Преступления в сфере экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к новым политическим и экономическим отношениям выявляет многочисленные негативные явления, следствием которых является значительный рост уголовных и административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Наряду с экономическими трудностями, отсутствием необходимого опыта в развитии рыночных отношений одним из условий распространения этих тенденций послужил правовой вакуум в законодательстве, регулирующий экономические отношения. В него на протяжении многих лет вносились существенные изменения, но они были половинчатыми, неоднозначными.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

Глава 1. Преступления в экономической сфере деятельности ……………5
§ 1.1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности ……………………………………………………………………...5

Глава 2. Детерминанты преступности в сфере экономической деятельности ……………………………………………………………………17
§ 2.1. Детерминанты современного преступления ……………………..17
§ 2.2. Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности …………………………………………………………………….20

Глава 3. Предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности ……………………………………………………………………23
§ 3.1. Региональные особенности преступности в сфере экономической деятельности …………………………………………………………………….23

Глава 4. Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности…………………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..32

Список использованной при написании работы литературы …………...34

Файлы: 1 файл

Коетрольная по УП - Максим.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Функционирование  в процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических, бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации, как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней3.

Не случайно, поэтому типичными носителями и  источника информации, собираемой при  выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются:

1) финансовая, оперативная,  техническая, технологическая и  иная документация предприятий  организаций, учреждений, а также  предприятий, состоящих с ними  в договорных отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях, в организациях, учреждениях;

2) субъекты всех  видов указанной деятельности;

3) различные  материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т.д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее правильности и эффективности.

С точки зрения мотивов одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (должностные хищения, взяточничество и т. д.), другая – мотивами иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с точки зрения преступников, заботами и т. п. Последняя группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т. д.) являет собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности.

Преступления  того и другого плана совершаются  в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве  и т. д.), а также в сфере обслуживания населения. В свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных вредных последствий.

Основная цель таких классификаций – получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики.

 

 

§ 2.2. Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности

 

 

Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых4.

Не последним  фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом «богатство любым путем». Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.

Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно- насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.

Современная экономическая  преступность в России является отчасти  порождением просчетов управленческого  характера при переходе государства к рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении пореформенного периодам.

Управленческие просчеты повлияли на «вектор», направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:

а) Отсутствие четкой концепции экономических реформ;

б) Стремительность  реформирования собственности еще  до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;

в) Наделение  широкими; почти не контролируемыми  полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.

Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических  реформ; они не позволили создать  эффективный правовой механизм реформированиям. В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного  правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда «рыночных» отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда

других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции «фискального фундамента реформ»; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль5.

Указанные и  иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.

 

 

ГЛАВА 3. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности

 

В работе Генеральной  прокуратуры РФ по координации усилий правоохранительных органов в борьбе с экономическими и служебными преступлениями можно выделить три основных направления:

1. Борьба с  коррупцией. В прошлом году проведено  несколько обобщений следственной  и судебной практики по уголовным  делам о корыстных злоупотреблениях  должностных лиц.

2. Борьба с  разбазариванием бюджетных средств.  Генпрокуратурой разработан план  по реализации Указа Президента РФ «Об усилении контроля за использование средств федерального бюджета».

3. Организация  надзора за исполнением законодательства  об ответственности за совершение хищений посредством использования так называемых «финансовых пирамид» и совершенствование порядка возмещения ущерба, причиненного финансовыми структурами значительному числу российских граждан.

Генпрокуратура  является ответственной за исполнение соответствующего поручения Президента РФ, работает в тесном взаимодействии с МВД РФ.

 

 

§ 3.1. Региональные особенности преступности в сфере экономической деятельности

 

 

В настоящее  время традиционно распространена экономическая преступность.

Преступления против собственности составляют 2/3 всех зарегистрированных преступлений. «Ведущими» внутри данной категории являются посягательства на личную собственность.

К традиционно  высокой по объективным основаниям латентной экономической преступности в последние годы добавилась искусственная латентность вследствие того, что частные собственники, в т.ч. коммерческие банки, не сообщают правоохранительным органам об известных им преступлениях, даже когда они оказываются потерпевшими от них. Правоохранительные органы пополняют искусственную латентность, не возбуждая дела о заведомых преступлениях, а оценивая их как гражданско-правовые деликты или административные правонарушения. Например, за десять последних лет в 3 раза снизилось число выявленных лиц, совершивших должностные преступления

Наказуемость  взяткополучателей, являющихся ответственными должностными лицами, сократилась за десятилетие более чем в 12 раз. Мощный процесс криминализации экономики  в России продолжается и в первую очередь в таких ее отраслей, как бюджетно-финансовая, топливно-энергетическая, сырьевая, внешнеэкономическая.

Одной из составляющей структуры российской преступности является организованная преступность. Более всего их в контрабанде, незаконных сделках с валютными ценностями и т.д.

Применительно к территориальному распределению преступности по субъектам  РФ отмечены значительные перепады ее уровня. Например, к регионам с относительно низкой криминальностью в 1996 г. относилась Москва, Московская обл, Башкортостан и др. (коэффициент преступности на 100 тыс. населения с 14 лет – от 1209). К регионам с высоким коэффициентом преступности относились Еврейская автономная обл., Тува и Сахалинская обл. (коэффициент 3826) и др. Тува более двух десятков последних лет стабильно относится к регионам с наиболее высоким уровнем преступности.

ГЛАВА 4. Преступления должностных лиц в сфере экономической  деятельности

 

 

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК). Предпринимательство как метод ведения экономической деятельности предполагает самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них совокупности прав и свобод по выбору вида предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.п. Самостоятельность предпринимателя означает, что над ним нет руководящего органа, определяющего направления, формы и методы деятельности по производству товаров, оказанию услуг и т.п. 
Преступление, выражающееся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, посягает на основополагающие начала предпринимательства – самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Опасность действий, содержащихся в ст. 169 УК, заключается и в том, что они нарушают право граждан на свободу предпринимательской деятельности и разнообразии ее организационно-правовых форм. 
Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию гарантированного законом права на свободу предпринимательской деятельности физического лица или коммерческой организации.

Индивидуальным предпринимателем признается гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (ч. 1 ст. 23 ГК РФ), а коммерческой организацией – организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ч. 1 ст. 50 ГК РФ).

С объективной стороны преступление состоит в совершении следующих действий:

1) неправомерный отказ  в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

2) уклонение от регистрации  индивидуального предпринимателя  или коммерческой организации; 

3) неправомерный отказ  в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществления определенной  деятельности;

4) уклонение от выдачи  специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной  деятельности;

5) ограничение прав  и законных интересов индивидуального  предпринимателя или коммерческой  организации в зависимости от  организационно-правовой формы или формы собственности;

6) ограничение самостоятельности  либо иное незаконное вмешательство  в деятельность индивидуального  предпринимателя или коммерческой  организации.

Неправомерный отказ  в регистрации индивидуального  предпринимателя или коммерческой организации выражается в открытом нежелании осуществить регистрацию несмотря на то, что представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом нормам. 
Для осуществления государственной регистрации коммерческой организации ее учредительные документы (заявление о регистрации; утвержденный учредителями (учредителем) устав; решение о создании организации или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала (фонда) организации; свидетельство об уплате государственной пошлины, представляются либо направляются по почте в регистрирующий орган.

Для государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  им должны быть представлены или направлены по почте в регистрируемый орган  заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора.

Неправомерным отказом  в регистрации индивидуального  предпринимателя или коммерческой организации являются, например, случаи открытого нежелания осуществить  такую регистрацию под предлогом  необходимости представления коммерческой организации гарантийных писем и иных документов, подтверждающих ее местонахождение; необходимости обязательного личного присутствия индивидуального предпринимателя в момент регистрации в регистрирующем органе и т.п. 
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации – относительно более скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, свидетельствующая о стремлении избежать регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в установленный законом срок.

Информация о работе Преступления в сфере экономической деятельности