Судопроизводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Принципами уголовного процесса называются теоретически обоснованные основные правовые положения, идеи, нормы общего и руководящего значения, определяющие построение всех форм, институтов, стадий уголовного судопроизводства и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы выражают сущность и содержание уголовного процесса характеризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, система, содержание принципов уголовного
судопроизводства 5

2. Правовой статус прокурора и руководителя следственного
органа в ходе досудебного производства 16

3. Понятие доказательства, их виды и свойства 22
Заключение 36
Список литературы 38

Задача

Файлы: 1 файл

уголовное право.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

                 Принципы уголовного права - основополагающие идеи, исходные положения, при помощи которых решаются задачи уголовно-правового регулирования (А.А. Нечепуренко); основные руководящие начала (идеи), закрепленные в нормах уголовного права, которые определяют его содержание в целом или отдельных институтов (Б.В. Здравомыслов).

В теории уголовного права принципы подразделяются на два вида: общие правовые (универсальные) и отраслевые (специальные). Общие принципы - принципы, характерные для всех или для многих отраслей права. В УК закреплены следующие общие принципы: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

                 Принцип законности при производстве по уголовному делу и его интерпретация Конституционным Судом РФ.

Среди базовых начал судопроизводства определяющее значение имеет принцип  законности, который является также  и универсальным принципом организации  и деятельности всех органов государственной власти и важнейшей основой подлинного правосудия. Его истоки восходят к знаменитому древнеримскому правилу: нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания. Общим условием законности является недопустимость издания в Российской Федерации нормативных и правоприменительных актов, внутригосударственных и иных договоров с антиконституционной направленностью.

Сущностные  проявления законности разнообразны и  многоаспектны, имеют всеобщий характер и закреплены в фундаментальных нормах:

а) верховенство закона (ст. 4 Конституции РФ);

б) прямое действие Конституции РФ и закона (ч. 1 ст. 15);

в) всеобщее требование соблюдения конституционных  и законодательных норм (ч. 2 ст. 15);

г) единство общероссийской законности (ст. 4, 5, 8);

д) гарантированность  законов, прав и свобод человека и  гражданина (ст. 1, 2, 17, 18, 19);

е) связанность  судов законодательными нормами  и принятие ими решений «в соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120 Конституции  РФ).

Законность  как универсальный принцип правового государства и демократического общества имеет гуманную, «всечеловеческую» направленность. Она предоставляет исходное начало судопроизводства и поэтому пронизывает все стадии процесса и оказывает направляющее воздействие на всех субъектов уголовно-процессуальных отношений. 

  Прокурор как участник  уголовного процесса. 

      Участники уголовного судопроизводства (уголовного процесса) по-разному вовлекаются  в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни - в силу должностных  обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель); другие - посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители); третьи - по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые - путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель и т.п.).

      Участники уголовного судопроизводства - это  лица, наделенные сообразно их процессуальному  положению уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями. Все они вступают в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками (субъектами) уголовно-процессуальных отношений.

      Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:

      1) суд; 

      2) участники уголовного судопроизводства  со стороны обвинения; 

      3) участники уголовного судопроизводства  со стороны защиты;

      4) иные участники уголовного судопроизводства.2

      Прокурор - наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст.37). 
 

 __________________________________

2 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-изд.,испр. и доп. - М.: Спартак ,2002. С.117.

      Самим термином "прокурор" УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры  в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве (п.31 ст. 5 УПК РФ).

      Наиболее  широкими полномочиями Федеральный  закон "О прокуратуре Российской Федерации" и УПК РФ наделяют прокурора  на досудебных этапах уголовного судопроизводства - в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

      Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:

а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

б) уголовное  преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

в) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью3 (ч.2 ст.1).

      Формулируя  предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства, Закон о прокуратуре включает в него (глава 3. Закона):

- соблюдение  прав и свобод человека и гражданина;

- установленный  порядок разрешения заявлений  и сообщений о совершенных  и готовящихся преступлениях;

____________________________________

3 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" -2-е изд. - М.: Ось-89, 2002. - С.4 
 
 
 
 

- проведение  расследования;

- законность  решений, принимаемых органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

      Рассмотрение  вопросов деятельности прокурора применительно  к сфере оперативно-розыскной  деятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, оперативно-розыскные меры нередко применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) с мерами процессуальными (следственными).

      Во-вторых, основаниями для проведения оперативно-розыскных  мероприятий могут быть поручения  следователя или указания прокурора (п.5 ч.2 ст. 157 УПК, п.3.ч.1 ст.7 ФЗ "Об опреративно-розыскной  деятельности"). В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным (ст.143 УПК, п.1 ч.2 ст.7 Закона об ОРД). Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безразлично соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных мероприятиях, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты расследования.

      Особенностью  уголовно-процессуальных отношений  является их обусловленность в конечном итоге необходимостью применения норм уголовного права. Поэтому, осуществляя  надзор за правильностью применения норм уголовно-процессуального права, прокурор, будучи субъектом уголовно-процессуальных отношений, проверяет правильность применения положений УК РФ следователями и органами дознания.

      Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она  осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследования (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

      Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал приказ №31 "Об организации прокурорского  надзора за предварительным следствием и дознанием.". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации  прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу.4

      Процессуальное  положение прокурора в ходе судебного  производства дано в УПК лишь в  общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч.4 ст.37 УПК). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК РФ, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч.5 ст.37). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, проводящему дознание по данному уголовному делу.5

__________________________________________________________________________

4 Вопросы расследования преступлений: Справ. пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова; Науч. ред. А.Я. Качанов. 3-е изд, перераб. и доп. М.: Спартак, 2000. С.767-771.

5 ФЗ от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 58 - ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2027.

2. Правовой статус прокурора и руководителя следственного органа в ходе досудебного производства 

      Конкретные  полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебных стадиях производства по делу, как это видно из содержания ч.2 ст. 37 УПК РФ, весьма обширны. Они включают:

      а) осуществление действий по проверке исполнения федерального закона в части  обеспечения законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлении (пп. 1, 2, 4 ст.37 УПК);

      б) принятие конкретных мер по осуществлению  быстрого и качественного расследования  уголовных дел (пп. 2, 6-9 УПК);

      в) дачу согласия следователю, дознавателю  на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 УПК);

      г) принятие в ходе расследования по конкретным делам промежуточных (пп. 5-12 УПК) и заключительных (пп. 13-16 УПК) решений; вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п.10 УПК).

      Для обеспечения более оперативного и конкретного надзора за исполнением  законов в стадии возбуждения уголовного дела УПК установлено правило о незамедлительном направлении следователем, дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Последний, получив постановление и прилагаемые к нему документы, обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, или о возвращении материалов для дополнительной проверки (срок такой проверки - не более 5 суток). Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч.2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

      Важной  особенностью процессуального положения  прокурора на досудебных этапах производства по делу является то, что в содержание его надзорной деятельности входит право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие по делу.

      На  предварительном следствии и  дознании прокурор вправе выносить постановления  по делам, расследуемым следователем или  дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами по вопросам: квалификации преступления; объема обвинения; прекращения уголовного дела; избрания отмены или изменения меры пресечения; производства отдельных следственных действий; соединения и выделения уголовных дел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими; обеспечения прав участников процесса и т.п. Посвятив ч. 3 ст. 37 УПК указаниям прокурора органам дознания, дознавателю, следователю, законодатель особо связал их обязательную силу с соблюдением письменной формы. Обжалование вышестоящему прокурору органом дознания и дознавателем этих указаний не приостанавливает их исполнения. Обжалование указанных актов следователем влечет аналогичные последствия, за исключением семи случаев, предусмотренных ч.3 ст.38 УПК. Указания следователю (как и дознавателю) могут быть даны по любому делу и на любом этапе расследования. Дача указаний - это процессуальный акт прокурора. В то же время прокурор может дать указания следователю, не принимая решения по делу (как самостоятельного акта). Указания могут быть даны в связи с принятием решения и зафиксированы в постановлении (например, в постановлении о возвращении дела для дополнительного следствия). Указания прокурора обязательны не только для следователей и дознавателей, но и для руководителей следственных отделов и органов дознания.

Информация о работе Судопроизводство