Содействие террористической деятельности и ответственность за терроризм по уголовному праву Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм во всех других формах и проявлениях, по своим масштабам интенсивности, бесчеловечности и жестокости превращался в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения.

Оглавление

Введение ..………………………………...………………………………………3
Глава I. Понятие терроризма и его разновидности …..…………...…………...7
1.1 История терроризма .…………………………………………………………7
1.2 Понятие и сущность терроризма ………………..………………………….15
1.3 Виды и причины терроризма ………………….……………………………23
Глава II. Содействие террористической деятельности и ответственность за терроризм по уголовному праву Российской Федерации …………..………..46
2.1 Террористический акт ………………………………………………..……..46
2.2 Содействие террористической деятельности……...……………….……...49
2.3 Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма ……………………………..………...53
2.4 Ответственность за терроризм по УК РФ ……………………….………...54
Заключение ………………………………………………………..…....………70
Список литературы…...………………...………………….……….………….74

Файлы: 1 файл

Содействие террористической деятельности - на 24.04.2015.docx

— 138.07 Кб (Скачать)

Правила в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" определяют порядок осуществления за счет средств федерального бюджета социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, то есть преступления, квалифицированного статьями 205 - 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также других преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом:

1) военнослужащих, сотрудников  и специалистов федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих  борьбу с терроризмом;

2) лиц, содействующих на  постоянной или временной основе  федеральным органам исполнительной  власти, осуществляющим борьбу с  терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании  террористических актов и минимизации  их последствий;

3) членов семей лиц, указанных  в подпунктах 1 и 2.

Социальная реабилитация пострадавших и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья и проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество.

Психологическая реабилитация пострадавших осуществляется путем предоставления психологической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании обращения пострадавшего или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения в учреждения здравоохранения, соответствующие службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также по инициативе этих учреждений, служб и организаций.

Медицинская реабилитация пострадавших осуществляется в медицинских учреждениях в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Профессиональная реабилитация пострадавших в части предоставления услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, а также в части оказания содействия в трудоустройстве осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения за счет средств, предусматриваемых в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.

Правовая помощь предоставляется пострадавшим при их обращении в соответствующие службы и учреждения органов государственной власти, на которые возложены полномочия по оказанию содействия гражданам в осуществлении их прав, а также в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные давать разъяснения по вопросам, связанным с социальной реабилитацией.

Предоставление жилья пострадавшим, лишившимся его в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Социальная реабилитация лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие борьбу с терроризмом, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом характера и последствий террористического акта, а также других обстоятельств в первоочередном порядке принимают меры, направленные на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи в целях социальной реабилитации пострадавших.

Для координации действий органов исполнительной власти по организации и осуществлению социальной реабилитации пострадавших и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, могут создаваться соответствующие органы (комиссии, комитеты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Содействие террористической деятельности и ответственность за терроризм по уголовному праву Российской Федерации.

2.1 Террористический  акт

Глава 24 УК РФ террористический акт относит к преступлениям против общественной безопасности.

Согласно ст. 205 УК РФ террористическим актом является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Опасность преступлений, предусмотренных главой 24 УК РФ, в том числе и терроризма, заключается в том, что они посягают на общественную безопасность, т.е. на широкий круг общественных отношений, причиняют или могут причинить вред неопределенному кругу лиц, посягают на основы безопасности личности, общества и государства. Преступления этой группы часто совершаются общеопасным способом, ущерб от них имеет сложный, многоаспектный характер.

Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (см.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности").

Объективная сторона терроризма состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; либо в угрозе совершения указанных действий. Взрыв, поджог и иные действия - это способы совершения преступления. Иные действия - это общеопасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (затопление объектов жизнеобеспечения населения, повреждение линий электропередачи, обвалы, блокирование транспортных коммуникаций, распространение отравляющих веществ и т.д.).

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч.1 ст. 205 УК РФ, когда они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий либо с момента объективизации угрозы совершения подобных действий, т.е. для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных последствий. В случае их наступления при наличии умысла содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, а при неосторожной вине - с учетом характера последствий возможна квалификация по ч.3 ст. 205 УК РФ.

Опасность гибели людей означает, что эти действия угрожали хотя бы одному человеку. Значительный имущественный ущерб определяется с учетом стоимости и значимости материальных ценностей, материального и финансового положения потерпевших. Иные общественно опасные последствия означают причинение вреда здоровью людей, возникновение паники, страха, массовых беспорядков, ухудшение экологической обстановки в регионе, поток беженцев, дезорганизацию нормальной деятельности органов государственной власти и т.д.

Угроза совершения указанных террористических действий должна вызывать у граждан и органов власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть выражена устно, письменно, по телефону, с помощью иных технических средств.

Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом и специальной целью воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет

Квалифицированный состав (ч.2 ст. 205 УК РФ) характеризуется совершением тех же деяний: группой лиц по предварительному сговору п. "в". (см. комментарий к ч.2 ст.35 УК РФ); с применением огнестрельного оружия - п. "в" (см. комментарии к ст.162, 222 УК).

Под применением огнестрельного оружия следует понимать производство стрельбы, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности совершения акта терроризма другим способом.

К особо квалифицированному составу терроризма ч.3 ст. 205 УК РФ относит деяния, совершенные: организованной группой (ч.3 ст.35 УК); если они повлекли по неосторожности смерть человека (ст.109 УК) или иные тяжкие последствия; если они сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (ст.220 УК РФ) либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

К иным тяжким последствиям могут относиться:

  • причинение тяжкого вреда здоровью,
  • вывод из строя на продолжительное время объектов жизнеобеспечения, работы транспорта,
  • крупный материальный ущерб и т.д.[33]

Умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме влечет квалификацию по совокупности преступлений: ст. 205 и 105 УК РФ.

Объекты атомной энергетики - это ядерные установки (атомные станции, сооружения и комплексы с ядерными реакторами, установки и устройства с ядерными зарядами, предназначенные для использования в мирных целях), а также пункты хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Примечание к ст. 205 УК РФ предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма в случае его позитивного постпреступного поведения: если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и если при этом в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

2.2 Содействие террористической  деятельности

В связи внесенными изменениями в УК РФ в 2006 году уголовное законодательство предусматривает ст. 205¹ содействие террористической деятельности. Согласно данной статье склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 "террористический акт", 206 "захват заложника", 208 "организация незаконного вооружённого формирования", 211 "угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 277 "посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", 278 "насильственный захват власти или насильственное удержание власти", 279 "вооружённый мятеж" и 360 "нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой" Уголовного Кодекса РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма карается уголовным законом.

Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 205¹, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Включение комментируемой статьи в УК РФ обусловлено ратификацией Россией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, а внесение в нее изменений - принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (СЗ РФ. 2006. №2 11. Ст.146). В действующей редакции эта статья относит к преступлениям террористического характера не только деяния, предусмотренные ст. 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК, но также насильственный захват власти (ст.278 УК РФ) и вооруженный мятеж (ст.279 УК РФ).

Объект анализируемого преступления, как и всех преступлений террористического характера, - общественная безопасность.

Объективная сторона содействия террористической деятельности характеризуется альтернативно любым из следующих действий:

1) склонение лица к  совершению хотя бы одного  из преступлений, предусмотренных  ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ;

2) вербовка лица для  совершения хотя бы одного  из перечисленных преступлений;

3) иное вовлечение лица  в совершение любого из перечисленных  преступлений;

4) вооружение хотя бы  одного лица для совершения  любого из перечисленных деяний;

5) подготовка лица к  совершению хотя бы одного  из указанных преступлений;

6) финансирование терроризма.

Склонение лица к совершению преступления террористического характера заключается в психическом или физическом воздействии на другое лицо с целью возбуждения у него желания совершить одно или несколько преступлений из числа предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277,278,279 и 360 УК РФ. Если результатом физического воздействия стало причинение тяжкого вреда здоровью, то склонение к совершению преступления террористического характера необходимо дополнительно квалифицировать по ст.111 УК РФ.

Вербовка для совершения преступления террористического характера подразумевает деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в совершении хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч.1 ст. 205¹ УК РФ, посредством обещания денежного либо иного вознаграждения. Вербовка может заключаться в подыскании, агитации, записи желающих, их направлении к месту обучения либо намеченного объекта террористического акта и т.п.[34]

Информация о работе Содействие террористической деятельности и ответственность за терроризм по уголовному праву Российской Федерации