Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [2].

Оглавление

Глава 1 Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в РФ
Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих
Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих
Глава 2 Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим РФ
2.1. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.
2.2. Члены семьи военнослужащих имеющих право на пенсию
2.3. Исчисление пенсий
Глава 3 Судебная практика
3.1. Определение конституционного суда РФ №187-0
3.2. Апелляционное определение 0т 13 января 2014 г.
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

курсовая готовая печатьdoc..docx

— 62.40 Кб (Скачать)

 

В суде апелляционной инстанции представители военного комиссариата Костромской области Полянцева О.Н. и Фролова Л.Н. доводы жалобы поддержали.

 

Чукичев В.М. полагал апелляционную жалобу несостоятельной и просил в ее удовлетворении отказать.

 

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, приходит к следующему.

 

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с <дата> по <дата>Чукичев В.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах республики Беларусь, приказом Министра обороны республики Беларусь от <дата> № уволен в запас по пункту 59.3 Положения о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил республики Беларусь (по выслуге лет) с должности старшего штурмана 927 авиационной базы ВВС ВС РБ.

 

Для оформления пенсии за выслугу лет Чукичев В.М. был направлен в Свердловский РВК города Костромы, однако с заявлением о ее назначении не обращался.

 

С<дата> по <дата> истец проходил службу в УВД Костромской области, с <дата> по <дата> получал пенсию за выслугу лет по линии МВД РФ (л.д.55).

 

С <дата> по <дата>Чукичев В.М. проходил службу в Костромской таможне, с <дата> по <дата> получал пенсию за выслугу лет от таможенных органов РФ (л.д.14).

 

<дата>Чукичев В.М. обратился в военный комиссариат Костромской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, и с <дата> по <дата> являлся получателем данной пенсии.

 

Решением военного комиссариата Костромской области выплата пенсии Чукичеву В.М. прекращена с<дата> ввиду перехода в другое ведомство (л.д.15, 62).

 

Письмом от<дата> истцу сообщено о прекращении выплаты пенсии (л.д.11).

 

Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что оснований для прекращения выплаты истцу пенсии у ответчика не имелось.

 

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.

 

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

 

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие, им согласно пунктам 2 и 4 статьи 5 могут назначаться пенсия за выслугу лет или пенсия по инвалидности.

 

Пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона определено, что пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 

В соответствии с пунктом «а» статьи 5 и пункта «а» статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет приобретают лица, указанные встатье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

 

В силу статьи 6 указанного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

 

Как видно из материалов дела, на день увольнения Чукичева В.М. с военной службы в<дата> его выслуга составляла 16 лет 3 месяца в календарном исчислении, 24 года 10 месяцев - в льготном исчислении (л.д.53). Таким образом, на момент увольнения он приобрел право на назначение пенсии за выслугу лет по нормам названного Закона.

 

Это обстоятельство ответчиком не оспаривается.

 

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 51 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» назначение пенсии производится по заявлению гражданина, то есть носит заявительный характер.

 

При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, возможность реализации военнослужащим, уволенным со службы, права на назначение пенсии за выслугу лет каким-либо периодом времени законодательно не ограничена.

 

На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается бессрочно.

 

Право на получение пенсии за выслугу лет как военнослужащий, уволенный в запас, истец реализовал, обратившись к ответчику с заявлением о назначении пенсии <дата>, и решением ответчика такая пенсия с учетом выслуги, имевшейся на момент увольнения с военной службы, ему была назначена с<дата> бессрочно. С этой же даты осуществлялась ее выплата, то есть государство в лице уполномоченных органов признало приобретенное истцом право на получение пенсии за выслугу лет как военнослужащим, уволенным в запас.

 

Учитывая, что пенсия истцу была назначена при наличии у него соответствующего права (возникновение которого обусловлено двумя обстоятельствами - установленной законом продолжительностью военной службы и увольнением со службы), и что истец к ответчику с заявлением о прекращении выплаты пенсии и переходе на пенсионное обеспечение в другое ведомство не обращался (тогда как в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина), у суда первой инстанции не имелось законных оснований считать прекращение выплаты пенсии истцу правомерным и он обоснованно возложил на ответчика обязанность по возобновлению ее выплаты.

 

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании закона, а потому основанием к отмене решения суда не являются.

 

То обстоятельство, что после увольнения с военной службы истец проходил службу в органах внутренних дел и таможенных органах, и органами пенсионного обеспечения Министерства обороны РФ после его увольнения с военной службы и до поступления на службу в указанные ведомства пенсия ему не назначалась ввиду его необращения за ней, не лишает истца права на получение данной пенсии, поскольку нормы Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том числе и те, которые приводит в жалобе ответчик, не содержат подобных положений.

 

С учетом того, что назначение пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, несвоевременное обращение истца, уволенного с военной службы, за пенсией повлияло лишь на момент назначения и начала выплаты пенсии, но не привело к утрате приобретенного им при увольнении с военной службы права на получение такой пенсии.

 

Ссылка ответчика на Постановление Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связис запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» и Определение Конституционного Суда РФ от 09 ноября 2004 года № 320-О, вынесенное по ходатайству Федеральной таможенной службы о разъяснении названного Постановления, также необоснованна. Данными судебными постановлениями Конституционный Суд РФ разрешил вопрос о конституционности нормы закона о приостановлении выплаты назначенной пенсии военным пенсионерам, вновь поступившим на службу. Вопрос же возможности назначения пенсии по линии Министерства обороны тем военнослужащим, которые после увольнения с военной службы за назначением такой пенсии по каким-либо причинам не обращались, а впоследствии проходили службу в других ведомствах, в них не рассматривался.

 

Таким образом, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда первой инстанции не являются.

 

Обстоятельств, перечисленных в части 4 статьи 330 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного решения независимо от доводов жалобы, не установлено.

 

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Свердловского районного суда города Костромы от 24 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя военного комиссариата Костромской области Полянцевой О.Н. - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Истцы:

 

Чукичев В. М. (подробнее)

Ответчики:

 

Военный комиссариат Костромской области (подробнее)

Судьи дела:

 

Пелевина Наталья Витальевна (судья) (подробнее)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Военнослужащие, в силу выполняемых ими служебных задач, имеют особый правовой статус, который связан с определёнными ограничениями их прав как гражданина. Всё это обуславливает необходимость их социальной поддержки со стороны государства, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок пенсионного обеспечения военнослужащих. Как показали проведённые исследования, этот порядок существенно отличается от порядка пенсионного обеспечения других граждан, а именно, по вопросам исчисления стажа, дающего право на получение пенсии по выслуге лет. Этот стаж может исчисляться как в календарном, так и льготном исчислении (один месяц службы за полтора, два или три месяца), в результате многие военные пенсионеры имеют возраст от 40 до 45 лет, то есть, является экономически активным населением.

Законодательство устанавливает два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности. Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, которые имеют на день увольнения выслугу на военной службе 20 лет и более. Пенсия за выслугу лет устанавливается в процентном отношении от сумм денежного довольствия военнослужащих в зависимости от выслуги. Право на пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

В процессе исследования было выявлено множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Основная проблема заключается в неравномерном реформировании пенсионной системы Российской Федерации. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц, остались в стороне, так как на тот момент, когда обсуждался вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

В результате проведённых в 2002–2004 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Более того, многие военные пенсионеры были лишены ряда льгот.

Другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих является сложившаяся практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

Для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих дате выхода на пенсию.

Принятие предлагаемых мер позволит остановить процесс дискредитации военных пенсионеров, который с каждым годом приобретает всё более чёткие очертания в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.    Об утверждении  Военной доктрины Российской  Федерации: Указ Президента Российской  Федерации от 21.04.2000 г. № 706 // Собрание  законодательства РФ. – 2000. - № 17. - ст. 1852

2.    О статусе  военнослужащих: Федеральный закон  от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Российская газета. – 1998. – июнь – С. 5.

Информация о работе Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим РФ