Преступления в сфере экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к новым политическим и экономическим отношениям выявляет многочисленные негативные явления, следствием которых является значительный рост уголовных и административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Наряду с экономическими трудностями, отсутствием необходимого опыта в развитии рыночных отношений одним из условий распространения этих тенденций послужил правовой вакуум в законодательстве, регулирующий экономические отношения. В него на протяжении многих лет вносились существенные изменения, но они были половинчатыми, неоднозначными.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

Глава 1. Преступления в экономической сфере деятельности ……………5
§ 1.1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности ……………………………………………………………………...5

Глава 2. Детерминанты преступности в сфере экономической деятельности ……………………………………………………………………17
§ 2.1. Детерминанты современного преступления ……………………..17
§ 2.2. Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности …………………………………………………………………….20

Глава 3. Предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности ……………………………………………………………………23
§ 3.1. Региональные особенности преступности в сфере экономической деятельности …………………………………………………………………….23

Глава 4. Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности…………………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..32

Список использованной при написании работы литературы …………...34

Файлы: 1 файл

Коетрольная по УП - Максим.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Согласно ст. 5 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрации коммерческой организации осуществляется регистрирующим органом не позднее трех дней с даты представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов. В соответствии со ст. 7 данного Положения государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-х дневный срок с моменты получения документов по почте. Уклонение от регистрации в указанные сроки может сопровождаться ссылками на отсутствие достаточного количества сотрудников регистрирующего органа или на их чрезвычайную загруженность и т.п.

Неправомерный отказ  в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного  вида деятельности выражается в открытом нежелании выдать такое разрешение при отсутствии к тому оснований. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиями безопасности. При отсутствии перечисленных оснований отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности является неправомерным. 
Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) означает невыполнение в установленный законом срок обязанности по выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения документальной, в том числе независимой экспертизы решение принимается в 15-ти дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя  или коммерческой организации в  зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности  может выражаться в принятии нормативных актов или совершении действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности отдельного индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; необоснованном предоставлении отдельному индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям, работающим на рынке того же товара и т.п.

Ограничение самостоятельности  либо иное незаконное вмешательство  в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может быть совершено путем установления необоснованных запретов на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов товаров; необоснованного препятствия осуществлению предпринимательской деятельности в какой-либо сфере; установления запретов на продажу, покупку, обмен, приобретение товаров из одного региона Российской Федерации в другой; дачи индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям указаний о первоочередной поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательство приоритетов и интересов предпринимателя.

Рассматриваемое преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК деяний (действия или бездействия).

Субъективная сторона  преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает общественно опасный и противоправный характер деяний, образующих воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, и желает их совершить.

Субъектом преступления является должностное лицо органа исполнительной власти или регистрационной палаты, осуществляющее регистрацию субъектов предпринимательской деятельности. 
Квалифицированный состав преступления по ч. 2 ст. 169 УК образуют те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно, причинившие крупный ущерб.

Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда о признании недействительным акта органа исполнительной власти, нарушающего права индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации. Совершение любого из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК деяний после вступления в силу решения суда влечет уголовную ответственность по ч. 2 данной статьи. 
Вопрос о признании причиненного индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации ущерба крупным решается судом исходя из конкретных обстоятельств дела. При этом учету подлежат как количественные показатели (размер причиненного имущественного вреда, например, в случае порчи товара при необоснованном запрете его реализации), так и качественные (срыв выгодной для предпринимателя сделки в результате необоснованного запрета на занятие определенным видом деятельности со стороны должностного лица; тяжелое финансовое положение коммерческой организации, возникшее вследствие применения к ней дискриминационных актов и решений и т.п.).

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Рассматриваемая норма устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения. 
Реализация закрепленного в ст.36 Конституции Российской Федерации права граждан и их объединений иметь в частной собственности землю связана с постепенным формированием рынка земли. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования отношений частной земельной собственности с тем, чтобы обеспечить рациональное использование земель и их охрану, а также создание условий для защиты права собственности на землю.

Общественная опасность  рассматриваемого преступления состоит  в том, что его совершение способствует необоснованной концентрации земельной собственности в руках узкого круга лиц, распространению спекуляции земельными участками, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства.

Объектом преступления являются общественные отношения по поводу рационального использования  и оборота земли, а также установленный  государством порядок регистрации  сделок с землей.

Объективная сторона  преступления характеризуется совершением  следующих действий:

  1. регистрация незаконных сделок с землей;
  2. искажение учетных данных Государственного земельного кадастра;
  3. занижение размеров платежей за землю.

В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с землей подлежат государственной регистрации.

Субъект преступления – должностное лицо. Им может быть должностное лицо Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству или его территориальные органы на местах, осуществляющее регистрацию сделок с землей или ведение Государственного земельного кадастра. Субъектом данного преступления может быть также должностное лицо предприятия, учреждения и организации, ответственное за представление в налоговые органы расчета причитающегося с них налога по каждому земельному участку. При занижении платежей за землю, принадлежащую гражданам, субъектом преступления является должностное лицо государственной налоговой службы, на которое согласно Закону «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. возложена обязанность по начислению земельного налога гражданам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из вышеизложенного  материала следует вывод о  том, что под экономической преступностью  следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

В заключении рассмотрим некоторые отличия экономической  преступности от преступности традиционной имущественной (кражи, грабежи, разбои и т.д.). Экономическая преступность отличается следующими особенностями:

При совершении традиционного  преступления есть преступник, который  должен быть пойман, а факт самого преступления в большинстве случаев очевиден. В экономическом преступлении сам факт совершения преступления сомнителен либо труднодоказуем. При этом используются изощренные способы сокрытия следов, исполнителей, преступно полученных средств.

Если традиционный преступник приговаривается к лишению свободы, то для него сдерживающий эффект этого наказания в большинстве случаев мал. Применение же этой меры в отношении экономического преступника более эффективно, поскольку он, прежде всего, боится потерять свой социальный статус и респектабельность, без чего он не сможет выступать как деловой партнер.

Большинство членов общества относятся безразлично к экономической  преступности. Основанием такого безразличия  может служить то обстоятельство, что факт причинения ущерба обществу трудно установить, а также то, что  экономический преступник не соответствует сложившемуся стереотипу традиционного преступника.

Классификация экономических  преступлений. Многообразие уголовно наказуемых деяний, относимых к экономическим  преступлениям, предполагает в качестве первого шага их анализа составление  их классификации. Преступления группируются либо по законодательному основанию, то есть по тем законам, которые нарушаются при совершении преступных деяний, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. 174-ФЗ //

 

 

Литература

  1. Андреева А., Овчинникова Г. Квалификация экономических преступлений // Следователь. – М.; Юрист, 1998.
  2. Борьба с групповой преступностью средствами уголовного закона: Учебное пособие / Галиакбаров Р.Р.. – Саратов; Изд-во Сарат. юрид. ин-та, 2002.
  3. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1999.
  4. Быков В. Виды преступных групп // Российская юстиция. 1997.
  5. Водько Н. Перспективы совершенствования борьбы с организованной преступностью в России // Российская юстиция. 2005.
  6. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела / Рыжаков А.П.. – М.; ИИД Филинъ, 1999.
  7. Меркушов А.Е. О практике применения судами законодательства об ответственности за экономические преступления // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – М.; Юрид. лит., 1997.
  8. Методика расследования экономических преступлений: Лекция / Жбанков В.А.. – М.; НИиРИО Моск. ин-та МВД России, 1995.
  9. Овчинникова Г., Андреев А. Квалификация преступлений в сфере экономической деятельности// Законность. 1996.
  10. Основы борьбы с организованной преступностью в сфере экономической деятельности. / Под ред. В.С. Овчинского, И.П. Яблокова и др. Монография. М.: ИНФРА-М, 2003.
  11. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. – М.: Академия МВД России, 2005 г.
  12. Попова О. Квалификация преступлений в сфере экономической деятельности // Российская юстиция. – М.; Юрид. лит., 2003.
  13. Пособина Т.А. Детерминанты современного преступления // Юристъ-Правоведъ. – Ростов-на-Дону; Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2002.
  14. Раскрытие и расследование преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности / Пан Т.Д.. – Томск; Изд-во Том. ун-та, 2006.
  15. Монография// Уголовно-правовая борьба в сфере экономических преступлений // Харламов Ю.Н. – 2009 г.
  16. Филимонов В.Д. Уголовно-правовые формы борьбы с организованной преступностью // Проблемы правоведения в современный период. Томск, 1999 г.

 

1 Федеральный закон «Об образовании» п. 7 ст. 33, Федеральный закон !О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» ст. 18.

Информация о работе Преступления в сфере экономической деятельности