Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:38, доклад
Родовым объектом рассматриваемого вида преступления является общественная безопасность (общественная безопасность - политико-правовая, духовно-нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей от угроз способных нанести им ущерб). Дополнительным объектом посягательства могут быть жизнь и здоровье граждан, имущество, нормальное функционирование органов власти, факультативным - материальный ущерб.
В
связи с этим полагаю, что п. «б»
ч.2 ст.233 УК РК целесообразно дополнить
таким квалифицирующим
Статья 233-1. Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма
Статья 233 - 2. Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности
1. Создание группы для совершения преступлений, преследующих террористические цели (террористической группы), а равно руководство ею - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. Участие в деятельности
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо руководителем общественного объединения, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Здесь раскрываются понятия террористической группы и террористической организации. По смыслу указанного закона эти понятия отличаются друг от друга лишь тем, что организация предполагает наличие структурных подразделений и руководящих органов. Представляется необходимым соотнести эти определения с уголовно-правовыми понятиями форм соучастия, уточнив, что террористическая группа и террористическая организация – это разновидность преступной группы и преступной организации.
Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (по самонадеянности или небрежности) по отношению к указанным в ст. 233. ч.3 п. «б» последствиям.
В примечании ст. 233 УК РК указано, что лицо, «принимавшее участие в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом содействовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления». То есть, имеются в виду активные позитивные действия человека, который готовил террористический акт или участвовал в его подготовке, но затем решил не допустить его путем своевременного предупреждения органов власти или иным способом. Такие действия могут быть добровольными даже в том случае, если он действовал в страхе перед разоблачением, в силу религиозных мотивов, указания священника в ходе исповеди и т.д.
Как сообщил первый заместитель председателя КНБ, руководитель Антитеррористического центра КНБ, генерал-майор Адиль Шаяхметов, руководивший проведением операции, участники учения на практике отработали механизм принятия штабных решений и организации взаимодействия сил и средств КНБ, Службы охраны президента РК, министерств внутренних дел, обороны, по чрезвычайным ситуациям и других госорганов в ходе пресечения и локализации последствий террористического акта.
По
словам А. Шаяхметова, учение проходило
в два этапа. На первом этапе был отработан
механизм проведения совместных оперативно-розыскных
мероприятий по выявлению учебных диверсионно-террористических
групп, которые по замыслу скрытно продвигались
по территории Алматинской и Восточно-Казахстанской
областей для захвата ядерного объекта.
"При этом мы оценили готовность государственных
органов к совместному розыску учебных
террористов, а также действенность системы
предупредительных и розыскных мер. Сегодня,
в рамках второго этапа, была продемонстрирована
работа республиканского и Алматинского
городского оперативных штабов по проведению
антитеррористической операции, которую
я, как руководитель учения, оцениваю как
положительную", - сказал А.Шаяхметов.
Представитель Министерства иностранных
дел РФ, старший советник департамента
по вопросам новых вызовов и угроз Владимир
Прохоров также отметил "очень высокую
степень отработки боеготовности всех
служб Казахстана по ликвидации террористического
акта от момента получения первичной информации
до устранения пожара на месте ликвидации
террористического акта".
"Я
думаю, что данные учения
Кроме того он сообщил, что учения прошли
накануне четвертой встречи в рамках Глобальной
инициативы по борьбе с актами ядерного
терроризма, которая состоится в Мадриде
с 16 по 18 июня, отметив, что "сегодняшние
учения являются важным вкладом как раз
накануне этой встречи".
Представитель российского МИДа также
сообщил, что 15 - 17 августа в Ангарске на
базе Международного центра по обогащению
урана состоится мероприятие, проводимое
российской стороной в рамках Глобальной
инициативы по борьбе с актами ядерного
терроризма.
Учение проводилось в рамках Глобальной
инициативы по борьбе с актами ядерного
терроризма, выдвинутой Россией и США
в 2006 году. Казахстан является одним из
первоначальных участников Глобальной
инициативы, которая сегодня объединяет
71 страну.
Казахстан готов к эффективной борьбе с террористическими угрозами
Алматы. 6 июня. Казинформ /Данияр Сихимбаев/ - Сегодня в Алматы в пригородном поселке Алатау группа террористов захватила ядерный центр и, удерживая в заложниках несколько человек, угрожала взорвать ядерный реактор. Именно по такому сценарию началось оперативно-тактическое учение "Атом-Антитеррор - 2008" по пресечению и локализации акта терроризма на объекте ядерной энергетики. Оно прошло на базе Института ядерной физики Национального ядерного центра, передает Казинформ.
Мероприятия проводятся в рамках Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, которая была выдвинута Россией и США в 2006 году под эгидой Антитеррористического центра КНБ РК. Казахстан является одним из первоначальных участников Глобальной инициативы, которая сегодня объединяет 71 страну. В учении приняли участие представители восьми государственных органов и их территориальных подразделений, входящие в состав Республиканского и Алматинского областного оперативных штабов по проведению антитеррористических операций.
Подводя
итоги, хотелось бы обратить внимание
на еще один, на мой взгляд, существенный
недостаток действующего уголовного законодательства.
Исключительная общественная опасность
терроризма состоит в том, что при этом
деянии совершается массовое уничтожение
людей, поэтому нельзя признать справедливым
положение о том, что самые распространенные
и опасные формы терроризма по строгости
наказания даже не приравниваются к убийству
при отягчающих обстоятельствах. Получается,
что, например, убийство с целью сокрыть
другое преступление (ст.96 ч.2 п. «к» УК
РК) влечет по закону наказание до 20 лет
лишения свободы а взрыв пассажирского
состава, повлекший гибель сотен людей
до 15 лет лишения свободы. Для устранения
указанного недостатка можно было бы установить
за совершение террористических актов,
связанных с убийством людей, наказание
до тридцати лет лишения свободы. По действующему
уголовному законодательству такое наказание
может быть назначено только по совокупности
приговоров (ст.60 ч.3 УК РК), но такое исключение
было бы вполне оправданным в отношении
террористов.
3.2 Правовые аспекты
борьбы с терроризмом
в Республики Казахстан.
В течении длительного времени предпринимаются попытки найти международное универсальное определение терроризму, приемлемое для национальных законодательств, однако в едином понимании политического, религиозного, этнического и обще-уголовного терроризма сформировать такое определение не удалось. Вместе с тем, в целом ряде международных правовых актов ООН (резолюциях, конвенциях) достигнуто единое понимание по целому ряду конкретных террористических преступлений. К таковым соглашениям относятся Конвенции, принятые в отношении преступлений, совершенных на борту воздушных судов, о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, о предупреждении и наказании преступлений, против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, о борьбе с захватом заложников, о физической защите ядерных материалов и так далее.
Исходя
из общих представлений о
Авторы упомянутого Закона дали понятие террористической деятельности, как направленной на совершение преступлений террористического характера и включающей в себя, надо полагать, исчерпывающий перечень деяний. К ним отнесены:
Можно согласиться с тем, что каждое из этих деяний, как отдельно так и в совокупности может образовать объективную сторону состава преступления террористического характера. Однако перечисленные деяния, отнесенные проектом к террористической деятельности выходят далеко за рамки определения терроризма, данного в ст. 233 действующего УК и продублированного авторами проекта. Не охватываются они и другими преступлениями, отнесенными проектом к террористическим (к таковым авторами отнесено четыре статьи действующего УК (163, 164, 233 и 234).
Например, по такой статье действующего УК можно привлечь к уголовной ответственности лиц занимающихся разработкой и распространением террористических актов преступной деятельностью террористической группы или организации, по ст.
233-1.
Как применить уголовный закон к организаторам незаконных воинских формирований или преступных организаций, созданных для совершения террористических актов, если ст. 235 и 236 УК не отнесены авторами к преступлениям террористического характера и не имеют таких квалифицирующих признаков.
Может ли, например, вербовка лиц для террористической деятельности образовывать самостоятельный состав преступления. Единственный состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за вербовку регламентирован в ст. 162 УК (наемничество) и относится лишь к вопросам вербовки, обучения и финансирования наемников для использования их в вооруженном конфликте или военных действиях. К террористическим преступлениям этот состав не отнесен. Аналогичные вопросы можно ставить и далее.
Непонятно, из каких критериев исходили авторы Закона, выделив четыре статьи уголовного кодекса, в качестве исчерпывающего перечня преступлений террористического характера (ст. 233 УК - терроризм; ст. 233-1 УК – пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма; ст. 233-2 УК – создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности.; ст. 234 УК РК - захват заложника). Есть полное основание говорить о таких преступлениях террористического характера, как захват воздушного или водного суда либо железнодорожного подвижного состава (ст. 239 УК) захват заданий, сооружений, средств сообщения и связи (ст. 238 УК) и так далее. Здесь нужно отметить, что авторы Закона пошли в разрез с международной практикой: такие преступления, как захват воздушного судна, признаны международными конвенциями в Токио (1963 г.), Гааге (1970 г.) и Монреале (1971 г.). Возникает вопрос вообще о правомерности перечисления в проекте террористических составов. К примеру, и захват заложника, и возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды могут и не содержать признаков преступления террористического характера.
Эти и другие многочисленные недостатки проекта обнажают его внутреннюю разбалансированность, а также явное несоответствие действующему уголовному кодексу. С другой стороны, анализ уголовного кодекса, применительно к теме борьбы с терроризмом, обнаруживает отсутствие строго выверенной концепции, выявляет немало правовых тупиков. В рамках данного сообщения позволительно будет обратить внимание лишь на отдельные, явно бросающиеся в глаза дефекты УК.
Прежде
всего, о диспозиции ст. 233 УК, раскрывающей
состав терроризма. Скопированная почти
дословно из УК Российской Федерации
эта норма рассматривает
Информация о работе Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в Республике Казахстан