Правонарушение: понятие, признаки, состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Правонарушениям присущи определенные признаки.
Общественно опасный характер правонарушения означает, что оно наносит вред охраняемым правом ценностям. Общественная опасность отдельно взятого правонарушения может быть не очевидна (например, переход улицы на красный свет), но она вполне очевидна и реальна, если эти правонарушения взяты в массе, совокупности.

Оглавление

Правонарушение: понятие, признаки, состав……………………………….3
Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений…………….3
Состав правонарушения…………………………………………………......7
Заключение…………………………………………………………………...8
Правовое и социальное государство……………………………………….10
2.1. Исторические корни и условия формирования правового государства...10
2.2. Сущность и признаки правового государства…………………………….12
2.3. Понятие, признаки, институты гражданского общества ………………...17
2.4. Социальное государство…………………………………………………....19
2.5. Заключение ………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………24

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ И ГОСУДАРСТВА ПРАВА.docx

— 51.57 Кб (Скачать)

Умысел делится на прямой и косвенный. Прямой умысел проявляется в том, что лицо осознает противоправность своего деяния и желает наступления общественно опасных последствий. При косвенном умысле лицо знает о противоправности своего деяния и сознательно допускает наступление вредных последствий.

Неосторожность имеет две формы: небрежность и самонадеянность. Небрежность состоит в том, что лицо не отдает себе отчета в противоправности своего поведения, не предвидит его последствий, хотя может и должно их предвидеть (сброс мусора с крыши). Самонадеянность означает, что лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его опасный результат, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить (превышение скорости).

 

    1. Заключение.

 

Правонарушение - это вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами права предусмотрена юридическая ответственность. Правонарушение является юридическим фактом в виде неправомерного поступка, влекущим возникновение охранительного правоотношения между

8

 нарушителем и государством.

К признакам правонарушения относятся 1) вредность, 2) противоправность, 3) виновность, 4) реальность и 5) наказуемость. Эти признаки отличают правонарушение от нарушений иных социальных норм (морали, обычаев, религии, корпоративных норм).

Состав правонарушения представляет собой совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как правонарушение. Состав правонарушения включает четыре составляющих: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Если хотя бы один из этих элементов будет отсутствовать, не будет и самого факта правонарушения.

К причинам роста правонарушений, прежде всего, следует отнести несовершенство законодательства; поляризацию социальных интересов в обществе; низкий материальный уровень жизни населения; недоверие к власти, в том числе и судебной; невысокую правовую культуру граждан; широкое распространение в обществе алкоголизма и наркомании; недостаточно эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Высокий уровень правонарушаемости стимулируют значительная разница в доходах отдельных слоев населения, детская безнадзорность, общий кризис морали, нравственности, семейных традиций. Широкое распространение в нашем обществе получила идеализация ценностей и установок криминальной среды, которые культивируются с помощью телевидения и радиоэфира. Массовая культура пронизана жестокостью, насилием, сценами разврата и пьянства.

Борьба с правонарушениями должна включать два направления - превентивное (предупреждение правонарушений) и карательное (неотвратимое возмездие за уже совершенное правонарушение). Важнейшая роль в укреплении правопорядка в обществе принадлежит государству, основными задачи которого в этой сфере являются: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности

9

 правоприменительных и правоохранительных органов, в том числе и путем совершенствования их материально-технической базы.

Очень важно, чтобы наказание за совершенные правонарушения были обоснованными и справедливыми, соответствовало принципам законности, однократности, индивидуализации и соразмерности. Вместе с тем наказание должно быть неотвратимым, то есть ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным.

Важные меры для борьбы с правонарушениями следует предпринять в социально-экономической и культурной сферах. Речь идет об улучшении материального положения российских граждан, искоренении бедности, обеспечении занятости и снижении безработицы, повышении общего уровня культуры, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Назрела необходимость убрать блатной шансон и культ насилия с экранов наших телевизоров. Эти меры должны способствовать сокращению социальных условий преступности в обществе. К этим мерам нужно добавить повышение правовой культуры населения. Необходима активная деятельность самих граждан, которые знают свои права и умеют их защищать любыми не противоречащими закону способами.

 

  1. Правовое и социальное государство.

 

    1. Исторические корни и условия формирования правового государства.

 

Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она родилась в противовес самовластию, произволу личности правителя. Эту идею развивал Платон, Аристотель и другие мыслители античности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».

10

Позднее эти идеи были развиты выдающимися мыслителями эпохи Гуманизма и Просвещения. Представители буржуазной политической мысли также развивали учения о справедливом государственном строе (Дж. Локк, Ш. Монтескье и другие).

В отечественной правовой науке идеи правовой государственности развивались в трудах B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, СИ. Гессена и др.

Преемственность проблематики правового государства сохранилась и после 1917 года, хотя внимание к ней было ослаблено. Данная теория встречала все больше критических замечаний, подчеркивался ее буржуазный характер.

После Октябрьской революции 1917 года в России стала создаваться новая правовая система, направленная на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. Широкое хождение имели идеи отмирания права и государства. Однако от

 ожидания прекращения  права произошел крутой поворот  в сторону создания одной из  самых разветвленных правовых  систем мира.

Теория правового государства в советской стране оценивалась на разных этапах по-разному. Так, в середине 20-х годов некоторые юристы ставили вопрос о применимости к Советскому государству концепции правового государства. Высказывалось мнение о том, что пролетарское государство по мере успехов строительства социализма будет превращаться в государство общенародное.

Но в конце 20-х годов положение резко переменилось.

Л.М. Когановичу принадлежат такие слова: «Мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства. И применять его к Советскому государству - значит идти на поводу у буржуазных юристов». В стране все шире стали внедряться авторитарные методы руководства, что неизбежно вело к ограничению демократии и нарушениям прав и свобод человека. Из официальной теории были полностью устранены идеи защиты чести и достоинства личности, охраны прав и свобод граждан. Попирались

11

 важнейшие демократические  ценности: независимость судей, принцип  состязательности сторон, гуманизм. По делам о государственных  преступлениях обвиняемые были  полностью лишены права защиты  и обжалования приговора, репрессировались  близкие и родственники осужденных.

После XX съезда КПСС, разоблачившего произвол и беззаконие периода культа личности, были сделаны определенные шаги, направленные на восстановление принципа законности: проведена широкая реабилитация осужденных, ликвидированы органы внесудебной репрессии.

Однако полномасштабные меры по укреплению законности не были выполнены. Новая страница в истории развития идей правовой государственности связывается с преобразованиями, начатыми во второй половине 80-х годов. Результатом длительных реформ и политических преобразований стала Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепившая в ст. 1 признание России правовым государством.

 

    1. Сущность и признаки правового государства.

 

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Назовем основополагающие признаки государства, в том числе и правового:

  1. обладает публичной властью;
  2. имеет специальный аппарат управления и принуждения;
  3. располагает разветвленной системой юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения;

12

  1. обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям как внутри страны, так и за ее пределами.

 

Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона.

Принцип верховенства права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло ранее государства.

В соответствии с принципом верховенства закона, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один коллектив не освобождаются от обязанности подчиняться закону. В данном контексте закон понимается не в расширительном смысле, а в прямом - как акт представительной власти. Внешним выражением реализации данного принципа является такой баланс в системе нормативных правовых актов государства, при котором приоритетное место занимают акты законодательных органов. Отечественная история содержит факты, показывающие, что в СССР данный баланс не соблюдался. Так, до 1988 года было принято 85 законов (включая изменения, дополнения, отмены). Основное количество правовых норм содержалось в подзаконных актах. Демократические преобразования в Российской Федерации сказались в том числе в резком увеличении количества законодательных актов. Так, в период с 1989 года до принятия Конституции РФ 1993 г. принято 636 законов, а с

13

1993 года по август 2001 года - 1579 законов.

Принцип разделения властей - это принцип, исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимо друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду.

Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в одних руках или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними группами во вред другим. Еще древнегреческий философ Полибий (200-129 гг. до н.э.), восхищаясь Римской республикой, писал, что власть в ней поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивает другую.

Английский философ-материалист Дж. Локк (1632-1704 гг.) разрабатывал принцип взаимосвязи и взаимодействия властей, стремясь предотвратить узурпацию власти одним

лицом или группой. Он полагал, что верховное место занимает власть законодательная, остальные власти занимают по отношению к ней подчиненное положение, но оказывают на нее активное воздействие.

Шарль Монтескье в работе «О духе законов» разрабатывает систему взаимных сдержек и противовесов властей. Он полагает, что для того, чтобы создать стабильный механизм государственного управления, надо научиться «комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить в действие, подбавлять балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую».

Принцип разделения властей - необходимый атрибут правового демократического государства. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает (через разделение труда и компетенции) предпосылки к эффективной деятельности государственных органов.

 Законодательная, исполнительная  и судебная власти имеют свое  предназначение (функции) и наделяются  соответствующей компетенцией; власти  самостоятельны и независимы  в реализации своих полномочий;

14

 обладают возможностью  взаимно сдерживать и контролировать  друг друга. Ни одна из властей  не может принять на себя  функции другой; но действовать  обособленно она также не в  состоянии. Власти должны взаимно  дополнять друг друга, сохранять  необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический  организм», функционируя для блага  народа.

Организационно-правовое выражение принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль над законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей.

Информация о работе Правонарушение: понятие, признаки, состав