Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:59, контрольная работа
Принципами уголовного процесса называются теоретически обоснованные основные правовые положения, идеи, нормы общего и руководящего значения, определяющие построение всех форм, институтов, стадий уголовного судопроизводства и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы выражают сущность и содержание уголовного процесса характеризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования.
Введение 3
1. Понятие, система, содержание принципов уголовного
судопроизводства 5
2. Правовой статус прокурора и руководителя следственного
органа в ходе досудебного производства 16
3. Понятие доказательства, их виды и свойства 22
Заключение 36
Список литературы 38
Задача
Принципы уголовного права - основополагающие идеи, исходные положения, при помощи которых решаются задачи уголовно-правового регулирования (А.А. Нечепуренко); основные руководящие начала (идеи), закрепленные в нормах уголовного права, которые определяют его содержание в целом или отдельных институтов (Б.В. Здравомыслов).
В теории уголовного права принципы подразделяются на два вида: общие правовые (универсальные) и отраслевые (специальные). Общие принципы - принципы, характерные для всех или для многих отраслей права. В УК закреплены следующие общие принципы: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Принцип законности при производстве по уголовному делу и его интерпретация Конституционным Судом РФ.
Среди
базовых начал судопроизводства
определяющее значение имеет принцип
законности, который является также
и универсальным принципом
Сущностные проявления законности разнообразны и многоаспектны, имеют всеобщий характер и закреплены в фундаментальных нормах:
а) верховенство закона (ст. 4 Конституции РФ);
б) прямое действие Конституции РФ и закона (ч. 1 ст. 15);
в) всеобщее требование соблюдения конституционных и законодательных норм (ч. 2 ст. 15);
г) единство общероссийской законности (ст. 4, 5, 8);
д) гарантированность законов, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2, 17, 18, 19);
е) связанность судов законодательными нормами и принятие ими решений «в соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
Законность
как универсальный принцип правового
государства и демократического общества
имеет гуманную, «всечеловеческую» направленность.
Она предоставляет исходное начало судопроизводства
и поэтому пронизывает все стадии процесса
и оказывает направляющее воздействие
на всех субъектов уголовно-процессуальных
отношений.
Прокурор как участник
уголовного процесса.
Участники
уголовного судопроизводства (уголовного
процесса) по-разному вовлекаются
в сферу уголовно-
Участники
уголовного судопроизводства - это
лица, наделенные сообразно их процессуальному
положению уголовно-
Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:
1) суд;
2)
участники уголовного
3)
участники уголовного
4)
иные участники уголовного
Прокурор
- наделенный властными полномочиями
участник уголовного судопроизводства,
который может вступать в уголовно-процессуальные
отношения во всех стадиях судопроизводства.
УПК определяет прокурора как должностное
лицо, уполномоченное в пределах компетенции,
установленной УПК РФ, осуществлять от
имени государства уголовное преследование
в ходе уголовного судопроизводства, а
также надзор за процессуальной деятельностью
органов дознания и предварительного
следствия (ч.1 ст.37).
_____________________________
2 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-изд.,испр. и доп. - М.: Спартак ,2002. С.117.
Самим термином "прокурор" УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве (п.31 ст. 5 УПК РФ).
Наиболее широкими полномочиями Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и УПК РФ наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства - в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Определяя
основные направления деятельности
прокурора в указанной сфере,
Закон о прокуратуре
а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
в) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью3 (ч.2 ст.1).
Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства, Закон о прокуратуре включает в него (глава 3. Закона):
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
______________________________
3
ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"
-2-е изд. - М.: Ось-89, 2002. - С.4
- проведение расследования;
- законность
решений, принимаемых органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
Рассмотрение
вопросов деятельности прокурора применительно
к сфере оперативно-розыскной
деятельности в связи с уголовно-
Во-вторых, основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть поручения следователя или указания прокурора (п.5 ч.2 ст. 157 УПК, п.3.ч.1 ст.7 ФЗ "Об опреративно-розыскной деятельности"). В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным (ст.143 УПК, п.1 ч.2 ст.7 Закона об ОРД). Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безразлично соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных мероприятиях, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты расследования.
Особенностью
уголовно-процессуальных отношений
является их обусловленность в конечном
итоге необходимостью применения норм
уголовного права. Поэтому, осуществляя
надзор за правильностью применения
норм уголовно-процессуального
Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследования (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.
Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал приказ №31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием.". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу.4
Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в УПК лишь в общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч.4 ст.37 УПК). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК РФ, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч.5 ст.37). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, проводящему дознание по данному уголовному делу.5
______________________________
4 Вопросы расследования преступлений: Справ. пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова; Науч. ред. А.Я. Качанов. 3-е изд, перераб. и доп. М.: Спартак, 2000. С.767-771.
5 ФЗ от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 58 - ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2027.
2.
Правовой статус прокурора
и руководителя следственного
органа в ходе досудебного
производства
Конкретные полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебных стадиях производства по делу, как это видно из содержания ч.2 ст. 37 УПК РФ, весьма обширны. Они включают:
а) осуществление действий по проверке исполнения федерального закона в части обеспечения законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлении (пп. 1, 2, 4 ст.37 УПК);
б) принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел (пп. 2, 6-9 УПК);
в) дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 УПК);
г) принятие в ходе расследования по конкретным делам промежуточных (пп. 5-12 УПК) и заключительных (пп. 13-16 УПК) решений; вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п.10 УПК).
Для обеспечения более оперативного и конкретного надзора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела УПК установлено правило о незамедлительном направлении следователем, дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Последний, получив постановление и прилагаемые к нему документы, обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, или о возвращении материалов для дополнительной проверки (срок такой проверки - не более 5 суток). Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч.2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.
Важной особенностью процессуального положения прокурора на досудебных этапах производства по делу является то, что в содержание его надзорной деятельности входит право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие по делу.
На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами по вопросам: квалификации преступления; объема обвинения; прекращения уголовного дела; избрания отмены или изменения меры пресечения; производства отдельных следственных действий; соединения и выделения уголовных дел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими; обеспечения прав участников процесса и т.п. Посвятив ч. 3 ст. 37 УПК указаниям прокурора органам дознания, дознавателю, следователю, законодатель особо связал их обязательную силу с соблюдением письменной формы. Обжалование вышестоящему прокурору органом дознания и дознавателем этих указаний не приостанавливает их исполнения. Обжалование указанных актов следователем влечет аналогичные последствия, за исключением семи случаев, предусмотренных ч.3 ст.38 УПК. Указания следователю (как и дознавателю) могут быть даны по любому делу и на любом этапе расследования. Дача указаний - это процессуальный акт прокурора. В то же время прокурор может дать указания следователю, не принимая решения по делу (как самостоятельного акта). Указания могут быть даны в связи с принятием решения и зафиксированы в постановлении (например, в постановлении о возвращении дела для дополнительного следствия). Указания прокурора обязательны не только для следователей и дознавателей, но и для руководителей следственных отделов и органов дознания.