Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы как можно более полно и многогранно раскрыть сущность такого понятия, как государственная измена, рассмотреть развитие института государственной измены, выявить ее особенности и отличительные черты, по которым государственная измена отграничивается от смежных преступлений.
Введение
Глава I. Институт государственной измены
§1: Общественная опасность государственной измены……………4-5 стр.
§2: Элементы состава государственной измены……………………6-12 стр.
Глава II. Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены
§1:Разграничение государственной измены от смежных преступлений…………………………………………………………...13-20 стр.
§2: Возможные изменения института государственной измены…………………………………………………………………...20-24 стр.
Заключение
Список использованной литературы
И шпионаж,
и выдача - конкретизация основной
формы измены - оказание помощи иностранному
государству, иностранной организации
или их представителям. Именно эта
форма составляет содержание государственной
измены30. Как уже говорилось, возможны
формы конкретизации измены в виде шпионажа,
выдачи. Однако общим для них является
адресат, который проводит враждебную
деятельность, и присутствие гражданина
Российской Федерации, который оказывает
ему помощь во враждебной деятельности
в ущерб внешней безопасности Российской
Федерации. Это может быть вербовка гражданина
России в качестве агента иностранного
государства, иностранной организации
или их представителей, инициативная передача
сведений, не составляющих государственной
тайны (различные изобретения, открытия,
не имеющие грифа "особой важности",
"совершенно секретно" и "секретно"),
но интересующих иностранные государства,
иностранные организации или их представителей
в указанных целях и т.д.
Понятие
враждебной деятельности включает любую
деятельность, направленную в ущерб
внешней безопасности Российской Федерации.
В области внешнеполитической это
может быть срыв мирных переговоров,
разрыв дипломатических отношений. В области
экономической - срыв выгодных деловых
контактов, экономическая блокада. В области
военной - поддержка незаконных формирований
на территории России. В области разведки
- расшифровка разведывательных операций,
провал агентуры и т.п.31.
Государственная
измена считается оконченной с момента
совершения действий независимо от наступивших
последствий. Так, шпионаж окончен
с момента сбора сведений, составляющих
государственную тайну; выдача государственной
тайны окончена с момента фактической
передачи сведений адресату; иное оказание
помощи - с момента фактического
оказания такой помощи иностранному
государству, иностранной организации
или их представителям. Государственная
измена совершается только с прямым
умыслом, а собирание сведений, составляющих
государственную тайну, должно преследовать
цель передачи собранных сведений адресатам
шпионажа32.
§2: Возможные
изменения института
Принцип
определенности правовой нормы означает,
что та норма, которая сформулирована
в законе, должна быть понятна гражданину,
который должен сообразовывать с ней свое
поведение, регулировать его, ориентируясь
на ее требование.
Еще в древности говорили, что когда закон не определен, то закона нет. Закон - это не ловушка, расставленная на дороге для ротозеев, которые по ней шагают. Он должен быть высоким забором, который человек, желающий соблюдать те нормы, которые установлены в данном государстве, отчетливо видит 33.
Международные
требования к правовой норме, ограничивающей
основные права человека, могут быть сведены
к следующим:
1) ограничение
должно содержаться в акте
определенного юридического
2) норма
должна быть ясной и четкой;
3) норма
должна быть доступной
Современные
российские юристы, политики, экономисты,
социологи высказывают мнение о
внесении в настоящий Уголовный Кодекс
еще одного компонента национальной безопасности
России, а именно: экономической безопасности
России. Иными словами, речь идет о деяниях,
которые уже имеют место в реальной жизни
страны и которые по логическому и юридическому
соотношению можно и нужно отнести к государственной
измене, так как сущность этих деяний содержит
в себе подрыв обороноспособности страны,
а значит, подрывает внешнюю безопасность
России34.
Но следует
отметить, что толкование о прямой
связи между государственной
изменой и экономическим
Можно
привести строки из Комментария к
Уголовному Кодексу Российской Федерации,
а именно: «Для нового Кодекса характерно
также ослабление внимания к обеспечению
охраны национальной безопасности России.
Так, в нем без достаточных оснований снижены,
по сравнению с УК РСФСР, санкции многих
статей, предусматривающих ответственность
за преступления против военной службы».
Далее: «Однако, как известно, идеальных
законов не существует. Правоохранительные
органы уже сейчас обеспокоены некоторыми
неудачными (а порой и ошибочными) решениями
и пробелами нового Кодекса. Это ставит
перед правоприменительной практикой
очень серьезные, порой трудноразрешимые
проблемы»35.
Юридическое
содержание ст. 275 УК РФ не в полном объеме
удовлетворяет применяемость
Я обращаю
внимание на реальное состояние национальной
безопасности России для того, чтобы подчеркнуть
реальную необходимость более эффективному
противостоянию любым формам такого преступления,
как государственная измена. И это особенно
касается такого направления в сохранении
национальной безопасности России - как
укрепление законодательной базы в части
реального увеличения уголовной ответственности
юридических лиц в высших сферах государственной
власти страны за прямые действия, которые
могут непосредственно влиять на состояние
того или иного компонента внешней безопасности
России, а также на любой из компонентов
национальной безопасности страны. Реально
же это должно иметь место в новых изменениях
и дополнениях к Уголовному кодексу Российской
Федерации. А, что касается доказательной
базы по данным преступлениям, то она должна
основываться на логическом и фактическом
сопоставлении каждого конкретного деяния
с его степенью угрозы или ущерба реальной
национальной безопасности страны в целом.
Трактовка
ст. 275 Уголовного Кодекса Российской Федерации
обозначает наличие состава преступления,
как какую-либо помощь иностранному государству,
иностранной организации или их представителям
в проведении враждебной деятельности
в ущерб внешней безопасности Российской
Федерации - только при факте связи гражданина
России с выше указанными иностранными
организациями и др. Такая связь в реальности
может быть настолько законспирированной
и неявной, что и создает, конечно, титанические
трудности и сложности в противостоянии
такому специфическому преступлению37.
Поэтому
для работы по данному виду преступления
юрист должен располагать большим
объемом всесторонних знаний и навыков,
а также незаурядным
Заключение
Смысл происходящего
в нашей стране можно охарактеризовать
двумя словами —
Юридически же
доказать прямую связь данного гражданина
со специальными службами или другими
представителями иностранного государства,
учитывая его должностное
Теперь же, рассматривая саму возможность причинения ущерба внешней безопасности России, а также ущерба обороноспособности России со стороны конкретного гражданина, как юридического лица, как занимающего высокий пост по какому либо аспекту управления страной – можно считать неограниченной.
Таким образом, рассуждая далее, можно и нужно было юридически связать в настоящем Уголовном Кодексе ответственность властей за те конкретные действия (бездействия), которые в итоге нанесли или могут нанести ущерб внешней безопасности страны. А обозначить главу в Уголовном Кодексе можно было бы как «Преступление против внешней и национальной безопасности России» или «Преступления в высших государственных органах, наносящих ущерб внешней и национальной безопасности России».
Список
использованной литературы:
II.Учебная литература:
III.Монографии, авторефераты и диссертации:
IV.Статьи: