Теоретико-правовые аспекты противодействия компьютерным преступлениям (преступлениям в сфере высоких технологий) в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование компьютерной преступности и компьютерной безопасности.
Данная цель определила основные задачи работы:
Осветить возможные способы компьютерных преступлений;
Выявить методы защиты от них.

Оглавление

1. Общая характеристика компьютерных преступлений
1.1 Понятие и сущность компьютерных преступлений
1.2. Субъекты компьютерных преступлений
2. Организационно-правовой механизм противодействия компьютерным преступлениям
2.1 Историко-правовой анализ противодействия компьютерным преступлениям
2.2 Анализ состояния противодействия компьютерным преступлениям в Республике Беларусь
3. Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в борьбе с компьютерными преступлениями
Литература
Словарь специальных терминов

Файлы: 1 файл

высокие технологии.docx

— 105.07 Кб (Скачать)
  • несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 349);
  • модификация компьютерной информации (ст. 350);
  • компьютерный саботаж (ст. 351);
  • неправомерное завладение компьютерной информацией (ст. 352);
  • разработка, использование либо распространение вредоносных программ (ст. 354);
  • нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети (ст. 355).

   Осознавая реальность  потенциальной угрозы использования  информационных технологий в  противоправных целях, МВД последовательно  реализует комплексную систему  мер противодействия данным преступным  посягательствам, которая планомерно  создавалась с 2001 г. Так, в  системе МВД созданы специализированные  оперативно-розыскные подразделения по борьбе с киберпреступле-ниями. В настоящее время эти задачи решаются управлением по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД и его подразделениями на местах. В 2006 г. в структуре Главного управления предварительного расследования МВД создано управление по расследованию преступлений в сфере высоких технологий и интеллектуальной собственности. Таким образом, по линии МВД организационно завершено построение системы противодействия киберпреступности в стране. Это особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время в Республике Беларусь реализуется широкий комплекс мер по развитию и широкому применению информационно-телекоммуникационных систем в различных сферах деятельности и отраслях экономики.  Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. разработана Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь». Ее реализация создаст необходимые условия для приведения стандартов республики в сфере ИТС в соответствие с мировой системой стандартов, будет способствовать расширению присутствия Беларуси в сети Интернет и развитию электронной торговли. Уже сегодня в республике работают 38 предприятий связи, предоставляющих услуги по доступу в Интернет.  Количество пользователей белорусского сегмента сети Интернет, по оценкам Международного союза электросвязи и РУП «Белтелеком», сегодня превышает 2 млн пользователей. Кроме пользователей, имеющих тот или иной вид подключения к сети Интернет, ежедневно тысячи белорусов обращаются за доступом в глобальную компьютерную сеть в местах общественного пользования услугами связи. На территории всей страны, включая небольшие районы и сельскую местность, открыты места для коллективного пользования услугами электросвязи, в том числе доступа в Интернет, и популярность предоставления таких услуг среди населения возрастает.  Как показывает анализ развития киберпреступности в республике, за последние 7 лет она претерпела значительные изменения. Если в период с 1998 по 2001 г. подавляющее большинство составляли преступления, связанные с хищениями товаров из зарубежных Интернет-магазинов по похищенным реквизитам кредитных карт, совершавшиеся одиночками, то в настоящее время для республики стали наиболее характерными факты незаконного вторжения в процесс обмена электронными данными, совершения хакерских «атак» на Интернет-ресурсы государственного значения. Не редкостью стали случаи несанкционированного доступа к информационным ресурсам учебных заведений, Интернет-провайдеров, средств массовой информации, коммерческих структур и граждан с целью завладения конфиденциальной информацией или блокирования их работы. Об этом свидетельствует и статистика. Почти повсеместно выявлены многоэпизодные преступления, совершаемые с использованием компьютерной техники и ворованных реквизитов кредитных карт, хищения денежных средств по поддельным банковским кредитным картам, несанкционированный доступ к компьютерной информации, модификация компьютерной информации, компьютерный саботаж, распространение в сети Интернет клеветнических измышлений в отношении граждан и должностных лиц. Преступные группировки активно используют передовые технологии, доступные и оцененные ими как факторы, способствующие достижению целей максимального получения прибыли от незаконных финансовых операций. Как показывает практика, преступники заинтересованы в применении средств противодействия техническому наблюдению за ними, использованию в противоправных действиях цифровых технологий, включая зашифрованную связь через сеть Интернет. В результате возникла новая угроза, связанная с причинением значительного по своим масштабам ущерба правам и законным интересам гражданам и предприятиям, имеющим право на информацию и непосредственно использующих данные технологии, а также государству как специфическому субъекту правоотношений, поэтому МВД Беларуси, руководствуясь в практической деятельности положениями Концепции национальной безопасности, принимает в пределах своей компетенции меры, направленные на обеспечение жизненно важных интересов Республики Беларусь в информационной сфере и нейтрализацию основных факторов, создающие угрозу безопасности страны в этой сфере, в числе которых определены компьютерные преступления. В этой связи необходимо отметить, что в республике обеспечена оперативность реагирования на заявления и сообщения о совершенных преступлениях в сфере компьютерной информации, чему в немалой степени способствовало усиление управления качественно, материально и количественно. Так, в 2006 г. в стране выявлено почти 2 тыс. преступлений, совершенных с использованием компьютерной техники, программных средств и сети Интернет, в том числе возбуждено 175 уголовных дел по преступлениям против информационной безопасности. Для сравнения: за весь 2005 г. их было возбуждено 178. В августе текущего года белорусское Интернет-общество впервые испытало массовые хакерские атаки. Неизвестные хакеры оставили «следы» на сотне белорусских сайтов. Эту Интернет-атаку можно сравнить со взломанной дверью квартиры и нанесением граффити на стенках спальни. Согласитесь, хоть и масштабные, но очень невинные, на первый взгляд, последствия. На самом деле уровень компьютерной преступности в Беларуси достаточно высок, но не выше других стран, например Китая, Украины или России. Мы еще на полпути к мировому информационному пространству. Но с каждым новым компьютерным классом в школе, с каждым новым пользователем Интернета растет и «негативная составляющая», связанная с его криминализацией. Системный анализ преступлений, совершаемых в «цифровой» среде, показывает, что основная часть противоправных деяний относится к категории компьютерных преступлений. Основные среди них — преступные посягательства в сфере компьютерной информации и хищения путем использования компьютерной техники. Преступления, связанные с компьютерной информацией, составляют среди них более половины (55 %). Большая их часть совершается с использованием возможностей сети Интернет.

 

 Сегодня спектр преступлений  в сфере высоких технологий  значительно расширился и вышел  за рамки лишь уголовной или  экономической преступности. Это  проявляется в том, что организованные  преступные группы все более  активно используют в своей  противоправной деятельности новейшие  достижения науки и техники,  применяют компьютерную и электронную  технику, новые информационно-обрабатывающие  технологии. Причем они используются  как непосредственно для подготовки  совершения и сокрытия преступлений, так и для организации преступной  деятельности в целом. В сферу  пристального внимания преступников  попала сеть Интернет, благодаря  которой получена реальная возможность  для обмена информацией на  качественно новом технологическом  уровне.

    Противоправное использование компьютерных технологий в качестве средства телекоммуникации между лицами, находящимися в разных государствах мира, привело к появлению трансграничной компьютерной преступности, характерной особенностью которой на современном этапе развития Интернета является почти полное отсутствие достоверных идентификаторов личности при работе в сети. Это позволяет лицам с определенными негативными наклонностями анонимно совершать действия, носящие противоправный характер. Упрощенные процедуры регистрации пользователей провайдерами, постоянное совершенствование механизмов анонимного участия в сетевых процессах существенно усложняют работу по выявлению подобных лиц. Простота обеспечения анонимной активности в сети приводит к психологическому ощущению безнаказанности и как следствие - созданию новых организованных криминальных групп в сети, объединению вокруг них лиц, склонных к противоправной деятельности, возможности ведения пропаганды в целях привлечения новых участников.

 

 Как показывает  анализ, подавляющее большинство  преступлений в сфере компьютерной  информации в Беларуси совершено  лицами в возрасте 18-29 лет (60,7 %), 30 лет и старше (33,3 %). Несовершеннолетними  совершено 6 % от общего числа.  В группе совершено 15,5 % преступлений, учащимися - 11,9 %, неработающими и  неучащимися - 21,4 %, женщинами - 9,5 %, ранее судимыми -3,6 %.

 

 Отсутствие в компьютерном  пространстве государственных границ  придает важное значение развитию  сотрудничеству правоохранительных  органов. В последние годы практическим  вопросам международного сотрудничества  в борьбе с компьютерной преступностью  в Беларуси уделяется значительное  внимание. В то же время существующие  в наших странах различия норм  уголовного и уголовно-процессуального  права являются сдерживающим  фактором эффективного противодействия  преступлениям в сфере компьютерной  информации и использования компьютерных  технологий.

 В ходе борьбы с  такого рода преступлениями перед  следователями, прокурорами и  судьями встают многочисленные  проблемы судебно-правового характера,  обусловленные отчасти нематериальностью  и недолговечностью электронных  улик.  Кроме того, для эффективного  расследования преступлений, связанных  с использованием компьютеров,  часто необходимо отслеживать  преступную деятельность и ее  последствия через цепочку поставщиков  услуг Интернета или компаний, иногда в разных странах, в  результате чего возникают сложные  вопросы относительно юрисдикции  и суверенитета. Сложность проблем,  которые характерны для преступности, связанной с использованием компьютеров,  делает просто необходимым международное  сотрудничество правоохранительных  органов, для чего наши страны  должны в конечном счете располагать  унифицированными соответствующими правовыми, процессуальными и нормативными средствами.  К сожалению, Интернет как электронная виртуальная среда предоставляет преступникам свои важнейшие свойства - быстродействие, трансграничность и анонимность. В течение последних лет технологии электронных нападений отработаны злоумышленниками из различных стран, чему имеется множество примеров.

 На сегодняшний день  ситуация такова. Если преступление  совершается в пределах белорусской  телекоммуникационной сети, мы его  раскрываем. Если же преступник  реализует свой замысел в различных  зарубежных зонах Интернета, расследование  многократно затрудняется, нужна  помощь зарубежных коллег. Очевидно, что, судя по поступающим запросам, те же проблемы имеются и  у зарубежных партнеров. Очевидно  также и то, что это не является  секретом для киберпреступников.  Оптимизм может внушать лишь  то, что у нас уже есть опыт  успешного расследования трансграничных  преступлений, например сложнейших  дел, раскрытых совместно с  нашими российскими, украинскими,  польскими, американскими и британскими  коллегами.

 В Республике Беларуси  последовательно осуществляются  мероприятия по гармонизации  уголовного и уголовно-процессуального  законодательства Республики Беларусь  и Российской Федерации в области  борьбы с преступлениями в  сфере высоких технологий. Так,  нами совместно с Академией  МВД Республики Беларусь проведен  анализ эффективности нормативных  правовых актов, регулирующих  отношения в информационной сфере,  изучен опыт Российской Федерации  в этой области; в ходе изучения  данной проблемы нами определены  и направлены в Министерство  юстиции для рассмотрения основные  направления правового обеспечения  информационной безопасности в  республике.

 По оценке специалистов, существующая сегодня в Республике  Беларусь законодательная база  в отношении правонарушений и  преступлений в информационном пространстве в сравнении с другими государствами - участниками СНГ наиболее приближена к требованиям Международной конвенции о киберпреступности. Присоединение к ней Республики Беларусь способствовало бы положительной оценке международным сообществом деятельности нашего государства в сфере обеспечения информационной безопасности и противодействия новой мировой угрозе - киберпреступности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в борьбе с компьютерными преступлениями

На сегодняшний день основу взаимодействия с правоохранительными  органами иностранных государств при  расследовании уголовных дел  в сфере высоких технологий составляет ряд специализированных международно-правовых актов и документов. В зависимости от органов и организаций разработавших данные акты документы, взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств при расследовании уголовных дел в сфере высоких технологий можно дифференцировать на два основных блока: универсальное и региональное.

Универсальные сотрудничество

Так, в декабре 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию №l53/70, касающуюся киберпреступности, кибертерроризма и кибервойны. Документ призывает государства-члены информировать Генерального секретаря ООН о своих взглядах и оценках относительно проблем информационной безопасности, определения основных понятий, связанных с информационной безопасностью и развитием международных принципов, улучшающих глобальное информационное пространство и помогающих сражаться с информационным терроризмом и преступностью.

В 2001 г. на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция «Борьба с преступным использованием информационных технологий», которая отметила важность следующих мер по борьбе с преступным использованием информационных технологий: противодействие «правовой крыше» для укрытия киберпреступников от наказания, обмен информацией, оснащение и обучение сотрудников правоохранительных органов, защита правовыми системами данных и компьютерных систем от несанкционированного вмешательства, своевременное обеспечение режимами взаимной помощи; расследование случаев преступного использования информационных технологий; предупреждение общественности о необходимости предупреждения преступного использования информационных технологий и борьбы с ним; техническая защита информации производителями программного обеспечения. Однако все эти меры должны приниматься в соответствии с принципом уважения прав и свобод человека. Резолюция носит прогрессивный характер, содержит многие средства устранения причин роста компьютерных преступлений и борьбы с ними. Кроме того, Экономический и Социальный совет ООН (далее - ЭКОСОС), являясь одним из главных органов ООН, инициирует проведение исследований в данной области, составляет доклады и дает рекомендации, созывает международные конференции. В частности, в 1991 г. по инициативе ЭКОСОСА на 77-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюцией были приняты Декларация принципов и Программа действий ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

      В качестве цели документа отмечается «оказание государствам такой практической помощи, как сбор данных, обмен информацией, опытом, подготовка кадров для выполнения задач по предупреждению преступности, как на национальном, так и на международном уровнях, принятие более эффективных мер по борьбе с международной преступностью. В принятой программе подробно сформулированы ее цели, сфера действия, первоочередные задачи, а также компетенция и структура управления органов, непосредственно осуществляющих деятельность и выполнение программы: комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию; конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; секретариат программы; секторы предупреждения преступности и уголовного правосудия Секретариата ООН и отделения ООН в Вене; институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, сеть назначаемых правительствами национальных корреспондентов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия для поддержания прямой связи с секретариатом и другими органами программы, глобальная информационная сеть в области преступности и уголовному правосудию, межправительственные и неправительственные организации, сотрудничающие с ООН в деле борьбы с преступностью и ее предупреждением.

Затрагивая международно-правовые акты ООН следует упомянуть Конвенцию  ООН против транснациональной организованной преступности, которая была принята  Резолюцией Генеральной Ассамблеи  № 55/25 от 15 ноября 2000 г. Данный документ косвенно регулирует данные отношения. Он установил ряд фактических критериев, в соответствии с которыми государства-участники конвенции обязаны криминализировать определенные деяния. В то же время, говоря о транснациональных компьютерных преступлениях, важно принять меры по созданию системы сотрудничества правоохранительных органов в данной сфере, особенно, это касается методик расследования преступлений. В основном такая позиция объясняется тем, что нет государств, которые были идентичны по своему социально-экономическому, правовому, научно-техническому, политическому развитию. Наработки коллег из стран, где более высокий уровень программно-технической подготовки кадров помогут наиболее эффективно бороться с международными компьютерными преступлениями.

Несмотря на то, что в  мировом сообществе существуют организационно-правовые предпосылки для создания адекватных мер по противодействию, борьбе с  преступлениями в сфере высоких  технологий, на универсальном уровне не существует международного документа, содержащего принципы взаимодействия государств, конкретные процессуальные аспекты сотрудничества, формы и  направления такой кооперации. Таким  образом, существует объективная необходимость  активизации деятельности органов  ООН для создания универсального правового механизма противодействия  киберпреступности.

Информация о работе Теоретико-правовые аспекты противодействия компьютерным преступлениям (преступлениям в сфере высоких технологий) в Республике Беларусь