Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:59, доклад
Проведенные в 1998-2002 гг. криминологические и социально-правовые исследования показали, что в настоящий период в России сложилась кризисная ситуация с обеспечением защиты признанных международным и отечественным законодательством прав детей на защиту от негативной информации, нарушающей их нравственное, психическое, физическое и социальное развитие. Тем самым создаются благоприятные социально-психологические предпосылки маргинализации, виктимизации и криминализации детей и подростков, расширения сфер и способов их сексуальной и экономической эксплуатации взрослыми,
6
О.В. Пристанская,
кандидат юридических наук
Право на информационную безопасность[1]
Проведенные в 1998-2002 гг. криминологические и социально-правовые исследования показали, что в настоящий период в России сложилась кризисная ситуация с обеспечением защиты признанных международным и отечественным законодательством прав детей на защиту от негативной информации, нарушающей их нравственное, психическое, физическое и социальное развитие. Тем самым создаются благоприятные социально-психологические предпосылки маргинализации, виктимизации и криминализации детей и подростков, расширения сфер и способов их сексуальной и экономической эксплуатации взрослыми, нередко действующими под контролем организованной преступности, облегчается их вовлечение в секс- и порнобизнес. Приходится констатировать, что в целом правовая система России не ориентирована пока на защиту публичных, индивидуально-неопределенных правовых интересов детей и подростков в информационно-образовательном пространстве, на обеспечение их информационной и духовно-нравственной безопасности. В стране отсутствует достаточная законодательная и нормативно-правовая база для разрешения этой проблемы. До сих пор государством не обеспечивается охрана публично-правовых интересов несовершеннолетних, связанных с защитой неопределенно широкого круга потребителей массовой информации от деструктивных и развращающих форм информационного воздействия, а тем самым и от коммерческих форм эксплуатации детей в сексуальных и криминальных целях.
Приходится признать бесконтрольным и законодательно неурегулированным развитие в информационном пространстве России новых современных средств связи, в том числе сети Интернет, видеоигр, других современных средств связи, существенно облегчающих возможность массового распространения информации, способной оказывать на детей и подростков растлевающее и психотравмирующее воздействие, побуждать их к агрессивному, жестокому или иным формам девиантного поведения. Дети все чаще становятся жертвами непродуманной информационной и образовательно-просветительной политики, не предусматривающей должных правовых гарантий защиты их информационной и духовной безопасности в сфере массовой информации, образования и культуры.
СМИ в результате пропаганды культа насилия и жестокости, потребительства, сексуальной вседозволенности вносят весомый вклад в воспитание детей и подростков в духе жестокости, насилия, возбуждают у них стремление к завоеванию авторитета посредством демонстрации физической силы. Сексуально ориентированные молодежные телевизионные программы и печатные издания, с одной стороны, преждевременно возбуждают у детей и гипертрофируют естественные половые потребности, с другой, - формируют и культивируют у них неестественные сексуальные потребности, именуемые в Международном классификаторе болезней как половые перверсии и парафилии.
Специалисты обеспокоены восприимчивостью детей к романтизируемым СМИ образцам преступного образа жизни, популяризируемым ими способам и приемам совершения преступлений, моделям ненормативного поведения. Следственно-судебной практикой подтверждаются факты очевидного влияния кино-, теле-, видео-, аудио- и печатной продукции на выбор подростками в качестве способа решения жизненных проблем совершения убийств, краж, грабежей, разбоев, хулиганства, изнасилований, других преступных и антиобщественных деяний. Не случайно предупреждение пропаганды насилия, жестокости и сексуальной распущенности в СМИ признано одним из важных направлений борьбы с серийными убийствами и другими тяжкими преступлениями против личности в решении совместного заседания коллегий МВД и Генеральной прокуратуры России, состоявшегося в июне 2002 г.
Проблема обеспечения информационной безопасности общества и его наиболее уязвимых слоев широко обсуждается мировым сообществом, в том числе на периодически созываемых Конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. К примеру, на IX Конгрессе ООН (1995 г.) выработаны меры, касающиеся путей эффективного использования средств массовой информации в целях предупреждения преступности, повышения ответственности СМИ за эскалацию агрессии, распространение преступных взглядов, обучение насилию несовершеннолетних. Специально рассматривался вопрос криминогенного влияния показа откровенных сцен насилия и сенсационных материалов в электронных средствах массовой коммуникации на зрителя, особенно на молодежь, подчеркивалась связь деятельности СМИ и состояния преступности и вытекающая из этого необходимость совершенствования профессиональной квалификации, правосознания и гражданской ответственности журналистов. Особое внимание уделяется международным сообществом связи преступности несовершеннолетних (и, в первую очередь, преступлений подростков с применением насилия) с "представлениями, формируемыми современными средствами массовой информации". Подчеркивается, что именно в результате такого влияния СМИ меры, применяемые в отношении подростковой преступности, оказываются неэффективными.
Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 г.) запрещает предоставление статуса совместного производства проектам откровенно порнографического характера, а также проектам, пропагандирующим насилие или открыто оскорбляющим человеческое достоинство. Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 г.) вменяет в обязанности телевещателя, чтобы программы в целом, их представление и содержание обеспечивали уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей. В частности, они не должны: а) быть непристойными и, в особенности, содержать порнографию; б) чрезмерно выделять насилие и способствовать расовой ненависти. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть (ст. 7). Согласно названной Конвенции реклама, адресованная детям или использующая детей, не должна причинять вред их интересам и обязана учитывать их особую восприимчивость (ст. 11).
В Рекомендации № R (97)19 Комитета Министров стран-участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации[2] от 30 октября 1997 г., признается, что насилие иногда представляется в СМИ как норма поведения либо даже прославляется в целях привлечения большей аудитории, а немотивированная демонстрация насилия достигает иногда неприемлемого антигуманного и разрушительного для психики уровня. Обращается внимание на то, что «это может оказать вредное воздействие на физическое, психическое или нравственное развитие общества, в особенности молодежи, способствуя, например, развитию бесчувственности к страданию, чувству незащищенности и неуверенности». Признавая, что свобода слова в принципе включает право общественности на распространение и получение информации о различных проявлениях насилия, Комитет Министров признает допустимость ограничения в законодательном порядке некоторых форм немотивированного представления насилия.
В Рекомендации от 22 апреля 1989 г. № R (89)7 Комитета Министров Совета Европы относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание сформулированы ограничения для распространения видеозаписей указанного в названии содержания, а также таких, «которые поощряют прием наркотиков, в особенности в целях защиты малолетних». Пунктом. 4.1. Рекомендации СЕ допускается введение запрета: а) на коммерческое распространение или предложение таких видеозаписей несовершеннолетним; б) на коммерческое распространение или предложение поставок, за исключением продаж, осуществляемых строго в отсутствии несовершеннолетних; в) на их распространение; г) на торговлю ими по почте.
Совет Европы ориентирует государства на разработку и закрепление на законодательном уровне специальных мер для противодействия немотивированной демонстрации насилия, а также распространения материалов, содержащих жестокость, порнографию и другие опасные для молодежи виды информации в форме электронных СМИ, видеозаписей и пр. Такие меры предпринимаются в целях обеспечения уважения человеческого достоинства и защиты уязвимых групп населения, таких как дети и подростки, «чье физическое, психическое или нравственное развитие может быть нарушено просмотром такой продукции». Для эффективной реализации установленных законом ограничений СМИ государствам-участникам рекомендуется применять гражданские, административные и даже уголовные санкции. Наряду с финансовыми и фискальными мерами допускается использование таких уголовно-правовых способов защиты несовершеннолетних от вредной для них информации, как большие штрафы, тюремное заключение, конфискация видеозаписей и изъятие доходов, полученных от незаконного распространения таких видеозаписей.
Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (МТП) определяет следующие обязательные правила для производителей рекламы. «Пристойность»: «реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности» (ст. 1). «Честность»: «1. реклама не должна без обоснованных причин играть на чувстве страха. 2. Реклама не должна играть на суевериях и предрассудках. 3. Реклама не должна содержать ничего, что могло бы спровоцировать акты насилия» (ст. 3). «Соблюдение требований безопасности»: «Реклама не должна без оснований, объяснимых образовательными или социальными причинами, содержать изображения или любые описания опасных ситуаций, в которых проявляется пренебрежение мерами безопасности. Особая осторожность должна проявляться в рекламе, предназначенной для детей и молодежи или изображающей их» (ст. 12).
Специальные правила рекламной практики определены Кодексом в целях обеспечения информационной безопасности детей и молодежи (ст. 13): 1. реклама не должна злоупотреблять свойственной детям доверчивостью или отсутствием опыта у молодежи, а также злоупотреблять их чувством долга; 2. реклама, предназначенная детям или молодежи или способная оказать на них влияние, не должна содержать никаких заявлений и образов, способных нанести им физический или моральный вред. Реклама продукции (как продаваемой, так и предоставляемой бесплатно), предназначенной для детей моложе 14 лет (или такого возраста, который может быть установлен отдельным государством) или рекламируемой в средствах массовой информации, специально предназначенных для детей такого возраста, должна отвечать следующим требованиям. Такая реклама не должна восприниматься как оправдывающая насилие при осуществлении действий, противоречащих законам и общепринятым правилам социального поведения конкретной страны. Реклама не должна подрывать общественные ценности, ставить под сомнение авторитет, ответственность, суждения или вкусы родителей. Реклама не должна содержать никаких заявлений или изображений, способных побудить ребенка оказаться в опасной ситуации или пойти на контакт с незнакомыми людьми, или проникнуть в незнакомые или небезопасные места.
Негативное влияние информационной среды, в том числе специально ориентированных на несовершеннолетних печатных изданий и телепередач, проявляется, в частности, в форме распространения среди детей и подростков информации провоцирующего (пропаганда мистики и оккультизма, побуждение к потенциально опасным видам деятельности) и криминогенного характера (представляющей в привлекательном свете разные формы девиантного поведения: попрошайничества, бродяжничества, потребления наркотических средств и психотропных веществ, проституции, разврата, жестокости и насилия, преступного образа жизни и пр.). К деструктивным видам информации в международном и зарубежном праве относятся также следующие виды информации: 1) информация, нарушающая психическое равновесие ребенка (натуралистическое изображение или описание, в том числе комментирование, смерти, а также демонстрация самоубийства, членовредительства, насилия, жестокости, крови, искалеченных органов, тел или ампутированных частей тела людей); 2) информация, дискредитирующая авторитет родителей, в том числе изображение их в унижающем достоинство виде; 3) информация, побуждающая ребенка к потенциально опасной деятельности (связанной с особым риском для жизни и здоровья детей: побег детей из дома, употребление табака и табачных изделий, спиртных напитков, занятие некоторыми экстремальными видами спорта и досуга), 4) информация откровенно сексуального и порнографического характера
Специалисты в области детской и подростковой психологии и психиатрии, а следом за ними и криминологи, связывают наблюдаемый в настоящее время всплеск детской порнографии, разврата, проституции, суицида с насильственным разрушением сложившихся в обществе стереотипов нормотипичного поведения, открытым поощрением несовершеннолетних к традиционно табуированным, запрещенным поступкам. Под предлогом обеспечения свободы выбора личности, просвещения юношества дельцами от секс- и порнобизнеса проводится целенаправленная компания эротизации, сексуализации детского сознания и поведения. Под прикрытием конституционных принципов свободы массовой информации, свободы слова в информационное пространство России с начала 90-х гг. начали массированно и агрессивно внедряться ориентированные на детей проекты с откровенной или завуалированной сексуальной направленностью. Последние протаскиваются в школьные программы, молодежные журналы, распространяются через электронные средства массовой информации и иные современные средства связи. Такого рода «просветительская» деятельность, финансируемая в значительной части западными и отечественными коммерческими структурами, направлена, в конечном счете, на расширение за счет несовершеннолетних круга потребителей продукции сексуального характера (специфических печатных изданий, ассортиментных товаров секс-шопов), контрацептивных и санитарно-гигиенических средств, услуг сексуального характера. Согласно общепризнанным нормам международного права это ни что иное, как скрытая форма коммерческой сексуальной эксплуатации детей.
Комитет министров Совета Европы в Рекомендации от 9 сентября 1991 года № R (91) 11 относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними акцентирует внимание на разрушительных последствиях сексуальной эксплуатации, которая трансформирует детей и несовершеннолетних в потребительские объекты. Государствам-участникам СЕ рекомендовано «изучать целесообразность введения уголовных санкций просто за обладание детскими порнографическими материалами». В статье 34 Конвенции ООН о правах ребенка государствам-участникам (в том числе и России) предложено принять “все необходимые меры для предотвращения использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах”. В заключительных документах Комитета по правам ребенка ООН, вынесенных по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., России рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения процесса реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии.
Следствием безответственной информационной практики российского государства стало распространение новых, нетрадиционных видов общественно опасных действий, связанных с открытым, массовым, публичным сексуальным растлением несовершеннолетних посредством СМИ, рекламы, Интернета, образовательно-