Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:59, доклад
Проведенные в 1998-2002 гг. криминологические и социально-правовые исследования показали, что в настоящий период в России сложилась кризисная ситуация с обеспечением защиты признанных международным и отечественным законодательством прав детей на защиту от негативной информации, нарушающей их нравственное, психическое, физическое и социальное развитие. Тем самым создаются благоприятные социально-психологические предпосылки маргинализации, виктимизации и криминализации детей и подростков, расширения сфер и способов их сексуальной и экономической эксплуатации взрослыми,
Международная и зарубежная законодательная практика неуклонно придерживаются принципа допустимости и правомерности ограничения прав физических и юридических лиц, в том числе свободы слова и массовой информации в случаях, когда они вступают в противоречие с законными интересами несовершеннолетних. Статья 19 Международного пакта "О гражданских и политических правах", провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения (это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору), допускает необходимые ограничения законом данного права, если это необходимо: a) для уважения прав и репутации других лиц, b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Допускаются вынужденные ограничения информационных прав и самих несовершеннолетних. Статья 13 Конвенции о правах ребенка, провозглашая «право ребенка свободно выражать свое мнение», включающее «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода», устанавливает, что «осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, … которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения». Признавая в статье 17 важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка "к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка", Конвенция о правах ребенка ориентирует государства на поощрение разработки "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию". Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 года ориентируют средства массовой информации на сведение "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием", требуют "избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме" (принцип 43).
Программа государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года предусматривает в качестве самостоятельного направления информационно-аналитического и научно-методического обеспечения указанной области взаимодействия членов СНГ разработку комплекса мероприятий по обеспечению скоординированного противодействия изготовлению и распространению материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости в средствах массовой информации, на рынке кино- и видеопродукции и информационной сети Интернет.
Перечисленные международно-правовые принципы и нормы в целом отражены в законодательстве России. Статья 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина[3] допускает возможность ограничения свободы массовой информации в интересах защиты нравственности. Статья 4 Закона РФ «О средствах массовой информации»[4] признает злоупотреблением свободой массовой информации «использование средств массовой информации … для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ жестокости и насилия, … а также распространение иной информации, распространение которой запрещено Федеральными законами”. Статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре допускают вмешательство органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, "когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии".
Сохранение нравственности, духовности российского общества, обеспечение физической, духовной и информационной безопасности детей официально признаны важнейшими объектами национальной безопасности Российской Федерации. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации[5] обеспечение национальной безопасности России включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации[6] основными направлениями обеспечения информационной безопасности России сфере духовной жизни признаны: разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества…; введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение. В Основных направлениях государственной семейной политики[7] предусмотрено «усиление помощи семье в воспитании детей путем запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости…».
Вместе с тем следует признать, что инкорпорация в отечественном законодательстве предусмотренных международным правом запретов и ограничений на распространение деструктивной для общества и несовершеннолетних информации до сих пор остается ничем не подкрепленными декларациями. Последние не сопровождаются должной правовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими и физическими лицами, установлением мер юридической ответственности за их нарушение. Не реализована в отраслевом законодательстве России норма ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года о защите «ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе ... от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение». До настоящего времени не разработаны и не установлены на законодательном уровне предусмотренное ею нормативы распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет. Любые попытки привести в этой части отечественную правовую систему к цивилизованным требованиям международного сообщества неизбежно наталкиваются на оголтелые обвинения в нарушениях свободы слова и свободы массовой информации.
Подходы к разрешению конфликта права взрослых лиц на «информационную свободу» и «свободу творчества», с одной стороны, и права детей на «информационную безопасность», с другой, закреплены, к примеру, в Германском Законе о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ). В нем предлагается вопрос о том, имеет ли свобода творчества преимущество перед правовой защитой молодежи или вред для молодежи настолько велик, что свобода творчества должна отступить на второй план, решать на основе взвешивания обеих правовых ценностей. При этом наряду с компетентной профессиональной оценкой художественной ценности произведения предписывается «принимать во внимание и реальное влияние произведения искусства», а также то, что «несовершеннолетние могут видеть его по-другому, нежели взрослые». Если будет установлено, что вред для молодежи перевешивает чашу весов, то произведения искусства можно включать в список запрещенных для распространения среди молодежи материалов.
Аналогичный подход предпринят и в российской правовой системе. Временное руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное приказом Госкино РФ от 20 октября 1999 г. N 7-1-19/74 20 октября 1999 года, было принято, чтобы «защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, наносящих вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества против их воли». В качестве общих принципов применения руководства по классификации фильмов провозглашены: 1) полная свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определенного содержания против своей воли или без предупреждения; 2) запрещение фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.
В законодательстве большинства ведущих стран Запада (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и др.) и в международно-правовых актах (например, в Директиве о вещании ЕЭС) гарантируется приоритетность права детей на информационную безопасность перед сопряженными с ним правами и свободами взрослых лиц (правом на свободное получение и распространение информации, свободой слова, свободой массовой информации, свободой творчества). В соответствии с этим принципом в зарубежном информационном и уголовном праве установлены жесткие меры ответственности за незаконный оборот (изготовление, хранение, перевозку, распространение, рекламирование) запрещенных для распространения в обществе или только среди молодежи и несовершеннолетних видов информации: порнографической, непристойной, дезориентирующей в сексуально-этическом плане, пропагандирующей насилие, жестокость, иные виды антиобщественного поведения, способствующей потреблению наркотиков.
В 1953 г. Германский Бундестаг принял Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ), дополняющий уже существующие меры в области правовой защиты молодежи и выполняющий превентивную роль. Названный Закон[8] к материалам, способным нанести ущерб нравственности детей и подростков и по этому основанию запрещенным для распространения среди молодежи, относит «материалы, отличающиеся безнравственностью, грубостью, подстрекающие к насилию, преступлению или расовой ненависти, а также прославляющие войну“. К «весьма вредным для молодежи материалам» Закон относит материалы, прославляющие потребление наркотиков или принижающие пагубный характер их потребления, а также прославляющие насилие, принижающие пагубный характер насилия и показывающие насилие таким образом, который унижает достоинство человека, а также прочие материалы, «явно способные нанести большой ущерб нравственности детей или подростков». Показ насилия в СМИ считается особенно вредным, в случаях, когда: а) оно подается крупномасштабно и с эпической широтой; б) насилие пропагандируется в качестве главного средства для решения конфликтов; в) применение насилия от имени закона и ради якобы какого-то хорошего дела изображается как нечто само собой разумеющееся и обычное, а в действительности нарушает нормы права и правопорядок; г) самосуд изображается как единственное надежное средство для восстановления мнимой справедливости; д) целенаправленно и детально изображаются сцены убийства и кровавой резни. В этом же перечне Закон выделяет СМИ, дезориентирующие в сексуально-этическом плане и порнографию. СМИ считаются порнографическими, если в условиях пренебрежения всеми прочими человеческими чертами на первый план в грубой и навязчивой форме выдвигаются сексуальные действия и если объективная тенденция в целом направлена исключительно или преимущественно на разжигание полового влечения.
За наиболее опасные нарушения установленных ЗРМВМ ограничений в распространении вредной для молодежи информации в УК Германии[9] установлена уголовная ответственность за распространение (включая анонсирование и рекламу) среди лиц моложе 18 лет, а также за публичные формы распространения (включая розничную торговлю, радио и телевидение) любых порнографических материалов, а среди взрослых лиц - лишь наиболее опасных видов порнографических материалов, показывающих насилие, растление детей, половые сношения между людьми и животными (ст. 184). В статья 131 Уголовном кодекса Германии установлена ответственность с наказанием в виде лишения свободы сроком до одного года за незаконный оборот, в том числе распространение через СМИ, «материалов, показывающих жестокие или прочие бесчеловечные акты насилия против людей в таком виде, который отражает прославление или принижение пагубного характера актов насилия или демонстрирует жестокость и бесчеловечность действий таким образом, который ущемляет человеческое достоинство».
В принятом 13 апреля 1995 г. Бельгией Законе за «безнравственные деяния с целью удовлетворения порочных наклонностей других лиц путем подстрекательства, поощрения или облегчения развратных действий, нравственного разложения или вовлечения в проституцию несовершеннолетних», совершенные в отношении несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Совершение таких же деяний в отношении детей в возрасте до 10 лет влечет аналогичное наказание уже на срок от 15 до 20 лет. За детскую порнографию карается лишением свободы “любое лицо, которое демонстрирует, продает, сдает за плату, распространяет или ввозит визуальный материал ... с изображением детей в возрасте до 16 лет”, независимо от согласия несовершеннолетнего. Несмотря на принятие Бельгией столь серьезных мер, специальным докладчиком по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии Комиссии по правам человека Экономического и Социального Совета ООН на пятьдесят шестой сессии 27 декабря 1999 г. была выражена обеспокоенность тем, что “дети в возрасте от 16 до 18 лет не охвачены положениями данного законодательства” и предложено принять меры для расширения сферы действия данного законодательства в целях обеспечения защиты детей этой возрастной группы.
Необходимость реформирования действующего законодательства России в интересах приоритетной защиты прав несовершеннолетних на информационную безопасность вызвана отсутствием должных правовых гарантий реального обеспечения данного права и, как следствие, - нарушением права детей на нормальное нравственное, психическое, физическое развитие и социальную адаптацию. Поставленная задача не может быть решена вне принципов системного, комплексного подхода. Для его реализации требуется одновременное принятие, помимо специальных законодательных актов, закрепляющих правовые и организационные гарантии защиты детей в сферах массовой информации и оборота продукции сексуального характера, поправок к ряду действующих Федеральных законов: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «Об образовании», «О средствах массовой информации», «О рекламе», Кодекс об административных правонарушения РФ.
Статья 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» в редакции от 20.06.2000 N 90-ФЗ запрещает «распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров ”. Несмотря на солидный перечень запрещенных форм пропаганды наркотических средств, внесенная новация все же не в полном объеме перекрывает каналы общественно опасного пропагандистского влияния СМИ на потенциальных потребителей наркотиков, прежде всего, на несовершеннолетних. Остались вне сферы правовой регламентации: а) распространение информации о преимуществах употребления наркотиков в целом, а не отдельных их видов; б) нивелирование вреда, демонстрация якобы нормального состояния здоровья у наркоманов; в) распространение мифов о положительных свойствах наркотиков: влияние на повышение либидо, творческих способностей, релаксационные свойства и пр.; г) при разъяснении последствий применения наркотиков -акцентирование внимания на приятных ощущениях кайфа; д) скрытые формы пропаганды (под предлогом образовательно-просветительных программ, например, передачи о животных, под видом описания жизни и творчества знаменитых людей, употреблявших наркотики для более полной реализации своего таланта и самовыражения и пр.).