Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:44, шпаргалка

Краткое описание

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Уголовное право Республики Казахстан» (Особенная часть)

Файлы: 1 файл

ВИДЫ УБИЙСТВ.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Объективная сторона геноцида предполагает совершение действий, направленных на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

В приведенном законодательном описании геноцида воспроизводятся положения ст. 11 Конвенции от 9 декабря 1948 г., обозначена направленность этого преступления на полное или частичное физическое уничтожение группы населения, обладающей специфической национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежностью, а также указаны альтернативно способы учинения преступного деяния. В данной связи по конкретным делам о геноциде должны быть точно установлены и зафиксированы в процессуальных документах признаки намеченной к уничтожению группы населения и те указанные законом формы, в которых фактически осуществлялась деятельность по уничтожению такой группы людей.

Для признания преступления оконченным достаточно совершения указанных действий независимо от того, удалось ли виновным лицам добиться физического уничтожения неприемлемой для них части населения как таковой.

Субъективная сторона геноцида характеризуется прямым умыслом, нацеленным на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы теми способами, которые указаны в ст. 176 УК РК. Мотивы содеянного находятся за рамками состава преступления.

Преступление, описанное в ст. 176 УК РК, — особо тяжкое.

Субъект общий

29.Нападение  на лица или организации, пользующихся международной защитой.

Данное деяние признается преступлением в соответствии с Конвенцией от 14 декабря 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. В качестве потерпевших от этого деяния могут выступать главы других государств и правительств, должностные лица или дипломатические представители другого государства, сотрудники международной организации и члены их семей. Нападению также могут подвергаться служебные или жилые помещения либо транспортные средства указанных лиц.

Нападение с объективной стороны выражается во внезапных для потерпевших насильственных или сопровождающихся угрозой действиях, подрывающих безопасность этих лиц. Преступление признается оконченным с момента нападения. Если при этом происходит причинение смерти, тяжкого вреда здоровью или захват имущества потерпевших, содеянное нуждается в квалификации по правилам совокупности преступных деяний.

Часть 2 ст. 181 УК РК предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное в целях провокации войны или международных осложнений.

Деяние в целом характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает нападение на лиц или организации, находящихся под международной защитой.

Деяние относится к категории преступлений средней тяжести (ч. 1) и тяжких (ч. 2).

Субъект общий

 

30.Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

В статьях гл. 5 УК РК предусмотрена ответственность за преступления, направленные против государства в целом, его важнейших институтов и условий нормального функционирования. Ответственность за преступления против государства имеется в законодательстве любой страны. Однако принципиальным является вопрос об основаниях и пределах этой ответственности, так как он в значительной мере связан с проблемой взаимоотношений между государством и личностью, тем местом, которое государство отводит человеку в системе ценностей.

Объектом составов гл. 5 являются основы конституционного строя и безопасности Республики Казахстан. В Конституции РК содержится запрет совершать действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и подрыв безопасности государства.

В литературе сущность конституционного строя определяется как целостное воплощение в реально складывающейся Конституции и в практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей и принципов, предопределяющих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством и их подчиненность нормам и институтам конституционного строя.

Среди конституционных установлений на первый план выдвигаются основы конституционного строя, которым посвящена гл. 1 Конституции РК. Они являются базой для всех других норм самой Конституции РК, что специально подчеркнуто : никакие другие положения Конституции РК не могут противоречить основам конституционного строя. К ним относятся демократический характер государства и республиканская форма правления (ст. 1), незыблемость прав и свобод человека и гражданина и его правовой статус, народовластие, верховенство Конституции РК и законов, разделение властей, идеологический и политический плюрализм  и др.

Изменить конституционный строй можно только подорвав его основы, например, лишить народ возможности осуществлять власть путем свободных выборов или референдумов, заменить республиканскую форму правления монархической, светское государство клерикальным, запретить осуществление прав и свобод человека, ликвидировать разделение властей, установить господство единственной идеологии и т. д.

Государственная безопасность — это состояние защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Государственная безопасность имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Первая из них означает стабильность внутри государства, защищенность от неправомерных действий, подрывающих конституционный строй и территориальную целостность. Внешняя безопасность представляет собой состояние защищенности от посягательств на суверенитет и территориальную неприкосновенность извне, со стороны других государств или оказывающих им содействие российских граждан.

С субъективной стороны большинство преступлений может совершаться только умышленно.

Субъектами преступления могут быть в основном любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Некоторые составы предусматривают специальных субъектов.

В зависимости от более конкретных объектов посягательств преступления данной главы можно разделить на следующие группы:

    1. преступления, посягающие на внешнюю безопасность:
  • государственная измена;
  • шпионаж;
    1. преступления, посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность:
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;
  • насильственный захват или насильственное удержание власти;
  • вооруженный мятеж;
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
  • возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
  • организация экстремистского сообщества;
  • организация деятельности экстремистской организации;
  1. преступления, посягающие на экономическую безопасность:
  • диверсия;
  1. преступления, посягающие на сохранность государственной тайны:
  • разглашение государственной тайны;

 

31.Государственная  измена и шпионаж.

Государственная измена (ст. 182 УК РФ). Закон относит к государственной измене шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Республики Казахстан. Эти способы и представляют собой объективную сторону государственной измены.

Первым видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 185 УК РФ) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственная тайна или иные сведения).

Объективная сторона первой разновидности шпионажа, касающейся государственной тайны, состоит в совершении какого-либо из следующих действий: передача, собирание, похищение, хранение сведений.

Передача — это сообщение сведений любым способом (устно, письменно, по радио и т. д.). Данный вид шпионажа окончен в момент получения сведений теми, кому они предназначались.

Собирание — наиболее распространенный способ шпионажа. Конкретные методы собирания многообразны: личное наблюдение, копирование документов, подслушивание, покупка, расспросы и др.

Похищение является разновидностью собирания, изъятие осуществляется действиями, типичными для какой-либо формы хищения (тайно, открыто, с применением насилия, путем обмана), причем владение может быть как постоянным, так и временным.

Хранение — это обладание предметом, который находится в помещении или на территории, принадлежащей определенному лицу. При этом не имеет значения, был ли предмет размещен в данном месте самим хранителем или же с его согласия другим лицом.

Собирание, похищение, хранение признаются шпионажем, если они совершались в целях передачи. В этом смысле их можно рассматривать как приготовление к передаче, но конструкция состава такова, что одни только перечисленные действия, независимо от передачи, представляют собой оконченное деяние. Однако поскольку собирание и похищение окончены, когда сведения фактически добыты, то возможны и приготовление к шпионажу (приискание или приспособление средств, при помощи которых будут собираться сведения, вербовка соучастников и т. д.), и покушение на него (например, неудавшаяся попытка похищения).

Обязательным признаком состава является определенный получатель сведений — иностранное государство, иностранная организация или их представители, причем имеются в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для казахстанских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для использования в производственной деятельности и т. д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны, похищение документов  и т. п.

Вторая разновидность шпионажа. Предметом второй разновидности шпионажа являются иные сведения, т. е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности Казахстана. Это могут быть любые, в том числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территории Казахстана (о порядке получения документов, трудоустройства и т. д.), для вербовки казахстанского гражданина, обладающего государственной тайной (о его моральном облике, вкусах, привычках), и т. д.

Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены — оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.

Выдача государственной тайны. Второй вид государственной измены — выдача государственной тайны. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями (по службе и т. д.), а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

Иное оказание помощи иностранному государству. Последний вид государственной измены — иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности.

Термин «иное» означает любое оказание помощи, кроме отдельно указанных в ст. 182 УК РК шпионажа и выдачи государственной тайны, которые также представляют собой оказание помощи, но сформулированы в качестве самостоятельных видов преступления. В то же время этот термин без раскрытия конкретных способов страдает неопределенностью, что создает возможность расширительного толкования. Решающими критериями должны быть связь с враждебной деятельностью иностранного государства (организации) и причинение либо возможность причинения ущерба внешней безопасности РК.

Осуществляющими враждебную деятельность, бесспорно, следует признать государства, с которыми Казахстан находится в состоянии войны или вооруженного конфликта. Способом иного оказания помощи может быть переход на сторону врага, связанный с нахождением на территории, занятой противником (в том числе в результате перемещения), и совершением различных действий в его пользу, включая службу во вражеской армии, участие в карательных операциях и т. д. Переход может быть осуществлен и без пребывания на занятой врагом территории, когда помощь ему оказывается путем совершения диверсионных актов, распространения панических слухов, призывов не подчиняться властям, сдаваться в плен, дезертировать из армии и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"