Система и организация прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Основы правового регулирования организации и деятельности органов прокуратуры составляют нормы права, содержащиеся в различных нормативных правовых актах. Со времен учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о прокуратуре, способствуя совершенствованию организации и деятельности данной системы органов, целью которого является эффективный прокурорский надзор.
Объект исследования - конституционные основы организации и деятельности Прокуратуры в РФ.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением конституционных основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.
Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционных основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Система и организация прокуратуры ……………...….…………..6
1.1 Система прокуратуры ……………………………………….………...……..6
1.2 Генеральная прокуратура Российской Федерации………………….....……9
1.3 Участие прокурора в рассмотрении дел судами.........................................14
Глава 2. Прокуратура в конституционной системе власти и принципы ее деятельности………………………………………………………………..…...17
2.1 Прокуратура в российской конституционной системе власти ……......…17
2.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры ………………..….21
Заключение……………………………………………………………………...28
Список источников………………….. ……………………………….……….29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Таким образом, многообразие мнений в юридической  литературе по поводу места прокуратуры  в государственном механизме свидетельствует о необходимости разрешить возникшую ситуацию законодательным путем.

На мой взгляд, прокуратура представляет собой  самостоятельную структуру в  государственном механизме, и нет  необходимости относить ее к той  или иной ветви власти. Это следует из ее правовой природы.

Само указание в законе на централизацию,  свидетельствует  о том, что прокуратура является самостоятельным институтом власти. В той же статье закона о прокуратуре  определяется цель прокурорской деятельности, которая заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Решение стоящих перед прокуратурой задач возможно лишь при сильной и независимой позиции в государстве.

Недопустимо, по-моему, также включение прокуратуры  в одну из трех ветвей государственной  власти, потому что она выполняет  функции совсем иного характера, нежели те, которые возложены на них. Вполне очевидно, что осуществляемые данным институтом власти полномочия не вписываются ни в одну из ветвей государственной власти. В противном случае получится, что в рамках одной ветви власти будут находиться две структуры разно функционального характера.

  В Законе  о прокуратуре определены основные  направления ее деятельности. Широта  полномочий в сфере прокурорского  надзора может, служить основанием, чтобы утверждать о необходимости  выделения прокуратуры из триады  властей.

Совершенно  верно отмечается, что "в современных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов", устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили". Включение прокуратуры в одну из трех ветвей власти приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу одной из властей.

2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принципы –  основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение организации  и деятельности какой-либо публичной структуры. Применительно к прокуратуре это закрепленные в законе основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства. 
           В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности. 
Принцип единства заключается в том, что все органы прокуратуры: городские, районные, субъектов РФ, военные и иные специализированные прокуратуры составляют единую централизованную систему. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему  прокуратуры, не  допускается. 
         Принцип единства означает, что перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется единым, общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской  Федерации». 
         Подчеркивается, что каждая прокуратура, выполняя свои профессиональные обязанности, на соответствующей территории или в сфере правовых отношений действует от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система, и принимаемые ею акты (протесты, представления, постановления) имеют одинаковую юридическую  силу. 
          Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Любой прокурор полномочен, возбудить уголовное дело при наличии к тому оснований, передать дело в суд или прекратить уголовное преследование в соответствии с требованиями закона. То же относится и к единым средствам реализации полномочий в сфере общего надзора, надзора за учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и к другим направлениям деятельности  прокуратуры. 
             Из принципа единства системы вытекает и право вышестоящего прокурора поручить нижестоящему выполнение каких-либо своих обязанностей, например, поддержать обвинение в уголовном процессе, принять участие в рассмотрении гражданского дела, в проведении проверки исполнения закона и др.

Этот же принцип  дает полномочие вышестоящему прокурору принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему  прокурором. 
             Принцип централизации состоит в том, что все прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Важность такого подхода обусловлена тем, что обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии проведения единой линии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генеральным прокурором со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров. 
             В соответствии с принципом централизации Генеральный прокурор РФ, как это отмечалось, назначает всех подчиненных ему руководителей прокуратур, и только он может освободить их от  должности. 
            Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих на основе федеральных законов и нормативных актов Генерального прокурора. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора, регламентирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, обязательны к исполнению всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. В случае их несоответствия закону они могут быть отменены только Федеральным Собранием РФ либо самим Генеральным прокурором. 
Следует отметить, что централизм в деятельности прокуратура не отменяет самостоятельности прокуроров и следователей при принятии конкретных решений, особенно в сфере уголовного судопроизводства. Так, следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору указания надзирающего прокурора по объему обвинения и юридической квалификации действий обвиняемого и в случае отклонения его доводов, вправе ставить вопрос о передаче дела другому следователю.

Кассационное  представление прокурора, участвующего в рассмотрении уголовного дела, не может быть отозвано вышестоящим  прокурором и подлежит рассмотрению по существу в соответствующей инстанции  суда. 
             Единоначалие в деятельности прокуратуры находит сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуальным вопросам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры, коллегии в прокуратурах субъектов РФ обсуждают и выносят постановления, которые, несмотря на их рекомендательный характер, способствует принятию руководителем прокуратуры наиболее взвешенных и эффективных  решений. 
          Принцип независимости в том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений на основе материалов проверок и расследований, осуществляемых в соответствии с требованиями полноты и объективности их  проведения. 
           Воздействие в какой-либо форме органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом  ответственность. 
             На практике недопустимые воздействия осуществляются в различных формах: от предложения привилегий и льгот до прямых угроз физического воздействия. В последнем случае должны применяться меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и иные меры, возложенные на службу собственной безопасности органов  прокуратуры. 
             Независимость прокуратуры предусматривает и исключение вмешательства в ее деятельность отдельных должностных лиц, представителей средств массовой информации с требованием о предоставлении информации, затрагивающей такие вопросы, которые еще не нашли окончательного разрешения или составляют государственную или служебную тайну. Законом установлено, что прокуроры и следователи не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным  законодательством. 
              Принцип независимости включает и обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Статистическая и иная информация, справки, документы, необходимые для работы прокуроров и следователей, предоставляются безвозмездно. Неисполнение их законных требований, а также уклонение от явки по вызову прокурора и следователя влекут за собой установленную законом  ответственность. 
           Важным фактором обеспечения независимости являются требования, ограждающие прокуроров и следователей от недопустимого воздействия, путем запрещения занятий отдельными видами деятельности. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. 
             Следует также подчеркнуть, что существенная сторона гарантий независимости прокуроров заключается в порядке их значения и освобождения от должности. Никто, кроме Генерального прокурора, не вправе освободить руководителя прокуратуры любого уровня прокурорской системы от должности, какие бы такие попытки ни предпринимались. 
           Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством. Конституционная норма об обязанности всех органов власти, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы является основой демократического общества и государства, а для прокуроров – не только организующим началом, но и методологической основой их деятельности. Принцип законности с позиций деятельности прокуратуры включает две стороны проблемы: обеспечение точного исполнения законов всеми участниками общественных отношений и обеспечение этого требования в деятельности самих органов прокуратуры. 
           Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций: при осуществлении надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод граждан, надзора за органами расследования преступлений, при участии в рассмотрении дел судами и  т.д. 
            При проведении проверок и расследований прокуроры и следователи нередко сталкиваются с проблемами в законодательстве, несовершенством действующих законов и их отставанием от потребностей жизни. Один из возможных путей влияния прокуроров на укрепление законности – их участие в правотворческой деятельности. Закон дает прокурору право вносить в органы, обладающие правом законотворческой инициативы, предложения о совершенствовании законодательства. К сожалению, права прямого обращения с законопроектами в парламент страны прокуратура до сих пор не  имеет. 
           Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает также, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает. Только подход, базирующийся на высоких профессиональных и моральных качествах исполнителей, может гарантировать успешную деятельность прокуратуры на всех порученных ей участках. 
          Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Важное значение принципа гласности в том, что общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а в порядке обратной связи прокурор и следователь получают поддержку населения. 
Еще одно проявление гласности – ежегодное представление Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания РФ и Президенту России доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. 
            Как отмечено выше, федеральным законодательством устанавливаются пределы гласности, в том числе и в деятельности органов прокуратуры. Прежде всего, это относится к перечню сведений, не подлежащих разглашению в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1997 г. «О государственной  тайне». 
          С охраной конституционных прав и свобод граждан связаны и нормативные решения о сведениях, не подлежащих разглашению, к которым отнесены тайна следствия и судопроизводства, а также сведения, доступ к которым ограничен: врачебная, нотариальная, адвокатская тайны, тайна усыновления (удочерения), тайна переписки и телефонных переговоров, коммерческая  тайна. 
        Особо отметим, что право следователя закрывать информацию о находящихся у него в производстве уголовных делах не означает ущемления гласности в деятельности прокуратуры и имеет целью охрану прав и интересов граждан и соблюдения принципа презумпции невиновности, в соответствии с которым лицо может быть признано преступником лишь на основании приговора суда, вступившего в  силу.

 

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели  прокуратуру в российской конституционной  системе власти, основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, систему и организацию деятельности прокуратуры, а так же участие прокурора в рассмотрении дел судами.

Из всего  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы.

Прокуратура представляет собой самостоятельную структуру  в государственном механизме, и нет необходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ее правовой природы. Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура России составляет единую централизованную систему  с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев. Вместе с тем прокуратура  не относится к числу государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть.

Многообразие  мнений в юридической литературе по поводу места прокуратуры в  государственном механизме свидетельствует  о необходимости разрешить возникшую  ситуацию законодательным путем.

Сейчас прокуратура  Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению  и развитию правового государства.

 

 

Список источников.

1. Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года.- М.: Изд. «Омега-Л», 2010.-63с.

2. Федеральный  закон « О прокуратуре» от 17.01.1992 № 2202-1 ( в ред. от 24.07.2007) // Собрание  законодательства Российской Федерации. -1995. № 47.- Ст. 4472.

3. Приказ Генерального  прокурора РФ от 09.04.96 г. № 24 «О разграничении компетенции  территориальных прокуроров и  прокуроров специализированных  прокуратур» http: // base consultant.ru.

4. Приказ Генерального  прокурора № 2 от 17 января 1994 г. «О регламенте работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации» http: // base consultant.ru.

5. Бессарабов  В.Г., Кашаев К.А. Защита российской  прокуратурой прав и свобод  человека и гражданина. М., 2007. С. 464.

6. Буянский С.Г.  Прокуратура в условиях административно-правовой реформы. М., 2006. С. 160.

7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные  органы. Учебник для вузов. - М., 2007. С. 440.

8. Казанник А.И.  Конституционно-правовой статус  прокуратуры Российской Федерации:  мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, № 5.

9. Коряковцев  В. В. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 256.

10. Правоохранительные  органы / Под редакцией В. П.  Божьева. М.. 2008. С. 352.

11. Смоленский  М. Б., Карапетян A. M. Правоохранительные органы. М., 2007. С. 256.




Информация о работе Система и организация прокуратуры