Правовой статус осужденного к лишению свободы в пенитенциарных учреждениях: подходы к проблеме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России.

Оглавление

Введение
1. Понятие правового статуса осужденных
1.1 Понятие правового положения осужденных
1.2 Международно–правовые основы правового статуса
осужденного
2. Социально-правовое значение статуса осужденного
2.1 Социально-правовое значение института правового
положения лиц, отбывающих наказание
2.2 Юридические обязанности осужденных
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 53.09 Кб (Скачать)

Отметим, что  все положения названной статьи отражены в действующем уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются  в деятельности УИС России.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных  и унижающих достоинство видов  обращения или наказания была ратифицирована СССР в 1987 г. В ней  дано определение пытки, что означает любое действие должностного лица, которым кому-либо умышленно причиняется  сильная боль или страдание, физическое или нравственное, для получения  от него необходимых сведений или  признания. В это определение  не включаются боль или страдания, которые  возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций  или вызываются ими случайно (ст. 1).

Конвенция предусматривает  возможные внутригосударственные  меры реагирования на информацию о  пытках, вплоть до заключения лица, подозреваемого в совершении пытки, а также в  попытке подвергнуть пытке или  в соучастии в пытке, под стражу и производства предварительного расследования.

В Конвенции  также подчеркивается необходимость  изучения учебных материалов и информации относительно запрещения пыток, в связи с чем они должны включаться в программы подготовки персонала правоприменительных органов, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращения с ними.

Международной организацией труда (МОТ) в 1930 г. принята  Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, ратифицированная СССР в 1956 г. Она хотя и запрещает такой труд, однако не исключает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа. В этой связи Конвенцией определено условие, в соответствии с которым работа или служба такого лица должна осуществляться под надзором и контролем государственных властей и что такое лицо не может быть уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний и обществ (ст. 2). Применение принудительного или обязательного труда должно точно и полно регламентироваться властями (ст. 23).

В соответствии с международными правовыми актами УИК РФ установлены правила трудоиспользования осужденных. В частности, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В то же время администрация обязана привлекать этих лиц к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности (ст. 103). Кодексом регламентировано также привлечение осужденных к лишению свободы к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст. 106).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит следующие  положения в отношении заключенных  под стражу и осужденных:

- никто не  должен подвергаться пыткам или  бесчеловечному или унижающему  достоинство обращению и наказанию  (ст. 3);

- никто не  может быть лишен свободы иначе  как в предусмотренных Конвенцией  случаях и в порядке, установленном  законом (ст. 5); запрещается "принудительный  или обязательный труд", однако  в него не включается "любая  работа, которую обычно должно  выполнять лицо, находящееся в  заключении согласно положениям  статьи 5 настоящей Конвенции или  условно освобожденное от такого  заключения";

- согласно  Конвенции допускается применение  смертной казни, однако в ст. 1 Протокола N 6 Конвенции от 28 апреля 1983 г. провозглашена ее отмена. Это наказание возможно лишь "за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны" (ст. 2 Протокола);

- граждане  стран, входящих в Совет Европы, имеют право на обращение в  Европейский суд по правам  человека (г. Страсбург) с жалобами  на неправомерные действия государственных  властей, если ими исчерпаны  все законные средства судебной  защиты их прав в своей стране. Таким правом обладают и осужденные  к уголовным наказаниям. Гражданин,  чьи права нарушены, составляет  стандартное исковое заявление,  в котором указывает, какие  права нарушены и кто должен нести ответственность. Исковое заявление подается в суд первой инстанции, затем в вышестоящую судебную инстанцию. Во всех случаях решение о передаче дела в Европейский суд по правам человека принимает Европейская комиссия по правам человека. Решение этого суда может быть двух видов: 1) об обязательности государства-ответчика привести свое национальное законодательство в соответствие с европейскими стандартами; 2) о компенсации ущерба пострадавшим.

Минимальные стандартные правила обращения  с заключенными представляют собой  наиболее полный и подробный документ, касающийся обращения с осужденными  к лишению свободы. Структурно он делится на две основные части, содержащие 95 правил, которые носят рекомендательный характер.

Первая часть "Общеприменимые правила" включает нормы, касающиеся обращения со всеми  категориями заключенных (регистрация, распределение по категориям, размещение, личная гигиена, питание, медицинское  обслуживание, дисциплина и наказания, средства усмирения, контакты с внешним  миром, перемещение, персонал места  заключения и др.).

Вторая часть "Правила, применимые к особым категориям" состоит из следующих разделов:

А. "Осужденные заключенные", в котором излагаются руководящие принципы управления пенитенциарными заведениями и цели их деятельности, вопросы обращения с заключенными, их классификации, индивидуализации работы с ними, льгот, труда, образования и отдыха, отношений с внешним миром и опеки после освобождения;

Б. "Душевнобольные и страдающие умственными недостатками заключенные", содержащий правила обращения с такими лицами, наблюдения за ними и обеспечения их лечения;

В. "Лица, находящиеся под арестом или  ожидающие суда", включающий стандарты обращений с "подследственными" заключенными;

Г. "Заключенные  по гражданским делам", предусматривающий правила обращения с лицами, содержащимися в заключении за невыполнение долговых обязательств и другие проступки неуголовного характера;

Д. "Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявления обвинения", предписывающий процедуру обращения с такими лицами.

Касаясь классификации  заключенных, Правила называют ее цели: отделение заключенных от тех, кто  по причине уголовного прошлого или  дурного характера может оказать  на них плохое влияние; разделение заключенных  на категории, облегчающие работу с  ними по их возвращению к жизни  в обществе. Для каждого заключенного должна разрабатываться программа  работы с ним, исходя из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.

Минимальные стандартные правила ООН по обращению  с заключенными явились основой  создания Европейских пенитенциарных (тюремных) правил. Формально эти  Правила имеют статус рекомендаций для администраций мест лишения  свободы, но тем не менее они возлагают моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства.

В этих правилах нашли дальнейшее развитие основополагающие принципы обращения с заключенными. В частности, подчеркивается, что  лишение свободы должно исполняться  в таких условиях его отбывания  и моральной атмосфере, которые  обеспечивают уважение человеческого  достоинства; цели исправительного  воздействия на заключенных состоят  в сохранении их здоровья и достоинства, формировании у них чувства ответственности  и навыков, способствующих их интеграции в общество; защита личных прав заключенных  обеспечивается посредством контроля, осуществляемого судебными или  иными органами, не принадлежащими к пенитенциарной администрации.

Реализация  международных стандартов, касающихся обращения с осужденными, в России осуществляется по трем направлениям: а) посредством формирования соответствующей  уголовно-исполнительной политики; б) через национальное законодательство; в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

С позиции  права возможны следующие способы  реализации международных стандартов с помощью законодательства:

1) прямое  действие международных норм; 2) приведение  в соответствие с ними национального  законодательства. С учетом временного  периода внедрения международных  стандартов в практику УИС  их можно также разделить на две группы: а) стандарты, для внедрения которых имеются все условия; б) стандарты, которые внедряются не сразу, а "при наличии необходимых экономических и социальных условий".

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы  граждан Российской Федерации с  изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и  иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении  своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания наказания; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

УИК РФ предусмотрел определенные виды контроля и надзора: за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих  наказания, и прав осужденных: контроль органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 19), судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21), прокурорский надзор (ст. 22), контроль общественных объединений (ч. 2 ст. 23).

Кроме общих  положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных  норм, касающихся, например, классификации  осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т.д.

В части классификации  осужденных международные стандарты  требуют раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, заключенных под стражу и осужденных; подчеркивают необходимость  гибкости классификации, что способствует размещению каждой классификационной  группы осужденных в отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения. Классификация осужденных должна преследовать следующие цели: а) исключение отрицательного влияния одной категории осужденных на другую; б) создание условий для  облегчения работы с осужденными по их исправлению.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания  наказания в виде лишения свободы  к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь, кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных - лечебно-исправительные учреждения; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т.д.

В соответствии с международно-правовыми стандартами  обращения с заключенными обеспечение  микросоциальных условий их содержания должно быть положено в основу деятельности национальных пенитенциарных систем.

Отмеченные  нововведения российского уголовно-исполнительного  законодательства - прямое отражение  рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются  международные стандарты, практическое применение которых требует определенного  времени и соответствующих материальных средств, в частности, это касается:

- разработки  научно обоснованной классификации  осужденных и программ их исправления;

- размещения  осужденных в отдельных комнатах (камерах);

- обеспечения  права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения;

- обеспечения  отбывания наказания по месту  жительства;

Информация о работе Правовой статус осужденного к лишению свободы в пенитенциарных учреждениях: подходы к проблеме