Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы как можно более полно и многогранно раскрыть сущность такого понятия, как государственная измена, рассмотреть развитие института государственной измены, выявить ее особенности и отличительные черты, по которым государственная измена отграничивается от смежных преступлений.

Оглавление

Введение
Глава I. Институт государственной измены
§1: Общественная опасность государственной измены……………4-5 стр.
§2: Элементы состава государственной измены……………………6-12 стр.
Глава II. Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены
§1:Разграничение государственной измены от смежных преступлений…………………………………………………………...13-20 стр.
§2: Возможные изменения института государственной измены…………………………………………………………………...20-24 стр.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственна измена.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

И шпионаж, и выдача - конкретизация основной формы измены - оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям. Именно эта  форма составляет содержание государственной  измены30. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях и т.д.  

Понятие враждебной деятельности включает любую  деятельность, направленную в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это  может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений. В области экономической - срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада. В области военной - поддержка незаконных формирований на территории России. В области разведки - расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.31.  

Государственная измена считается оконченной с момента  совершения действий независимо от наступивших  последствий. Так, шпионаж окончен  с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной  тайны окончена с момента фактической  передачи сведений адресату; иное оказание помощи - с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям. Государственная  измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам  шпионажа32.  
 

§2: Возможные  изменения института государственной  измены 

Принцип определенности правовой нормы означает, что та норма, которая сформулирована в законе, должна быть понятна гражданину, который должен сообразовывать с ней свое поведение, регулировать его, ориентируясь на ее требование. 

Еще в  древности говорили, что когда  закон не определен, то закона нет. Закон - это не ловушка, расставленная на дороге для ротозеев, которые по ней шагают. Он должен быть высоким  забором, который человек, желающий соблюдать те нормы, которые установлены  в данном государстве, отчетливо видит 33.

Международные требования к правовой норме, ограничивающей основные права человека, могут быть сведены к следующим: 

1) ограничение  должно содержаться в акте  определенного юридического качества - законе; 

2) норма  должна быть ясной и четкой; 

3) норма  должна быть доступной гражданину. 

Современные российские юристы, политики, экономисты, социологи высказывают мнение о  внесении в настоящий Уголовный Кодекс еще одного компонента национальной безопасности России, а именно: экономической безопасности России. Иными словами, речь идет о деяниях, которые уже имеют место в реальной жизни страны и которые по логическому и юридическому соотношению можно и нужно отнести к государственной измене, так как сущность этих деяний содержит в себе подрыв обороноспособности страны, а значит, подрывает внешнюю безопасность России34. 

Но следует  отметить, что толкование о прямой связи между государственной  изменой и экономическим подрывом страны можно вести тогда, когда  для этого есть четкий законодательный критерий, а именно выработка последнего катастрофически запаздывает. 

Можно привести строки из Комментария к  Уголовному Кодексу Российской Федерации, а именно: «Для нового Кодекса характерно также ослабление внимания к обеспечению охраны национальной безопасности России. Так, в нем без достаточных оснований снижены, по сравнению с УК РСФСР, санкции многих статей, предусматривающих ответственность за преступления против военной службы». Далее: «Однако, как известно, идеальных законов не существует. Правоохранительные органы уже сейчас обеспокоены некоторыми неудачными (а порой и ошибочными) решениями и пробелами нового Кодекса. Это ставит перед правоприменительной практикой очень серьезные, порой трудноразрешимые проблемы»35. 

Юридическое содержание ст. 275 УК РФ не в полном объеме удовлетворяет применяемость закона по защите России от угроз по нанесению  ущерба ее обороноспособности, так  как толкование данной статьи принципиально  исключает ряд возможностей, которые  по сути, а также по логической и  реальной вероятности, могут быть использованы для нанесения ущерба внешней  безопасности России, а также нанести  ущерб обороноспособности. Ведь лаконичное толкование как: «иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ», - это, объективно, должно быть обязательно связано с установлением контакта (связи) между гражданином России и иностранным представителем и т.д. и также получением гражданином России задания от последних по проведению какой-либо враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России36. 

Я обращаю  внимание на реальное состояние национальной безопасности России для того, чтобы подчеркнуть реальную необходимость более эффективному противостоянию любым формам такого преступления, как государственная измена. И это особенно касается такого направления в сохранении национальной безопасности России - как укрепление законодательной базы в части реального увеличения уголовной ответственности юридических лиц в высших сферах государственной власти страны за прямые действия, которые могут непосредственно влиять на состояние того или иного компонента внешней безопасности России, а также на любой из компонентов национальной безопасности страны. Реально же это должно иметь место в новых изменениях и дополнениях к Уголовному кодексу Российской Федерации. А, что касается доказательной базы по данным преступлениям, то она должна основываться на логическом и фактическом сопоставлении каждого конкретного деяния с его степенью угрозы или ущерба реальной национальной безопасности страны в целом.  

Трактовка ст. 275 Уголовного Кодекса Российской Федерации обозначает наличие состава преступления, как какую-либо помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации - только при факте связи гражданина России с выше указанными иностранными организациями и др. Такая связь в реальности может быть настолько законспирированной и неявной, что и создает, конечно, титанические трудности и сложности в противостоянии такому специфическому преступлению37. 

Поэтому для работы по данному виду преступления юрист должен располагать большим  объемом всесторонних знаний и навыков, а также незаурядным интеллектом, непоколебимыми принципами и огромной силой воли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Смысл происходящего  в нашей стране можно охарактеризовать двумя словами — государственная  измена. Великая держава стала  жертвой предательства ее правящего  слоя, обменявшего национальные интересы страны на собственные шкурные выгоды, перешедшего практически на службу врагов Отечества. Предательство это стало детонатором катастрофических событий не только в нашей стране, но и во всем мире38.

Юридически же доказать прямую связь данного гражданина со специальными службами или другими  представителями иностранного государства, учитывая его должностное государственное  положение, будет практически невозможно. Надо также учесть, что перечисленное  контактирование данному юридическому лицу может и не понадобиться вовсе. А если оно и будет, то оно будет  надежно законспирировано.

Теперь же, рассматривая саму возможность причинения ущерба внешней безопасности России, а также  ущерба обороноспособности России со стороны конкретного гражданина, как юридического лица, как занимающего высокий пост по какому либо аспекту управления страной – можно считать неограниченной.

Таким образом, рассуждая далее, можно и нужно  было юридически связать в настоящем Уголовном Кодексе ответственность властей за те конкретные действия (бездействия), которые в итоге нанесли или могут нанести ущерб внешней безопасности страны. А обозначить главу в Уголовном Кодексе можно было бы как «Преступление против внешней и национальной безопасности России» или «Преступления в высших государственных органах, наносящих ущерб внешней и национальной безопасности России».

Список  использованной литературы: 

  1. Нормативно-правовые акты:
 
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации М.: Проспект,  2011.
  3. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 15.11.2010) «О государственной тайне» М.: Проспект, 2010.
  4. Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" М.:  НОРМА,  1998.
  5. Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации». М.: Проспект, 2005.
  6. Чучаев А.И. «Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации». М.: ИНФРА-М, 2010.
  7. Мозяков В.В. «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации». М.: Экзамен, 2003.
 
 

      II.Учебная литература:

  1. Дьяков С.В. «Государственные преступления и государственная преступность» М.: НОРМА, 1999.
  2. «Уголовное право РФ. Особенная часть» Саратов: ОЛИМП, 1999.
  3. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. «Уголовное право России». М.: НОРМА, 2005.
  4. Костырев В.И. «Уголовное право: Общая и особенная части» Курс лекций. Уфа.: УЮИ МВД РФ, 2000.
  5. Ветров Н.И. «Уголовное право. Особенная часть». М.: Юнити-дана, 2000.
  6. Смирнов Е.А. «Особо опасные государственные преступления». Киев: КВШ МВД СССР, 1974.
  7. Ермакова Л.Д. «Особо опасные государственные преступления». М.: РИО ВЮЗИ, 1982.
  8. Платонов О. А. Государственная измена (Заговор против России) М.: Алгоритм, 2006.
 

    III.Монографии, авторефераты и диссертации:

  1. Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. «Политическая юстиция в СССР» М.: Наука, 2001.
  2. Бошук В. А. «Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности». Краснодар, 2006.
 

    IV.Статьи: 

  1. Ковалев Н. Сейчас шпионят ради денег // Известия. 2 августа 1996.
  2. Хамраев В. Измена родине – дело каждого // Коммерсантъ. 15 декабря 2008.

Информация о работе Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены