Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 04:19, контрольная работа
Конституционный Суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась.
Введение................................................................................................................................3
Основная часть…………………………………………………………………………..4
1. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ.....................4
2. Структура Конституционного Суда РФ..................................................................6
Заключение...........................................................................................................................9
Список использованных источников.....................................................................10
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса.
Контрольная работа по предмету «Правоохранительные органы»
по теме: Состав, порядок формирования, структура Конституционного
Суда РФ.
Общая характеристика органов предварительного следствия.
Выполнила:
Студентка 1 курса очного отделения
Попова Марина Юрьевна
Проверил:
Кандидат юридических наук, доцент
Пермь
2012
Тема №1. Состав, порядок формирования, структура Конституционного Суда РФ.
План
Введение......................
Основная часть…………………………………………………………………
1. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ.....................4
2. Структура Конституционного Суда РФ............................
Заключение....................
Список использованных источников....................
Введение
Конституционный Суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР и состоял из тринадцати судей вместо пятнадцати, поскольку съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ, суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. [2]
Особенно хотелось бы подчеркнуть роль Конституционного Суда в отстаивании основных прав и свобод человека и гражданина. Суд справедливо видит в этом главный смысл демократии и свое основное назначение. Эта позиция Суда абсолютно верна, ибо нарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими затронут, а для всего общества, подрывают и размывают его устои, отталкивают людей от государства.
Конституционный Суд Российской Федерации делает много для укрепления единства и целостности правовой системы страны, ее государственного строя.
Деятельность Конституционного Суда РФ зависит на прямую от его состава и структуры, поэтому данная тема является актуальной.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной темы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., а также учебные пособия для юридических вузов Гуценко К.,Козлова Е.И.,которые представляют целостную характеристику Конституционного Суда как органа конституционного контроля в Российской Федерации.
1[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.– М: Проспект, 2006. – С 448.
2[2] О Конституционном Суде РФ.
Федеральный конституционный
1. Состав и порядок формирования Конституционного Суда.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ.[3] Личность судьи в органах конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как ее оценивают зачастую не только по правовым критериям, но и по нравственным.
Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. [4] Следовательно, главная роль в формировании персонального состава Конституционного суда принадлежит Президенту и Совету Федерации.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ. [5]
Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование
3[3] О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994. Собрание законодательства.1994, №13. Ст. 125, 128.
4[4] О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994. Собрание законодательства.1994, №13 ст.9
5[5] Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы.- М.: Зеркало, 2007.- С.186.
и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.[6]
В соответствии с прежним законодательством нижний возрастной предел членов Суда равнялся тридцати пяти годам, а необходимость работы по юридической специальности – десяти годам.[7]
Новый подход, как можно заметить, направлен на то, чтобы в Конституционном суде работали люди, обладающие большим жизненным опытом и высокой юридической квалификацией. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.[6]
Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.[8]
Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приоста -
6[6] О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994. Собрание законодательства.1994, №13 ст.9
7[7] Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы.- М.: Зеркало, 2007.- С.185.
8[8] О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994. Собрание законодательства.1994, №13 ст.19
новления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.[9]
Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.[10]
2. Структура Конституционного
Модель Конституционного Суда РФ в варианте 1991 года оказалась весьма и весьма далекой от совершенства, что привело в конечном итоге к печально известным событиям (деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена). Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационные формы конституционного судопроизводства, что имело целью повышение эффективности и оперативности в деятельности Конституционного Суда. Прежде Конституционный Суд действовал в едином составе. В перерывах между заседаниями по конкретному делу он не мог рассматривать другие дела. Это приводило к задержке рассмотрения многих дел и несоблюдению многих сроков. В связи с этим Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определил следующую форму организации Конституционного Суда: рассмотрение и разрешение им дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях палат.
Согласно новому законодательству Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей. Число судей было увеличено с пятнадцати до девятнадцати. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда.
9[9] О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994. Собрание законодательства.1994, №13 ст.13
10[10] О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994. Собрание законодательства.1994, №13 ст.15
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.
По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда Российской Федерации, считающих, что Председатель или заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием.
В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.[11]