Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа
Анализ норм действующего УК РФ показывает, что развитие законодательного регулирования информационных правоотношений нашло в нем свое отражение, но для правильного понимания и оценки ряда предусмотренных УК РФ действий в качестве общественно опасных, необходимо привлечение норм всего законодательства, регламентирующих эти действия как незаконные, неправомерные.
Введение. 3
2.Компьютерная информация, как объект правовой защиты. 5
3. Общая характеристика преступлений в компьютерной сфере по современному Российскому уголовному законодательству. 9
4. Анализ составов Компьютерных преступлений главы 28 УК РФ 13
4.1 Анализ статьи 272 УК РФ “ Неправомерный доступ к компьютерной информации” 13
4.2 Анализ статьи 273 УК РФ “Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ” 17
4.3 Анализ статьи 274 У КРФ “Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. ” 20
5. Международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными преступлениями. 24
6. Заключение. 28
7. Список использованной литературы. 30
При этом "тяжкие последствия" - оценочная категория, которая подлежит квалификации судом. Согласно п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 1 суд, признавая подсудимого виновным в совершении преступления по признакам, относящимся к оценочным категориям (тяжкие или особо тяжкие последствия, крупный или значительный ущерб, существенный вред, ответственное должностное положение подсудимого и др.), не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан привести в описательной части приговора обстоятельства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.24
Санкция
второй части данной статьи - относительно-определенная:
лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Таким
образом, именно это преступление из всей
главы относится к категории тяжких.
Компьютерные системы в настоящее время все больше влияют на нашу жизнь и выход из строя ЭВМ, систем ЭВМ или их сети может привести к катастрофическим последствиям, поэтому законодатель посчитал необходимым установить уголовную ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сети. И именно статья 274 УК РФ устанавливает такую ответственность, акцентируя что это деяние должно причинить существенный вред. Целью действия ст. 274 должно быть предупреждение невыполнения пользователями своих профессиональных обязанностей, влияющих на сохранность хранимой и перерабатываемой информации.Данная уголовная норма, естественно, не содержит конкретных технических требований и отсылает к ведомственным инструкциям и правилам, определяющим порядок работы, которые должны устанавливаться специально управомоченным лицом и доводиться до пользователей. Применение данной статьи невозможно для систем публичного доступа, например, глобальной компьютерной сети Internet; ее действие распространяется только на компьютеры и локальные сети организаций.25
В этой
статье также считается, что под
охраняемой законом информацией
понимается информация, для которой
в специальных законах
Данная
статья требует чтобы между фактом
нарушения и наступившим
Непосредственный объект преступления, предусмотренного этой статьей, - отношения по соблюдению правил эксплуатации ЭВМ, системы или их сети, т.е. конкретно аппаратно-технического комплекса.
Под таковыми правилами понимаются,
Нарушение этих правил (несоблюдение, ненадлежащее соблюдение либо прямое нарушение) может быть осуществлено путем как активного действия, так и бездействия.
Состав
части 1 статьи сформулирован как
материальный. При этом общественно
опасные последствия
Необходимо
учитывать, что поскольку речь идет
о правилах эксплуатации именно ЭВМ,
т.е. программно-аппаратной структуры,
то и нарушение их должно затрагивать
только техническую сторону
Представляется правильным отнесение к таковым следующих: блокировку системы защиты от несанкционированного доступа, нарушение правил электро- и противопожарной безопасности, использование ЭВМ в условиях, не отвечающих тем, которые установлены документацией по ее применению (по температурному режиму, влажности, величине магнитных полей и т.п.), отключение сигнализации, длительное оставление без присмотра и многие другие. Однако все эти действия должны рассматриваться не самостоятельно, а только лишь в связи с угрозой безопасности хранимой в ЭВМ и охраняемой законом информации.
Правонарушение может быть определено как преступление только при наступлении существенного вреда.
Определение
существенного вреда, предусмотренного
в данной статье будет устанавливаться
судебной практикой в каждом конкретном
случае исходя их обстоятельств дела,
однако очевидно, существенный вред должен
быть менее значительным, чем тяжкие последствия.
Слабость правоприменительной практики не дает четкого понимания природы последнего, но все же целесообразно считать допустимым следующее:27
Под существенным вредом следует понимать, прежде всего, вред, наносимый информации в ее значимой, существенной части. Это, например, уничтожение, блокирование, модификация ценной информации (относящейся к объектам особой важности, либо срочной, либо большого ее объема, либо трудно восстановимой или вообще не подлежащей восстановлению и т.д.); уничтожение системы защиты, повлекшее дальнейший ущерб информационным ресурсам; широкое распространение искаженных сведений и т.п.
Вина выражается в форме прямого или косвенного умысла. Факультативные признаки субъективной (как и объективной) стороны состава преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.
Объективная сторона данного преступления состоит в нарушении правил эксплуатации ЭВМ и повлекших уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ при условии, что в результате этих действий был причинен существенный вред. 28
Как уже
отмечалось, между фактом нарушения
и наступившим существенным вредом
должна быть установлена причинная
связь и полностью доказано, что
наступившие последствия
Субъективную сторону части 1 данной статьи характеризует наличие умысла направленного на нарушение правил эксплуатации ЭВМ. В случае наступления тяжких последствий ответственность по части 2 ст. 274 наступает только в случае неосторожных действий.
Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ и их сети влечет уголовную ответственность в соответствии с наступившими последствиями и нарушение правил эксплуатации в данном случае становится способом совершения преступления.
Например,
действия технического специалиста
больницы поставившего полученную по
сетям программу без
Представляется, что подобные действия совершенные умышленно должны квалифицироваться как покушение на убийство.
Субъект
данного преступления - специальный, это
лицо в силу должностных обязанностей
имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ и их
сети и обязанное соблюдать установленные
для них правила эксплуатации.
Санкция части 1 ст. 274 состоит из трех альтернативных видов наказания: лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, обязательные работы от 180 до 240 часов и ограничение свободы до 2 лет.
Часть 2 - состав с двумя формами вины, предусматривающий в качестве квалифицирующего признака наступление по неосторожности тяжких последствий. Содержание последних, очевидно, аналогично таковому для ч. 2 ст. 273. Санкция нормы существенно отличается от предыдущей: только лишение свободы до 4 лет.
По данным правоохранительных органов, имеются сведения о фактах несанкционированного доступа к ЭВМ вычислительного центра железных дорог России, а также к электронной информации систем учета жилых и нежилых помещений местных органов управления во многих городах, что в наше время подпадает под ответственность, предусмотренную ст. 272 УК, либо ст. 274 УК в зависимости от действий лица, осуществившего посягательство и правил эксплуатации конкретной сети.
Исходя
из изложенного можно сделать
выводы о том, что сложность компьютерной
техники, неоднозначность квалификации,
а также трудность сбора
Но все же сделана первая попытка реализации уголовно-правовой политики России в новой для нее области - сфере компьютерных правоотношений. Насколько она окажется успешной, как сможет снять накопившиеся здесь противоречия, защитить права заинтересованных лиц - будет зависеть от многих факторов политического, экономического, научно-технического, организационного характера. Немаловажное значение будет играть понимание правоведами транснационального характера компьютерной преступности и, как следствие, установление международных контактов с правоохранительными структурами. Такими же значимыми факторами будут и контакты с частными охранными структурами и структурами информационной безопасности в кредитно-денежной сфере. Сегодняшние реалии заставляют двигаться в этих направлениях. По данным правоохранительных органов криминальное поле кредитно-банковской системы активно заполняется преступлениями, связанными с использованием электронных средств доступа к информации (компьютерные, телекоммуникационные системы, кредитные карточки и др.). Для правоохранительных органов эта проблема наиболее остро встает в связи с переходом абсолютного числа банковских и финансовых структур на расчеты с использованием компьютерных сетей, которыми оснащены более 2270 коммерческих банков.
Например,
только по данным ГУЭП МВД России, в
1995-1996 гг. выявлено более 250 преступлений
с использованием электронных средств
доступа, ущерб от которых составил
около 200 млрд. руб.29
По данным Федеральной службы реагирования на ЧП в компьютерном пространстве (U.S. Federal Computer Incident Response Capability, FedCIRC), только в прошлом году было зарегистрировано более 2500 случаев, квалифицируемых как ЧП в компьютерной системе или сети, вызванное отказом механизма защиты или умышленной попыткой либо угрозой нарушения этого механизма. Согласно подсчетам отдела ФБР по борьбе с компьютерными преступлениями (Вашингтон, округ Колумбия), хотя бы просто обнаружить удается менее 15% всех преступлений этого рода и лишь 10% из них предаются огласке. Понятно, что без тщательно отработанных методик расследования, помогающих людям обрести чувство защищенности, под сомнением оказывается - ни больше ни меньше - стабильность сегодняшних военных и коммерческих предприятий, не говоря уже об электронной торговле на базе Internet. 30 В текущем году расположенный в Сан-Франциско Институт компьютерной безопасности (Computer Security Institute, CSI) совместно с ФБР провел исследование, выявившее некоторые закономерности в области компьютерных преступлений . В основу был положен опрос, направленный на определение “размеров бедствия”, а попутно - на повышение уровня осведомленности о компьютерных преступлениях в рядах их настоящих и потенциальных жертв. Опрос CSI/FBI, охвативший 563 организации, от самых мелких до крупнейших, подтвердил известное предположение, что компьютерные преступления представляют реальную угрозу, усугубляемую тем, что она носит скрытый характер. 60% респондентов смогли оценить свои потери от этих преступлений: суммарная цифра превышает 100 млн долларов. Результаты статистического анализа убытков и типов преступлений не могут считаться достаточно корректными, поскольку, во-первых, не все группы жертв смогли предоставить достоверные сведения о своих финансовых потерях, а во-вторых, чисто денежными потерями ущерб в данном случае далеко не ограничивается. Тем не менее цифры получились любопытные. Три четверти респондентов, понесших финансовые убытки, пострадали от таких преступлений, как мошенничество (26 респондентов, 24 890 тыс. дол.), утечка секретной информации (22 респондента, 21 050 тыс. дол.) и мошенничество с использованием телекоммуникационных систем.
Остальные
убытки стали результатом внедрения
вирусов, диверсий против данных или
сетей, несанкционированного доступа
“своих” и “чужаков”, а также новой разновидности
кражи - переносных компьютеров.
Информация о работе Преступления в сфере информационных и компьютерных технологий