюро и Генерального секретариата. Спецификой деятельности всех бюро является то, что все рекомендации, получаемые из штаб-квартиры Интерпола в Лионе, носят рекомендательных характер.

Совместно с Генеральным Секретариатом  Интерпола и его рабочими службами все Национальные центральные бюро представляют слаженный механизм для  повседневного рабочего сотрудничества всех стран-членов Интерпола. В компетенцию  Генерального Секретариата входит проведение в жизнь решений Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, деятельность в качестве международного центра по борьбе с общей преступностью, а также как специализированного и информационного центра; обеспечивать эффективное  административное руководство Интерполом, поддерживать связи с НЦБ и международными организациями, готовить необходимые публикации, выполнять обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи.

Начиная с 2001 г. в Лионе начало свою работу специализированное подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Организация разработала и внедрила систему раннего оповещения, состоящую их контактов национальных правоохранительных органов между собой в реальном времени, при которых они используют стандарт, известный как «сообщение о компьютерном преступлении». Интерпол строит сотрудничество не только с международными организациями, такими как ООН, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, Советом Европы, Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), Организацией Африканского единства, но и с различными компьютерными компаниями. Еще в 2003 г. Интерполу удалось подписать соглашение с компанией Microsoft, в котором Международная организация уголовной полиции высказала свое стремление присоединиться к антивирусной программе, проводимой данной компанией.

Тем не менее, проблема документального  оформления и реализации процедуры  розыска на внутригосударственном  уровне слишком громоздка и требует  больших затрат времени. Предъявление и применение международного ордера существенно упросило бы данную процедуру.

В структуре Интерпола действует Отдел по финансовым преступлениям и преступлениям в сфере высоких технологий. Непосредственно по его инициативе в Лионе с 19 по 20 сентября 2005 г. прошла конференция по методикам расследования компьютерных преступлений. Итоговым документом конференции стала рекомендация Генеральной Ассамблеи Интерпола,  затронувшая механизм создания системы подготовки специалистов по расследованию преступлений в сфере компьютерной преступности.

При непосредственной инициативе Отдела в 2005 г. во время 6-ой международной конференции по проблемам киберпреступности, прошедшей в Каире с 13 по 15 апреля, обсуждались наиболее актуальные вопросы сотрудничества в рамках предупреждения преступлений в сфере высоких технологий. Однако наиболее значимым документом, на наш взгляд, является резолюция № AG-2003-RES-11, принятая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, прошедшей в Рио-де-Жанейро с 19 по 22 сентября 2006 г. В рекомендации была признана растущая угроза использования высоких технологий организованными преступными и террористическими группировками, и, в связи с этим, отмечена важность взаимодействия на данном этапе правительств, правоохранительных органов государств,  компьютерных компаний по подготовке кадров, способных к борьбе с данными деяниями. В связи с этим Генеральному секретариату было поручено создать мобильные кабинеты, курсы по подготовке специально обученных специалистов в Национальных центральных бюро. Кроме того, на Генеральный Секретариат была возложена обязанность по разработке новых стандартов по сбору, хранению, изъятию компьютерных доказательств.

Таким образом, система сотрудничества, возникшая на базе Международной  организации уголовной полиции  является достаточно развитой на данном историческом этапе. Она обеспечивает скорый и эффективный механизм сообщения  между государством и Интерполом в осуществлении международного розыска и регистрации преступников.

Региональное  сотрудничество

Важным звеном в системе  взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств при расследовании уголовных дел в сфере высоких технологий является сотрудничество в рамках Совета Европы и Европейского Союза.

Европейская Комиссия (высший исполнительный и контролирующий орган  ЕС) и Совет Европейского Союза (высший орган законодательной и исполнительной власти) уполномочены заниматься разработкой  мер по осуществлению борьбы с  компьютерными преступлениями и  кибертерроризмом, а также по международному правовому сотрудничеству в этих областях. Так, в феврале 2005 г. Еврокомиссией было одобрено рамочное решение относительно противодействия атакам на информационные сети; кроме того, был основан специализированный форум, который объединил государственные органы, провайдеров и операторов сетей, группы потребителей, агентства по защите информации, общественные объединения и политические партии с целью культивации единого понимания необходимости реальной интеграции вокруг проблемы преступлений в сфере высоких технологий, дальнейшего развития предупреждения и антикризисных механизмов управления в данной среде.

В январе 2001 г., Комиссия приняла Коммюнике «О создании безопасного информационного общества путем совершенствования информационной инфраструктуры и борьбы с киберпреступностью». В Коммюнике подчеркивалось, что политика по борьбе с киберпреступлениями должна содержать по крайней мере следующие четыре ключевых условия:

  • принятие адекватных, независимых, и процедурных законодательных норм, для противодействия внутренним и межнациональным преступным действиям;
  • развитие сотрудничества между потребителями и поставщиками данных услуг;
  • подготовка квалифицированных и технически оснащенных кадров;
  • поощрение промышленных и общественных инициатив.

Кроме того, 25 июня 2001 г. Советом ЕС была принята Рекомендация «О создании системы сотрудничества по учреждению 24-часовой дежурной службы по борьбе с киберпреступностью». Рекомендация устраняет коллизионные вопросы применения стандартов, применимых Интерполом и ЕС.

В октябре 2004 г., Еврокомиссия приняла Коммюнике «О защите информационной инфраструктуры в борьбе с терроризмом», которое дает краткий обзор действий, которые Комиссия предлагает в качестве дополнительных мер для усиления существующие инструментов воздействия в области высоких технологий.

Вместе с тем, совместным Актом Европарламента и Совета ЕС №д460/2004 от 10 марта 2004 г. было создано Агентство по сетевой и информационной безопасности (далее - ENISA), как совещательный орган при Еврокомиссии, в чью компетенцию входит координация мер по обеспечению безопасности в сфере компьютерных коммуникаций.

В задачи ENISA входит проведение анализа рисков угроз информационным системам, предоставление консультаций государственным органам и предприятиям, обеспечивать взаимодействие между государствами-членами и Еврокомиссией для осуществления эффективного противодействия информационным угрозам, предоставление актуальной, всеобъемлющей, объективной информации для всех пользователей, осуществлять посреднические функции между Еврокомиссией, государствами-членами и производителями программной и технической продукции по представленной проблематике, осуществлять сотрудничество с третьими государствами для обеспечения глобальной информационной безопасности и другие.

В 2005 г. Советом ЕС было принято рамочное решение, касающееся нарушения безопасности информационных систем. Документ определяет такие понятия как «информационная система», «компьютерные данные», определяет 3 вида составов преступлений против информационной безопасности, обязательных для имплементации государствами-членами; разграничивает преступление и правонарушение, разрешает вопросы покушения на преступление и некоторые вопросы установления юрисдикции.

В такой международной  региональной организации как Совет  Европы регулирование вопросов противодействия  киберпреступности решается, прежде всего, в рамках принятой в 2001 г. Конвенции о киберпреступности, ознаменовавшей новый прогрессивный этап развития международно-правового сотрудничества как в Европе, так и во всем мире. Конвенция охватывает три основных направления:

  • согласование национальных норм, определяющих составы преступлений;
  • определение порядка расследования по преступлениям в мировых компьютерных сетях;
  • создание оперативной и действенной системы международного сотрудничества по борьбе с киберпреступностью.

Что касается установленных  в Конвенции уголовно наказуемых правонарушений, тут требуется соблюдение двух условий: для того, чтобы деяние влекло за собой ответственность, оно  должно быть совершено умышленно  и противоправно.

Информация о работе Теоретико-правовые аспекты противодействия компьютерным преступлениям (преступлениям в сфере высоких технологий) в Республике Беларусь