Правовой статус осужденного к лишению свободы в пенитенциарных учреждениях: подходы к проблеме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России.

Оглавление

Введение
1. Понятие правового статуса осужденных
1.1 Понятие правового положения осужденных
1.2 Международно–правовые основы правового статуса
осужденного
2. Социально-правовое значение статуса осужденного
2.1 Социально-правовое значение института правового
положения лиц, отбывающих наказание
2.2 Юридические обязанности осужденных
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 53.09 Кб (Скачать)

В общей теории права общепринято выделение  трех видов правовых статусов личности. Речь идет об общем правовом статусе  граждан, специальном правовом статусе  какой-либо категории граждан и  индивидуальном правовом положении  гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность  специального правового статуса, в  свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные  виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Специальный правовой статус осужденных имеет свои особенности. В чем они выражаются? Прежде всего в том, что он базируется на общем статусе граждан России. Осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения его гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. Неотчуждаемость права на гражданство определяется международно-правовыми актами и законодательством Российской Федерации. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.

Неотъемлемость  права на гражданство граждан  России провозглашена в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Это же положение  устанавливается в Конституции  Российской Федерации, где в ст.6 прямо указывается на то, что гражданин  Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Исходя из этого, в Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства  по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для  выхода из гражданства России по желанию  осужденного.

Сохранение  за осужденным правового статуса  гражданина является принципиальным положением политико-правовой доктрины Российского  государства по отношению к лицам, совершившим преступления, находится  в соответствии с международными актами, закрепляющими принципы обращения  с осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что  оно, во-первых, способствует обеспечению  законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их проявления неизбежно связаны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства.

Конкретное  выражение рассматриваемое положение находит в требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав и свобод осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами и свободами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения) - теми правами и законными интересами, которые сохранились у осужденных в остаточном объеме.

Во-вторых, сохранение за осужденными гражданства государства  преследует цель повышения воспитательного  потенциала наказания, так как позволяет  не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспитательный потенциал  наказания. Примеры обращения к  гражданским чувствам осужденных имелись  в периоды, наиболее тяжелые для  нашей страны, скажем, в Великую  Отечественную войну. Есть такие  примеры и сейчас. Свидетельство  этому многочисленные случаи добровольного  перечисления осужденными пожертвований  в благотворительные фонды, помощь во время ликвидации последствий  стихийных бедствий (например, взрыва газопровода в Башкирии) и других чрезвычайных обстоятельств.

Кроме этого, рассмотрение осужденного в качестве гражданина России означает, что осужденный не освобождается от выполнения возложенных  на него общегражданских обязанностей. Более того, в процессе исполнения наказания привлекаются дополнительные средства обеспечения исполнения осужденными  общегражданских обязанностей, например, обязанности оказания материальной и иной помощи нетрудоспособным членам семьи лицами, отбывающими лишение свободы.

Вторая особенность  специального правового статуса  осужденных обусловливается социальной ролью (позицией), выполняемой его  обладателями - осужденными. В отличие  от социальных ролей иных специальных  правовых статусов рассматриваемая нами является следствием неодобряемого и порицаемого обществом поведения: совершения опасных для общества деяний, ущемления прав и законных интересов других граждан.

Соответственно, ответная реакция государства выражается в осуждении лица, виновного в  совершении преступления, и назначении ему уголовного наказания - своеобразного  средства самозащиты общества против нарушения условий его существования. Являясь по своей сущности разновидностью государственного принуждения, наказание  выражается в причинении виновному  определенных лишений и ограничений (кары) в целях его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применения в некоторых из них мер исправительно-трудового воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выбора места жительства и места пребывания, для осужденных к исправительным работам - в свободе выбора труда и т.п.

Следует иметь  в виду особенность применяемого к осужденным государственного принуждения, заключающуюся в том, что оно  нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения мер исправительно-трудового  воздействия. В нормах "позитивного" права, например, гражданского, трудового, брачно-семейного, имеются положения, ограничивающие права и свободы осужденных граждан России. Необходимо отметить, что в рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация предполагает собой и детализацию прав, свобод (нередко и обязанностей) граждан в условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания. Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям наказания того или иного вида.

Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания  мер исправительно-трудового воздействия (режимных правил, труда, воспитательной работы, обучения осужденных) порождает  для осужденных дополнительные права, законные интересы и обязанности (обязанность  трудиться, право на оплату труда  осужденных и т.д.). Соответственно осужденный рассматривался как субъект только исправительно-трудовых отношений. В  настоящее время больше предпосылок  для рассмотрения правового положения  осужденных в более широком контексте, а именно как межотраслевого правового  института. Во-первых, при сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного  права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к примеру, нормы, устанавливающие  основания приобретения и владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Российской Федерации "Об оружии"), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы. Во-вторых, при исполнении любого наказания  осужденный наделяется специальным  правовым статусом, что позволяет  рассмотреть правовое положение  осужденных к наказаниям, связанным  с мерами исправительно-трудового  воздействия (например, лишение свободы) и не связанным с таковыми (например, штраф), в качестве единого правового  института. Из понимания правового  статуса осужденных как единого  правового института исходит разрабатываемое в настоящее время уголовно-исполнительное законодательство, закрепляющее общие основы правового статуса осужденных к наказаниям, как связанным с мерами исправительного воздействия, так и не связанным с таковыми.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических  средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время  отбывания наказания, он складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

С учетом изложенного  правовой статус лиц, отбывающих наказание, можно определить как “закрепленное  нормами различных отраслей права  и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания  уголовного наказания того или иного  вида”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Международно-правовые  основы правового статуса осужденного

 

Развитие  России на современном этапе характеризуется  кардинальными изменениями, происходящими  в жизни общества. Провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и др.), Конституция РФ гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством.

Учитывая, что  Конституция РФ недвусмысленно провозгласила  приоритет общепризнанных принципов  и норм международного права над  внутригосударственными законодательными актами, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие  на правовое положение осужденных к  лишению свободы.

Анализ действующих  в рассматриваемой сфере правоотношений международных документов позволяет  сделать вывод, что они, по сути, являются своего рода отражением компромисса  сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим обеспечения юридического положения рассматриваемой категории  лиц. Целью такого международного регулирования  является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего  осужденным к лишению свободы  равные юридические возможности  по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира.

Существует  множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих  вопросы регламентации правового  положения осужденных, отбывающих наказание  в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства  стран мира и которые должны соблюдаться  государствами - участниками данных соглашений. Нас интересует, каковы ключевые идеи, заложенные в них, и  что составляет ядро норм, содержащихся в этих международных документах.

Рассмотрим  содержание основных международных  стандартов обращения с осужденными  в местах лишения свободы.

Важнейшим международным  документом, разработанным в рамках Организации Объединенных Наций, является Всеобщая декларация прав человека. В  ст. 2 указано, что права и свободы  человека относятся ко всем без исключения. Это принципиальное положение определяет коренные основы правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции. Статья 5 гласит, что "никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию".

Некоторые положения  Декларации касаются непосредственно  лиц, осужденных к уголовным наказаниям и заключенных под стражу. Так, ст. 9 закрепляет: "Никто не может  быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию".

Важное значение для определения правового положения  осужденного имеет ст. 29 Декларации, которая предписывает, что при  осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния. Все это нашло отражение в ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Другим универсальным  международным документом, определяющим правила обращения с заключенными, является Международный пакт о гражданских  и политических правах. Статья 6 называет право на жизнь неотъемлемым правом каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно  лишен жизни.

В ст. 7 указывается  на то, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство  обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским  или научным опытам.

Особый практический интерес представляет ст. 10 Пакта:

1) все лица, лишенные свободы, имеют право  на гуманное обращение и уважение  достоинства, присущего человеческой  личности;

2) а) обвиняемые  в случаях, когда отсутствуют  исключительные обстоятельства, помещаются  отдельно от осужденных и им  представляется отдельный режим,  отвечающий их статусу неосужденных  лиц;

б) обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения;

3) пенитенциарной  системой предусматривается режим  для заключенных, существенной  целью которого является их  исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители  отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим,  отвечающий их возрасту и правовому  статусу.

Информация о работе Правовой статус осужденного к лишению свободы в пенитенциарных учреждениях: подходы к проблеме