Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы как можно более полно и многогранно раскрыть сущность такого понятия, как государственная измена, рассмотреть развитие института государственной измены, выявить ее особенности и отличительные черты, по которым государственная измена отграничивается от смежных преступлений.

Оглавление

Введение
Глава I. Институт государственной измены
§1: Общественная опасность государственной измены……………4-5 стр.
§2: Элементы состава государственной измены……………………6-12 стр.
Глава II. Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены
§1:Разграничение государственной измены от смежных преступлений…………………………………………………………...13-20 стр.
§2: Возможные изменения института государственной измены…………………………………………………………………...20-24 стр.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственна измена.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

В содержание умысла входит сознание, что сведения, передаваемые иностранному государству, составляют государственную тайну, что адресат является представителем иностранного государства, его спецслужб  или иных официальных органов  и что сведения могут быть использованы в ущерб внешней безопасности России.  
 

Мотивация преступных действий может быть самая  разная - от корысти до ненависти  к конституционному строю России, националистические или экстремистские убеждения. Мотив преступной деятельности, не влияя на квалификацию, должен учитываться  при назначении меры наказания12. Чаще всего встречаются корыстные побуждения, но может быть стремление заручиться обязательством государственных органов иностранного государства обеспечить въезд, устройство и проживание в этой стране или другие личные мотивы13. 
 

Государственная измена признается оконченным преступлением  с момента выполнения любого действия, охватываемого понятием шпионажа, сообщения  сведений, составляющих государственную  тайну, иностранному государству или совершения любого действия для оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности. 

При этом причинения реального ущерба или  иных вредных последствий не требуется. 

Условия освобождения от уголовной ответственности 

Специальная поощрительная норма содержится в примечании к ст. 275 Уголовного Кодекса, которая гласит, что лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст. 275, а также ст. 276 и 278 Уголовного Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления. 
 

Добровольными следует признавать действия лица, совершенные по собственной инициативе, хотя бы и по совету близких или родственников. Так, если задержанный по подозрению в сотрудничестве с иностранной разведкой на допросе расскажет о своем преступлении, его чистосердечное признание нельзя считать добровольным сообщением. 

Своевременность предполагает сообщение, сделанное  в начале преступной деятельности, когда интересам Российской Федерации  еще не был причинен значительный ущерб. 

В случае явки с повинной после длительного  сотрудничества с иностранными спецслужбами и причинения значительного ущерба России действует не примечание к ст. 275 Уголовного Кодекса, а п. «и» ч.1 ст. 61 Уголовного Кодекса (обстоятельство, смягчающее наказание). 

Однако, этот вопрос, вызывающий различное  толкование, должен быть более четко  решен в законодательном порядке14. 

Санкция ст. 275 Уголовный Кодекс - лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет15. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены 

§1: Разграничение  государственной измены от смежных  преступлений 

Необходимо  отличать такое преступление, как  государственная измена от других, смежных преступлений, среди которых  выделяют шпионаж, выдача государственной  тайны. 

Шпионаж (ст. 276 Уголовного Кодекса). Уголовный Кодекс дает следующее определение шпионажа: «Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства»16. 

От шпионажа выдача государственной тайны отличается и по предмету преступления, и по характеру действия. Предметом шпионажа могут быть не только сведения, составляющие государственную тайну, но и любые  другие сведения, собираемые по заданию  иностранной разведки. Поэтому понятие  предмета шпионажа шире. 

Шпионаж заключается в добывании различными способами сведений, составляющих государственную  тайну, или в участии в шпионской  организации (агентурная сеть), где  может иметь место разделение ролей в процессе шпионской деятельности17. 

Предметом шпионажа могут быть не только сведения, составляющие государственную тайну, но и любые другие сведения и данные, которые интересуют разведывательные службы иностранных государств. 

Это могут  быть данные о радиоактивности почвы  или воды, об интенсивности и характере  грузовых и пассажирских перевозок, о режиме работы предприятий и  системе охраны учреждений и производственных объектов, о настроениях отдельных  социальных групп, о личных качествах, интересах, семейном положении и  прочих лиц, занимающих государственные должности или являющихся лидерами или функционерами политических партий и общественных движений, и т. д.18. 

На основе данных, не только не содержащих государственную  тайну, но и не являющихся секретными, аналитическая служба иностранных  разведок может сделать выводы, которые  позволят раскрыть государственные  секреты или сформулировать политику, враждебную Российской Федерации. 

Поэтому понятие предмета шпионажа значительно  шире, чем выдача государственной  тайны как форма государственной  измены. Предмет шпионажа не определяется формальными признаками, а зависит  от цели его использования. 

Объективная сторона шпионажа заключается в  таких действиях, как передача, собирание, похищение сведений, а также в  бездействии, выражающемся в хранении указанных выше сведений19. 

Передача  состоит во вручении представителям иностранного государства или агентам  иностранных разведок соответствующих  сведений. Передачей следует признавать и закладку в тайник сведений, сообщение  их в информационной радиограмме, в  письме, выполненном тайнописью, посылке, по электронной почте и т. д. 20. 

Собирание сведений предполагает различные действия по выявлению данных, к которым  лицо не имеет официального доступа, или обобщение, копирование, фотографирование сведений, к которым лицо имеет  доступ по службе. 

Собиранием  будет и выведывание информации путем расспросов лиц, обладающих ею, подслушивание телефонных переговоров, изучение и обобщение сведений, опубликованных в служебной и многотиражной  печати учреждений и предприятий, и  т. д. 

Похищение означает выкрадывание сведений путем изъятия документов, предметов, аудио- и фотоматериалов, компьютерных дискет и т. п., содержащих государственную тайну или интересующих иностранные разведки21. 

Поскольку такие действия являются необходимым  элементом объективной стороны  шпионажа, квалификация деяния по совокупности со статьями о хищении имущества  не требуется. 

Хранение  сведений как самостоятельная форма  шпионажа заключается в обеспечении  сохранности данных, являющихся предметом  шпионажа. Лицо, хранящее шпионские материалы, может само их не собирать, а получать от других лиц, состоящих в шпионской сети. 

Естественно, что лицо, которое собирает или  похищает сведения, какое-то время их хранит, но специальное указание в  законе означает, что сам факт хранения сведений лицом, их не собиравшим, образует состав шпионажа. 

Оконченным  шпионаж будет с выполнением  любого из указанных действий или  с момента начала хранения шпионских  сведений. 

Примечание  к ст. 275 Уголовного Кодекса, устанавливающее условия освобождения от ответственности, распространяется и на шпионаж. 

Субъектом шпионажа является иностранный гражданин  или лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста22. 

Как известно, российское законодательство допускает  двойное гражданство. В связи  с этим возникает вопрос, как квалифицировать  подобные действия лица, имеющего российское гражданство и гражданство иностранного государства. 

Я соглашусь с мнением С. В. Дьякова23, что в этом случае субъект должен нести ответственность за государственную измену, так как российское гражданство означает, что все обязанности гражданина России за этим лицом сохраняются. 

Квалификация  же деяния по совокупности преступлений по ст. 275 и 276 УК, предложенная некоторыми юристами24, не может быть признана обоснованной, поскольку за деяние, не составляющее множественности преступлений, квалификация по совокупности противоречит и Конституции РФ (ст. 50), и общим принципам российского уголовного права. 

Субъектами  шпионажа нередко являются лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В  отношении таких лиц в соответствии с нормами международного права  действует правило объявления персонами  нон грата и выдворения из страны25. 

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в  качестве коммерсантов, туристов, членов различных недипломатических делегаций, поступающие на учебу в российские учебные заведения и т. п., в  случае совершения шпионажа должны привлекаться к ответственности по ст. 286 Уголовного Кодекса. 

Также несут ответственность лица без  гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации. 

По субъективной стороне шпионаж совершается  с прямым умыслом. В содержание умысла входит сознание, что передача, собирание, похищение или хранение с целью  передачи сведений, составляющих государственную  тайну, осуществляется для иностранного государства, иностранной организации. 

В случае собирания или передачи иных сведений иностранному государству, его представителям или агентам иностранной разведки субъект должен сознавать, что сведения он собирает или передает по заданию именно иностранной разведки, а, следовательно, они могут быть использованы в ущерб внешней безопасности Российской Федерации26. Поэтому собирание сведений, не составляющих государственную тайну, по заданию иностранных государственных коммерческих или общественных организаций, не может расцениваться как шпионаж. 

Чаще  всего мотивом являются корыстные  устремления преступника. Но вербовка может быть произведена на основе компрометирующих лицо материалов и  данных. Мотивом иногда служат националистические или религиозные взгляды, порождающие  ненависть и неприязнь к России. 

Санкция ст. 276 Уголовного Кодекса - лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет. 

Отличие шпионажа от выдачи государственной  тайны состоит в том, что шпионаж  выражается в передаче, а равно  в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или  их представителям сведений, составляющих государственную тайну27. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе.  

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации28.  

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства, они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно". Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность29.  

Информация о работе Разграничение от смежных преступлений и изменения института государственной измены