Состав, порядок формирования, структура Конституционного Суда РФ. Общая характеристика органов предварительного следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 04:19, контрольная работа

Краткое описание

Конституционный Суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась.

Оглавление

Введение................................................................................................................................3
Основная часть…………………………………………………………………………..4
1. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ.....................4
2. Структура Конституционного Суда РФ..................................................................6
Заключение...........................................................................................................................9
Список использованных источников.....................................................................10

Файлы: 1 файл

контрольная Правоохранительные органы.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Проведенный анализ свидетельствует о том, что законодательство постоянно регулирует деятельность органов предварительного следствия, расширяя их функции и полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4[4] Божьев В.П. Правоохранительные  органы Российской Федерации.- М.: Высшее образование, 2008.- С. 274.

2. Понятие и задачи органов  предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный закон относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и Федеральной службы РФ  по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. [5]

Таким образом, законом определены четыре следственных аппарата различных правоохранительных органов.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно- процессуальным законом. УПК РФ конкретно определяет содержание всех следственных процедур: возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и потерпевших, порядка предъявления обвинения, производство обыска, выемки, осмотра и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и др. [6]

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

 

 

 


5[5] Уголовно-процессуальный кодекс  РФ от 18.12.2001. Ст. 151.

6[6]Дмитриев Ю.А. Правоохранительные  органы РФ.- М.:Омега-Л.2009,-С.316.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т.д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.[7]

C предварительным следствием связан и руководитель следственного органа, который в отличие от следователя обладает еще рядом организационных полномочий в основном контрольного характера по отношению к следователям своего подразделения. Он может проверять материалы уголовного дела, которое ведет следователь возглавляемого им органа, дает согласие на проведения ряда следственных действий и принятие решений.[8]

Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи:

а) организация предварительного следствия и производство предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

б) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер обеспечения возмещения гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям ущерба, причиненного им в результате совершения преступлений;

в) принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению чести, достоинства и иных прав граждан, подвергнувшихся незаконному задержанию, аресту и привлечению к уголовной ответственности;

 

 

 


7[7] Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные  органы.- М.: Зеркало, 2007.- С.324-325.

8[8] Божьев В.П. Правоохранительные  органы Российской Федерации.- М.: Высшее образование, 2008.- С.274.

г) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и мер к их устранению. [9]

 

             3. Деятельность органов предварительного следствия.

Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 Деятельность органов предварительного  следствия осуществляется в соответствии  с принципами уважения прав  и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции  невиновности, а также на основе  взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Исходя из объема выполняемой следственной работы по уголовным делам, большую часть ее выполняет следственный аппарат органов внутренних дел. Но эти дела не представляют сложности в доказывании и расследовании.

Меньший объем следственной работы выполняется следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, но это сложные в доказывании дела, а также дела, представляющие повышенный общественный интерес.[10]

В соответствии с возложенными на них задачами органы предварительного следствия:

а) производят предварительное следствие по уголовным делам;

б) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

в) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;

 


9[9] Уголовно-процессуальный кодекс  РФ от 18.12.2001.

10[10] Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные  органы.- М.: Зеркало, 2007.- С.324-325.

г) организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

д) изучают правоприменительную практику следователей и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

е) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

ж) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.[11]

В деятельности следственных аппаратов различных ведомств большое значение имеет определение пределов компетенции и разграничение полномочий. Главным регулятором в этих вопросах являются требования УПК РФ об обязательности предварительного следствия и определении подследственности.

 

 

 


11[11] Уголовно-процессуальный кодекс  РФ от 18.12.2001

Общая характеристика дел, подследственных следователям Следственного комитета при прокуратуре, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.[12]

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.[13]

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников, незаконном обороте оружия и наркотиков, бандитизме и др. преступления.[14]

Следователи Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным производством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (рецидив, крупный размер, тяжкие последствия). [15 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


12[12] О Следственном комитете  при прокуратуре РФ. Положение  от 1 августа 2007 г.

13[13] О Министерстве внутренних  дел РФ. Положение от 19 июля 2004 г.

14[14] О Федеральной службе безопасности РФ. Положение от 11 августа 2003 г

15[15] Дмитриев Ю.А. Правоохранительные  органы РФ.- М.:Омега-Л.2009,-С.317.

                                                  Заключение.

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности органов предварительного следствия Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе их развитии они обладают всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и  прав граждан России.

В законодательстве нет специально сформулированного понятия “органы предварительного следствия”. Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

Следственные органы всегда были основным звеном в механизме реализации уголовной политики государства. Именно от качества предварительного следствия напрямую зависит эффективность уголовного преследования. Особую актуальность это приобретает и в нынешних условиях, когда развитие страны получает новый импульс. Масштабность и характер стратегических задач, решаемых на государственном уровне, требует дополнительной мобилизации от правоохранительных органов. Это определяет и характер задач, стоящих перед органами предварительного следствия. Первоочередной из них является укрепление кадрового потенциала. Современное состояние преступности, особенно организованных её форм диктует необходимость совершенствования системы подготовки следователя.

И в заключение хотелось бы сказать, что основной целью деятельности всех органов предварительного следствия в целом, является успешная борьба с криминалом. И от того, как будет построено их взаимодействие, как эффективно и быстро будут раскрываться преступления зависит благополучие всего общества. Поэтому необходимо предпринимать, не откладывая на завтра, конкретные меры для координации деятельности этих органов. Взаимодействие должно осуществляться не как самоцель, а как метод для поиска новых путей в решении такой глобальной задачи, как улучшение криминогенной обстановки в России.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Информация о работе Состав, порядок формирования, структура Конституционного Суда РФ. Общая характеристика органов предварительного следствия