Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:30, шпаргалка
Понятие, задачи, функциии, система, принципы уголовного права.
Уголовный закон – источник уголовного права (понятие, структура, толкование уголовного закона).
Действие уголовного закона во времени. Действие уголовного закона в пространстве и во времени. Обратная сила уголовного закона. Выдача лиц, совершивших преступление.
Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или
очевидцы укажут на данное
лицо как на совершившее
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Порядок задержания включает следующие этапы:
- фактическое задержание и личный обыск;
- составление протокола
(3 часа с момента доставления
в орган предварительного
- уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);
- допрос подозреваемого
не позднее 24 часов с момента
фактического задержания. До начала
допроса подозреваемому по его
просьбе должно быть
- уведомление кого-либо
из близких родственников, а
при их отсутствии — других
родственников или
56. меры пресечения.
Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.
В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.
Меры пресечения:
- подписка о невыезде;
- личное поручительство;
- наблюдение командования воинской части;
- присмотр за
- залог;
- домашний арест;
- заключение под стражу.
Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:
- скроется от дознания,
предварительного следствия
- может продолжать заниматься преступной деятельностью;
- может угрожать свидетелю,
иным участникам уголовного
Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.
Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения.
Специальные основания:
- несовершеннолетие (ст. 105 УПК);
- отношение к воинской службе (ст. 104 УПК);
- наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);
- тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).
57.
основания и процессуальный
Заключение под стражу
— самая строгая мера пресечения,
которая заключается в
Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания:
- обвинение или подозрение
в совершении преступлений, за
которые уголовным законом
- невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения;
- обвинение или подозрение
в совершении преступления, за
которое предусмотрено
Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения:
Установление общих и
специальных оснований для
Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.)
Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.
Принятие судьей решения:1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания.
Содержание под стражей
при расследовании преступлений
не может превышать 2 месяца. В случае
невозможности закончить
Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается.
58. домашний арест.
1. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.
2. Домашний арест избирается
на срок до двух месяцев.
Срок домашнего ареста
2.1. В срок домашнего
ареста засчитывается время
3. Домашний арест в
качестве меры пресечения
4. Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об избрании в отношении
подозреваемого или
2) об отказе в удовлетворении ходатайства.
5. При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста судья по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, вправе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога.
6. Постановление судьи
направляется лицу, возбудившему
ходатайство, прокурору,
7. Суд с учетом данных
о личности подозреваемого или
обвиняемого и фактических
1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;
2) общение с определенными лицами;
3) отправку и получение
почтово-телеграфных
4) использование средств
связи и информационно-
8. В зависимости от
тяжести предъявленного
9. В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать).
10. Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно со Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного следствия, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
11. Если по медицинским
показаниям подозреваемый или
обвиняемый был доставлен в
учреждение здравоохранения и
госпитализирован, то до разрешения
судом вопроса об изменении
либо отмене меры пресечения
в отношении подозреваемого
12. В орган дознания
или орган предварительного
13. Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения.
14. В случае нарушения
подозреваемым или обвиняемым, в
отношении которого в качестве
меры пресечения избран
59. возбуждение уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела – это не только процессуальное решение, не только правовой институт, это прежде всего этап, который всегда существует, если имеет место уголовный процесс.