Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы как можно более полно и многогранно раскрыть сущность такого понятия, как государственная измена, рассмотреть развитие института государственной измены, выявить ее особенности и отличительные черты, по которым государственная измена отграничивается от смежных преступлений.

Оглавление

Введение
Глава I. Институт государственной измены
§1: Общественная опасность государственной измены……………4-5 стр.
§2: Элементы состава государственной измены……………………6-12 стр.
Глава II. Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены
§1:Разграничение государственной измены от смежных преступлений…………………………………………………………...13-20 стр.
§2: Возможные изменения института государственной измены…………………………………………………………………...20-24 стр.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственна измена.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

План:

Введение 

Глава I. Институт государственной измены 

§1: Общественная опасность государственной измены……………4-5 стр. 

§2: Элементы состава государственной измены……………………6-12 стр. 

Глава II. Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены 

§1:Разграничение  государственной измены от смежных преступлений…………………………………………………………...13-20 стр. 

§2: Возможные  изменения института государственной                   измены…………………………………………………………………...20-24 стр. 

Заключение 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Измена  гражданина своему государству всегда рассматривалась как особо тяжкое преступление. Предательство осуждалось народной моралью как гнуснейший поступок.  

В данной работе я постараюсь раскрыть понятие государственной измены, выделить особенности и характерные черты данного преступления, его отличие от смежных преступлений. Актуальность выбранной темы заключается в том, что такое уголовное преступление, как государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства. Все вышеперечисленные компоненты национальной безопасности Российской Федерации обозначены в настоящем Уголовном кодексе Российской Федерации общим понятием - внешняя безопасность Российской Федерации. Внешняя безопасность государства - немаловажная составляющая его существования и развития. Поэтому для того, чтобы противостоять любой враждебной деятельности, в какой бы форме она не проявлялась, необходимо иметь достаточный потенциал юридических знаний, что правоприменительная практика не претерпевала нестабильность по приведению отечественного уголовного законодательства в части борьбы с государственной изменой, как с особо опасным преступлением. 

Цель  данной работы заключается в том, чтобы как можно более полно  и многогранно раскрыть сущность такого понятия, как государственная  измена, рассмотреть развитие института государственной измены, выявить ее особенности и отличительные черты, по которым государственная измена отграничивается от смежных преступлений.  

Я специально обостряю внимание на реальном состоянии  национальной безопасности России в  своей работе, а это для того, чтобы более значимо выделить реальную необходимость более эффективному противостоянию любым формам такого преступления, как государственная  измена. И это, на мой взгляд, касается особо такого направления в сохранении национальной безопасности России – как укрепление законодательной базы в части реального увеличения уголовной ответственности юридических лиц в высших сферах государственной власти страны за прямые действия, которые могут непосредственно влиять на состояние того или иного компонента внешней безопасности Российской Федерации, а также на любой из компонентов национальной безопасности страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Законодательное развитие института  государственной измены 
 

§1. Общественная опасность государственной измены 

Российские  ученые определяют общее понятие  государственного преступления, следующим образом. 

С.В. Дьяков считает, что «преступлениями против основ конституционного строя и  безопасности государства признаются предусмотренные уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на государственную безопасность Российской Федерации»1. 

Несколько иначе определяет понятие государственного преступления Р.Р. Галиакбаров: «Преступлениями против государства следует признавать умышленное или неосторожное действие или бездействие, направленное на подрыв или ослабление основ конституционного строя или безопасности государства. Повышенную общественную опасность этих преступлений предопределяет их направленность на основы государства, его конституционный строй и безопасность»2. 

Статья 275 настоящего Уголовного Кодекса Российской Федерации дает следующее определение данного преступления: 

«Государственная  измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации»3. 

Такой термин как враждебная деятельность по своей сущности заключает в  себе целый спектр компонентов - это  и разведывательная деятельность, и  диверсионная деятельность, и непосредственно  подрывная по самым различным  аспектам жизнестойкости страны в целом. Сама наука по проведению подобной деятельности, конечно, не стоит на месте. Совершенствуются способы проникновения  в жизненно важные учреждения, министерства стран-противниц. Оттачиваются до совершенства виды и методы действенного осуществления любых планов против какой-либо страны. Эти методы становятся все более изощренными и крайне разносторонними. Степень же действенного влияния на уровень жизнестойкости объектов подобной деятельности может вырасти до катастрофических размеров и довести страну-объект до уровня жизни в ней, сравнительно с каменным веком4. 

Для того чтобы противостоять любой враждебной деятельности, в какой бы форме она не проявлялась, необходимо иметь достаточный потенциал юридических знаний, чтобы правоприменительная практика не претерпевала нестабильность по приведению отечественного уголовного законодательства в части борьбы с государственной изменой, как с особо опасным преступлением. 

Измена  в России всегда понималась как сотрудничество с внешним врагом, оказание ему  помощи во время военных действий, предательство интересов своей  страны, своего народа. 

§2: Элементы состава государственной измены 

Объективная сторона преступления 

Государственная безопасность включает внешнюю и  внутреннюю безопасность. 

Внешняя безопасность государства - это суверенитет  Российской Федерации, неприкосновенность и неделимость ее территории, обороноспособность. 

Внутренняя  безопасность включает возможность  законного функционирования государственной  власти и политических структур, экономическую, экологическую безопасность, реализацию принципа равноправия граждан вне  зависимости от расы, национальности, отношения к религии. 

К преступлениям  против внешней безопасности государства  Уголовный Кодекс относит: государственную измену (ст. 275), шпионаж (ст. 276), разглашение государственной тайны (ст. 283), утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284). Родовым объектом государственных преступлений выступают основы конституционного строя и безопасность государства5. 

Объектом  государственной измены является внешняя  безопасность Российской Федерации. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и  обороноспособности Российской Федерации. Внешняя безопасность складывается из таких факторов, как суверенитет, территориальная целостность и  обороноспособность страны. Государственная  измена может выразиться в посягательстве на все указанные составляющие внешней безопасности или только на одну из них6. 

Закон говорит о внешней безопасности как объекте преступления и называет формы, в которых осуществляется посягательство на внешнюю безопасность, подчеркивая необходимость связи  с внешними враждебными России силами. 

Объективная сторона государственной измены может быть выражена в трех формах: 1) шпионаж; 2) выдача государственной  тайны; 3) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации7. 

Шпионаж, определение которого дается в ст. 276 Уголовного Кодекса, и выдача государственной тайны представляют деяния, достаточно четко определенные. 

Оказание  помощи иностранному государству в  проведении враждебной деятельности выражается по-разному, и определение конкретного  его вида - это вопрос факта. 

Шпионаж представляет исторически сложившуюся  разведывательную деятельность одного государства против другого (добывание  различных сведений политического, экономического, военного, социального  характера).  

Близкая к шпионажу форма государственной  измены - выдача государственной тайны - сообщение иностранному государству, его разведывательным органам или представителям сведений, составляющих государственную тайну. 

Понятие государственной тайны как защищаемых государством сведений в области  военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может  нанести ущерб безопасности Российской Федерации, дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»8. 

Перечень  сведений, отнесенных к государственной  тайне, утвержден Указом Президента РФ от 24 января 1998 г.9. В нем указываются сведения в военной области, сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и организации защиты государственной тайны. 

Предметом выдачи государственной тайны являются любые сведения, отнесенные к категории  государственной тайны. Следует  иметь в виду, что различные  грифы секретности на документах еще не определяют, что сведения, содержащиеся в этих документах, относятся  к государственной тайне. В необходимых  случаях для определения государственной  тайны проводится соответствующая  экспертиза.

Выдача  государственной тайны может  быть совершена лицом, которое в  силу служебного положения или на других законных основаниях обладает сведениями, содержащими государственную  тайну10. 

Оказание  помощи иностранному государству, иностранной  организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. С объективной  стороны данная форма государственной  измены может выражаться в самых  разнообразных действиях. Обязательным условием являются действия по заданию  и в контакте с органами и организациями  иностранного государства. 

Помощь  в проведении враждебной деятельности может выражаться в создании условий  для работы иностранной агентуры (предоставление жилища, документов, знакомство с лицами, имеющими доступ к государственным  секретам и т. п.). Помощь может быть оказана путем распространения  ложных слухов, возбуждающих тревогу  или панику среди населения, особенно в военное время, или путем  вербовки агентов, хранения специальной  техники, используемой в разведывательной работе, и др.11. 

Наконец, совершение по заданию иностранной  разведки каких-либо преступлений (похищение  человека, убийство, шантаж, угрозы убийством  или причинением тяжкого вреда  здоровью, экономические или экологические  преступления и т. д.) требует квалификации деяния по совокупности и как государственная  измена, и как соответствующие  преступления. 
 

Субъективная  сторона преступления 

Субъектом государственной измены может быть только вменяемый гражданин России, достигший 16 лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. 

Субъективная  сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественно  опасный характер своих действий и желает их осуществить. Подлежит установлению направленность умысла - нанести ущерб  внешней безопасности России.

Информация о работе Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены