Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Актуальность выбранной тематики курсового исследования заключаются в том, что в отличие от вины мотив, цель преступления и эмоциональное состояние лица при совершении преступления не являются необходимыми признаками состава преступления. Они включаются законодателем в число признаков состава не всех, а лишь некоторых преступлений, и в этих случаях они также превращаются в основание уголовной ответственности. Тем не менее даже не будучи признаками состава преступления, они могут оказывать существенное влияние на назначение наказания, выступая в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Субъективная сторона преступления: общие вопросы теории уголовного права…………………………………………………………………...4
1.1. Понятие субъективной стороны преступления…………………………4
1.2. Общая характеристика факультативных признаков субъективной стороны преступления ……………………………………………………………..9
2. Факультативная сторона преступления – уголовно-правовой анализ……………………………………………………………………………….15
2.1. Понятие и содержание мотива и цели преступления………………….15
2.2. Уголовно-правовое значение мотива и цели преступления…………...19
2.3. Эмоциональное (психологическое) состояние как признак субъективной стороны преступления и его отражение в уголовном законе…...21
Заключение…………………………………………………………………..29
Библиографический список………………………………………………..30
План
Введение…………………………………………………………
1. Субъективная сторона
1.1. Понятие
субъективной стороны
1.2. Общая характеристика
факультативных признаков
2. Факультативная сторона
2.1. Понятие и содержание мотива и цели преступления………………….15
2.2. Уголовно-правовое
значение мотива и цели
2.3. Эмоциональное
(психологическое) состояние
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..30
Введение
Актуальность выбранной тематики курсового исследования заключаются в том, что в отличие от вины мотив, цель преступления и эмоциональное состояние лица при совершении преступления не являются необходимыми признаками состава преступления. Они включаются законодателем в число признаков состава не всех, а лишь некоторых преступлений, и в этих случаях они также превращаются в основание уголовной ответственности. Тем не менее даже не будучи признаками состава преступления, они могут оказывать существенное влияние на назначение наказания, выступая в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств. Но и тогда, когда эти признаки не имеют самостоятельного значения для уголовной ответственности и наказания, они нередко имеют важное значение для установления вины, для отграничения умышленной вины от неосторожной. Именно поэтому уголовное право не ограничивается принципом виновной ответственности, но стоит на позиции субъективного вменения. Это означает, что при решении вопроса об уголовной ответственности и наказании лица, совершившего преступление, не только принимается во внимание виновное отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям, но и учитываются другие элементы субъективной стороны преступления —. его мотивы, цели и эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.
Цель настоящего исследования – изучение факультативных признаков субъективной стороны преступления.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи – изучить цель, мотив и эмоциональное состояние как факультативные признаки состава преступления.
1. Субъективная сторона
1.1. Понятие субъективной стороны преступления
Субъективная сторона преступления - составная часть основания негативной уголовной ответственности, которым согласно ст. 8 УК РФ является "совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом".
"К деянию,
- писал Гегель, - относится вся
совокупность определений,
Поведение человека
представляет собой некую систему,
в которой объективное и
Субъективная сторона преступления характеризуется сложным психическим процессом, в котором интеллектуальные, волевые и эмоциональные составляющие выступают в единстве и взаимообусловленности. Всякое внешнее воздействие на человека заставляет его самоопределиться. С.Л. Рубинштейн указывал, что внешнее воздействие дает тот или иной эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Восприятие человеком внешнего воздействия включает в себя два компонента - интеллектуальный (знание) и эмоциональный (переживание). В результате акта восприятия у субъекта возникает определенное оценочное отношение. Занимая соответствующую позицию по отношению к внешнему воздействию (явлению, ситуации), человек не только дает ему рациональную оценку, но и эмоционально его переживает, т.е. дает ему эмоционально-чувственную оценку.3
С позиции социальной детерминации поведения человека внешнее влияние следует рассматривать "не только как вызывание, внешнее стимулирование психических явлений, актов поведения, а как влияние на целостную личность, опосредуемое ее психологической структурой". Активное включение человека в ситуацию предполагает, что он анализирует ее, выделяет в ней те условия, которые должны быть соотнесены с требованиями, встающими перед ним, и задачами, выходящими за пределы этой ситуации. Объективные отношения обстоятельств раскрываются через внутренние закономерности субъекта, через его способ видения, восприятия этих обстоятельств, через систему субъективных отношений человека. Сказанное подтверждают исследования не только философов и социологов, но и психологов и нейрофизиологов.
На первой стадии расцениваются, сопоставляются опыт, мотивация и обстановка, формируется решение и предопределяется его направленность. При этом обязательным фактором, определяющим и устанавливающим тип решения, его общие очертания, является мотивация, которая извлекает из памяти весь опыт, включая результаты, осуществляет "примерку жизненного опыта к данной ситуации".
На стадии "принятия решения" происходит выбор одного акта поведения и исключение всех остальных возможностей. Это "освобождает организм от чрезвычайно большого количества степеней свободы и оставляет лишь одну, которая и реализуется".
Принятие решения переводит весь системный процесс в программу действий, вследствие чего включается механизм "акцептора результатов действия" (ожидания будущего результата, в котором наиболее деятельное участие принимает структура мозга), и все комбинации возбуждения приобретают исполнительный характер.
Если процесс автоматизирован, то все излишние степени свободы устраняются, и "дело идет к тому, чтобы как можно меньше включать сознание". При переходе к сознанию поведенческий акт охватывает все стороны афферентного синтеза и обязательно требует участия всего мозга.
Сторонники теории функциональной системы, исследуя такие важные механизмы поведения, как мотивация, память и эмоции, делают вывод, что эмоциональные реакции также определяются системными механизмами. Эмоции "проявляются практически на всех стадиях центральной архитектуры целенаправленного поведенческого акта, но наиболее выраженно - на стадиях принятия решения и оценки полученного результата". Однако эмоциональные реакции человека трансформированы сознанием, т.е. социальным знанием, его осознанием и самоосознанием. Сознание подчиняет, преобразует и даже подавляет эмоции и другие рефлекторные формы психического.
Человек един
в своих знаниях и
Как существо социальное, человек обладает способностью к разумному мышлению, которое у него производно от его социальной сущности. Социальное в нем всегда остается по отношению к психическому и тем более к биологическому высшей подструктурой; оно направляет развитие обеих низших подструктур человека сверху, преобразует, перестраивает их сообразно своим особенностям, испытывая при этом их обратное влияние, опосредуясь ими.
Психическая
деятельность человека представляет собой
такую социально значимую работу
его мозга, в которой в органическом
единстве, взаимодействии и взаимосвязи
функционируют кора головного мозга
и подкорка (нейрофизиологический уровень)
как центры сознательного и
В процессе сознательной регуляции деятельности и поведения человека знание и переживание выполняют свои специфические функции, обеспечивающие принятие свободного и ответственного решения о внешнем акте поведения, при совершении которого он способен познать и овладеть своими эмоциями, чувствами, желаниями и влечениями, т.е. господствовать над самим собой.5
Таким образом,
субъективная сторона преступления
- это вся психическая
Субъективная
сторона преступления устанавливается
на основе всех обстоятельств совершения
преступления, характеризующих прежде
всего конкретное деяние (действие
или бездействие), способ и обстановку
его совершения, особенности лица,
действовавшего виновно, его интеллектуальные,
волевые и эмоциональные
Внешние свойства противоправного деяния являются не только необходимым условием познания субъективной стороны преступления и субъективных свойств лица, его совершившего, но и фактором, непосредственно влияющим на характер и протекание мотивации, принятие решения и исполнение его лицом, виновным в совершении преступления. Сознание и воля как элемент сознания лица, проявившие себя в условиях определенного эмоционального напряжения (переживания) в процессе преступного поведения на стадиях "предрешения", определения цели, способа и средств ее достижения и формирования умысла на совершение преступления или намерения действовать с нарушением определенных правил безопасности, т.е. неосторожно, на стадии "принятия решения, коррекции принятого решения обстановкой и вследствие включения "акцептора результатов действия" на стадии его исполнения, выступают как необходимая предпосылка деяния и в известном смысле как его результат. Сам факт совершения деяния оказывает большое мотивационное воздействие на дальнейшее действие человека, конкретизируя содержание и направление его психической деятельности.6
Субъективная сторона преступления наполняется конкретным содержанием совершенного деяния. Внешне различное содержание преступлений обусловливает и различное содержание их субъективной стороны. Нет тождественных по своему субъективному содержанию преступлений. Даже в рамках одного состава преступления несходство внешних общественно опасных деяний делает несходным и содержание их внутренних сторон.
1.2. Общая характеристика
Мотив, цель и
эмоциональное состояние
Изучение факультативных признаков субъективной стороны преступления дает возможность проанализировать их подлинные причины.
Понятие "мотив" раскрывает различные стороны человеческой активности: отдельный волевой акт (поступок), и ряд волевых актов (поведение) как отдельного индивида, так и любой социальной общности. С помощью мотива определяется содержание всех видов человеческой деятельности, нравственные, моральные, правовые и мировозренческие взгляды и социальная роль конкретной личности.
Информация о работе Субъективная сторона преступления и ее уголовно-правовое значение