- несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 349);
- модификация компьютерной информации (ст. 350);
- компьютерный саботаж (ст. 351);
- неправомерное завладение компьютерной информацией (ст. 352);
- разработка, использование либо распространение вредоносных программ (ст. 354);
- нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети (ст. 355).
Осознавая реальность
потенциальной угрозы использования
информационных технологий в
противоправных целях, МВД последовательно
реализует комплексную систему
мер противодействия данным преступным
посягательствам, которая планомерно
создавалась с 2001 г. Так, в
системе МВД созданы специализированные
оперативно-розыскные подразделения по
борьбе с киберпреступле-ниями. В настоящее
время эти задачи решаются управлением
по раскрытию преступлений в сфере высоких
технологий МВД и его подразделениями
на местах. В 2006 г. в структуре Главного
управления предварительного расследования
МВД создано управление по расследованию
преступлений в сфере высоких технологий
и интеллектуальной собственности. Таким
образом, по линии МВД организационно
завершено построение системы противодействия
киберпреступности в стране. Это особенно
актуально в связи с тем, что в настоящее
время в Республике Беларусь реализуется
широкий комплекс мер по развитию и широкому
применению информационно-телекоммуникационных
систем в различных сферах деятельности
и отраслях экономики. Во исполнение
поручения Президента Республики Беларусь
от 27 мая 2002 г. разработана Государственная
программа информатизации Республики
Беларусь на 2003-2005 гг. и на перспективу
до 2010 г. «Электронная Беларусь». Ее реализация
создаст необходимые условия для приведения
стандартов республики в сфере ИТС в соответствие
с мировой системой стандартов, будет
способствовать расширению присутствия
Беларуси в сети Интернет и развитию электронной
торговли. Уже сегодня в республике работают
38 предприятий связи, предоставляющих
услуги по доступу в Интернет. Количество
пользователей белорусского сегмента
сети Интернет, по оценкам Международного
союза электросвязи и РУП «Белтелеком»,
сегодня превышает 2 млн пользователей.
Кроме пользователей, имеющих тот или
иной вид подключения к сети Интернет,
ежедневно тысячи белорусов обращаются
за доступом в глобальную компьютерную
сеть в местах общественного пользования
услугами связи. На территории всей страны,
включая небольшие районы и сельскую местность,
открыты места для коллективного пользования
услугами электросвязи, в том числе доступа
в Интернет, и популярность предоставления
таких услуг среди населения возрастает.
Как показывает анализ развития киберпреступности
в республике, за последние 7 лет она претерпела
значительные изменения. Если в период
с 1998 по 2001 г. подавляющее большинство
составляли преступления, связанные с
хищениями товаров из зарубежных Интернет-магазинов
по похищенным реквизитам кредитных карт,
совершавшиеся одиночками, то в настоящее
время для республики стали наиболее характерными
факты незаконного вторжения в процесс
обмена электронными данными, совершения
хакерских «атак» на Интернет-ресурсы
государственного значения. Не редкостью
стали случаи несанкционированного доступа
к информационным ресурсам учебных заведений,
Интернет-провайдеров, средств массовой
информации, коммерческих структур и граждан
с целью завладения конфиденциальной
информацией или блокирования их работы.
Об этом свидетельствует и статистика.
Почти повсеместно выявлены многоэпизодные
преступления, совершаемые с использованием
компьютерной техники и ворованных реквизитов
кредитных карт, хищения денежных средств
по поддельным банковским кредитным картам,
несанкционированный доступ к компьютерной
информации, модификация компьютерной
информации, компьютерный саботаж, распространение
в сети Интернет клеветнических измышлений
в отношении граждан и должностных лиц.
Преступные группировки активно используют
передовые технологии, доступные и оцененные
ими как факторы, способствующие достижению
целей максимального получения прибыли
от незаконных финансовых операций. Как
показывает практика, преступники заинтересованы
в применении средств противодействия
техническому наблюдению за ними, использованию
в противоправных действиях цифровых
технологий, включая зашифрованную связь
через сеть Интернет. В результате возникла
новая угроза, связанная с причинением
значительного по своим масштабам ущерба
правам и законным интересам гражданам
и предприятиям, имеющим право на информацию
и непосредственно использующих данные
технологии, а также государству как специфическому
субъекту правоотношений, поэтому МВД
Беларуси, руководствуясь в практической
деятельности положениями Концепции национальной
безопасности, принимает в пределах своей
компетенции меры, направленные на обеспечение
жизненно важных интересов Республики
Беларусь в информационной сфере и нейтрализацию
основных факторов, создающие угрозу безопасности
страны в этой сфере, в числе которых определены
компьютерные преступления. В этой связи
необходимо отметить, что в республике
обеспечена оперативность реагирования
на заявления и сообщения о совершенных
преступлениях в сфере компьютерной информации,
чему в немалой степени способствовало
усиление управления качественно, материально
и количественно. Так, в 2006 г. в стране выявлено
почти 2 тыс. преступлений, совершенных
с использованием компьютерной техники,
программных средств и сети Интернет,
в том числе возбуждено 175 уголовных дел
по преступлениям против информационной
безопасности. Для сравнения: за весь 2005
г. их было возбуждено 178. В августе текущего
года белорусское Интернет-общество впервые
испытало массовые хакерские атаки. Неизвестные
хакеры оставили «следы» на сотне белорусских
сайтов. Эту Интернет-атаку можно сравнить
со взломанной дверью квартиры и нанесением
граффити на стенках спальни. Согласитесь,
хоть и масштабные, но очень невинные,
на первый взгляд, последствия. На самом
деле уровень компьютерной преступности
в Беларуси достаточно высок, но не выше
других стран, например Китая, Украины
или России. Мы еще на полпути к мировому
информационному пространству. Но с каждым
новым компьютерным классом в школе, с
каждым новым пользователем Интернета
растет и «негативная составляющая», связанная
с его криминализацией. Системный анализ
преступлений, совершаемых в «цифровой»
среде, показывает, что основная часть
противоправных деяний относится к категории
компьютерных преступлений. Основные
среди них — преступные посягательства
в сфере компьютерной информации и хищения
путем использования компьютерной техники.
Преступления, связанные с компьютерной
информацией, составляют среди них более
половины (55 %). Большая их часть совершается
с использованием возможностей сети Интернет.
Сегодня спектр преступлений
в сфере высоких технологий
значительно расширился и вышел
за рамки лишь уголовной или
экономической преступности. Это
проявляется в том, что организованные
преступные группы все более
активно используют в своей
противоправной деятельности новейшие
достижения науки и техники,
применяют компьютерную и электронную
технику, новые информационно-обрабатывающие
технологии. Причем они используются
как непосредственно для подготовки
совершения и сокрытия преступлений,
так и для организации преступной
деятельности в целом. В сферу
пристального внимания преступников
попала сеть Интернет, благодаря
которой получена реальная возможность
для обмена информацией на
качественно новом технологическом
уровне.
Противоправное
использование компьютерных технологий
в качестве средства телекоммуникации
между лицами, находящимися в разных государствах
мира, привело к появлению трансграничной
компьютерной преступности, характерной
особенностью которой на современном
этапе развития Интернета является почти
полное отсутствие достоверных идентификаторов
личности при работе в сети. Это позволяет
лицам с определенными негативными наклонностями
анонимно совершать действия, носящие
противоправный характер. Упрощенные
процедуры регистрации пользователей
провайдерами, постоянное совершенствование
механизмов анонимного участия в сетевых
процессах существенно усложняют работу
по выявлению подобных лиц. Простота обеспечения
анонимной активности в сети приводит
к психологическому ощущению безнаказанности
и как следствие - созданию новых организованных
криминальных групп в сети, объединению
вокруг них лиц, склонных к противоправной
деятельности, возможности ведения пропаганды
в целях привлечения новых участников.
Как показывает
анализ, подавляющее большинство
преступлений в сфере компьютерной
информации в Беларуси совершено
лицами в возрасте 18-29 лет (60,7 %),
30 лет и старше (33,3 %). Несовершеннолетними
совершено 6 % от общего числа.
В группе совершено 15,5 % преступлений,
учащимися - 11,9 %, неработающими и
неучащимися - 21,4 %, женщинами - 9,5
%, ранее судимыми -3,6 %.
Отсутствие в компьютерном
пространстве государственных границ
придает важное значение развитию
сотрудничеству правоохранительных
органов. В последние годы практическим
вопросам международного сотрудничества
в борьбе с компьютерной преступностью
в Беларуси уделяется значительное
внимание. В то же время существующие
в наших странах различия норм
уголовного и уголовно-процессуального
права являются сдерживающим
фактором эффективного противодействия
преступлениям в сфере компьютерной
информации и использования компьютерных
технологий.
В ходе борьбы с
такого рода преступлениями перед
следователями, прокурорами и
судьями встают многочисленные
проблемы судебно-правового характера,
обусловленные отчасти нематериальностью
и недолговечностью электронных
улик. Кроме того, для эффективного
расследования преступлений, связанных
с использованием компьютеров,
часто необходимо отслеживать
преступную деятельность и ее
последствия через цепочку поставщиков
услуг Интернета или компаний,
иногда в разных странах, в
результате чего возникают сложные
вопросы относительно юрисдикции
и суверенитета. Сложность проблем,
которые характерны для преступности,
связанной с использованием компьютеров,
делает просто необходимым международное
сотрудничество правоохранительных
органов, для чего наши страны
должны в конечном счете располагать
унифицированными соответствующими правовыми,
процессуальными и нормативными средствами.
К сожалению, Интернет как электронная
виртуальная среда предоставляет преступникам
свои важнейшие свойства - быстродействие,
трансграничность и анонимность. В течение
последних лет технологии электронных
нападений отработаны злоумышленниками
из различных стран, чему имеется множество
примеров.
На сегодняшний день
ситуация такова. Если преступление
совершается в пределах белорусской
телекоммуникационной сети, мы его
раскрываем. Если же преступник
реализует свой замысел в различных
зарубежных зонах Интернета, расследование
многократно затрудняется, нужна
помощь зарубежных коллег. Очевидно,
что, судя по поступающим запросам,
те же проблемы имеются и
у зарубежных партнеров. Очевидно
также и то, что это не является
секретом для киберпреступников.
Оптимизм может внушать лишь
то, что у нас уже есть опыт
успешного расследования трансграничных
преступлений, например сложнейших
дел, раскрытых совместно с
нашими российскими, украинскими,
польскими, американскими и британскими
коллегами.
В Республике Беларуси
последовательно осуществляются
мероприятия по гармонизации
уголовного и уголовно-процессуального
законодательства Республики Беларусь
и Российской Федерации в области
борьбы с преступлениями в
сфере высоких технологий. Так,
нами совместно с Академией
МВД Республики Беларусь проведен
анализ эффективности нормативных
правовых актов, регулирующих
отношения в информационной сфере,
изучен опыт Российской Федерации
в этой области; в ходе изучения
данной проблемы нами определены
и направлены в Министерство
юстиции для рассмотрения основные
направления правового обеспечения
информационной безопасности в
республике.
По оценке специалистов,
существующая сегодня в Республике
Беларусь законодательная база
в отношении правонарушений и
преступлений в информационном пространстве
в сравнении с другими государствами -
участниками СНГ наиболее приближена
к требованиям Международной конвенции
о киберпреступности. Присоединение к
ней Республики Беларусь способствовало
бы положительной оценке международным
сообществом деятельности нашего государства
в сфере обеспечения информационной безопасности
и противодействия новой мировой угрозе
- киберпреступности.
3 Участие Республики
Беларусь в международном сотрудничестве
в борьбе с компьютерными преступлениями
На сегодняшний день основу
взаимодействия с правоохранительными
органами иностранных государств при
расследовании уголовных дел
в сфере высоких технологий составляет
ряд специализированных международно-правовых
актов и документов. В зависимости
от органов и организаций разработавших
данные акты документы, взаимодействие
с правоохранительными органами иностранных
государств при расследовании уголовных
дел в сфере высоких технологий можно
дифференцировать на два основных блока: универсальное и
региональное.
Универсальные
сотрудничество
Так, в декабре 1998 г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла Резолюцию №l53/70, касающуюся киберпреступности,
кибертерроризма и кибервойны. Документ
призывает государства-члены информировать
Генерального секретаря ООН о своих взглядах
и оценках относительно проблем информационной
безопасности, определения основных понятий,
связанных с информационной безопасностью
и развитием международных принципов,
улучшающих глобальное информационное
пространство и помогающих сражаться
с информационным терроризмом и преступностью.
В 2001 г. на 55-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН была принята Резолюция
«Борьба с преступным использованием
информационных технологий», которая
отметила важность следующих мер по борьбе
с преступным использованием информационных
технологий: противодействие «правовой
крыше» для укрытия киберпреступников
от наказания, обмен информацией, оснащение
и обучение сотрудников правоохранительных
органов, защита правовыми системами данных
и компьютерных систем от несанкционированного
вмешательства, своевременное обеспечение
режимами взаимной помощи; расследование
случаев преступного использования информационных
технологий; предупреждение общественности
о необходимости предупреждения преступного
использования информационных технологий
и борьбы с ним; техническая защита информации
производителями программного обеспечения.
Однако все эти меры должны приниматься
в соответствии с принципом уважения прав
и свобод человека. Резолюция носит прогрессивный
характер, содержит многие средства устранения
причин роста компьютерных преступлений
и борьбы с ними. Кроме того, Экономический
и Социальный совет ООН (далее - ЭКОСОС),
являясь одним из главных органов ООН,
инициирует проведение исследований в
данной области, составляет доклады и
дает рекомендации, созывает международные
конференции. В частности, в 1991 г. по инициативе
ЭКОСОСА на 77-м пленарном заседании Генеральной
Ассамблеей ООН специальной резолюцией
были приняты Декларация принципов и Программа
действий ООН в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия.
В качестве
цели документа отмечается «оказание
государствам такой практической помощи,
как сбор данных, обмен информацией, опытом,
подготовка кадров для выполнения задач
по предупреждению преступности, как на
национальном, так и на международном
уровнях, принятие более эффективных мер
по борьбе с международной преступностью.
В принятой программе подробно сформулированы
ее цели, сфера действия, первоочередные
задачи, а также компетенция и структура
управления органов, непосредственно
осуществляющих деятельность и выполнение
программы: комиссия по предупреждению
преступности и уголовному правосудию;
конгрессы ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями; секретариат
программы; секторы предупреждения преступности
и уголовного правосудия Секретариата
ООН и отделения ООН в Вене; институты
ООН по предупреждению преступности и
обращению с правонарушителями, сеть назначаемых
правительствами национальных корреспондентов
в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия для поддержания
прямой связи с секретариатом и другими
органами программы, глобальная информационная
сеть в области преступности и уголовному
правосудию, межправительственные и неправительственные
организации, сотрудничающие с ООН в деле
борьбы с преступностью и ее предупреждением.
Затрагивая международно-правовые
акты ООН следует упомянуть Конвенцию
ООН против транснациональной организованной
преступности, которая была принята
Резолюцией Генеральной Ассамблеи
№ 55/25 от 15 ноября 2000 г. Данный документ
косвенно регулирует данные отношения.
Он установил ряд фактических критериев,
в соответствии с которыми государства-участники
конвенции обязаны криминализировать
определенные деяния. В то же время, говоря
о транснациональных компьютерных преступлениях,
важно принять меры по созданию системы
сотрудничества правоохранительных органов
в данной сфере, особенно, это касается
методик расследования преступлений.
В основном такая позиция объясняется
тем, что нет государств, которые были
идентичны по своему социально-экономическому,
правовому, научно-техническому, политическому
развитию. Наработки коллег из стран, где
более высокий уровень программно-технической
подготовки кадров помогут наиболее эффективно
бороться с международными компьютерными
преступлениями.
Несмотря на то, что в
мировом сообществе существуют организационно-правовые
предпосылки для создания адекватных
мер по противодействию, борьбе с
преступлениями в сфере высоких
технологий, на универсальном уровне
не существует международного документа,
содержащего принципы взаимодействия
государств, конкретные процессуальные
аспекты сотрудничества, формы и
направления такой кооперации. Таким
образом, существует объективная необходимость
активизации деятельности органов
ООН для создания универсального
правового механизма противодействия
киберпреступности.