Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:24, курсовая работа
Цель работы подробно рассмотреть современную уголовную политику российского государства.
Задачи:
- рассмотреть особенности уголовной политики;
- выявить основные направления и принципы уголовной политики
России на современном этапе;
- раскрыть основные тенденции криминализации и декриминализации деяний, их влияние на условия и причины преступности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности уголовной политики…………………………………….5
Понятие, содержание и сущность уголовной политики………………..5
Основные направления и принципы уголовной политики…………….15
Глава II. Основные тенденции криминализации и декриминализации деяний
2.1. Понятие криминализации и декриминализации деяний………………...24
2.2. Влияние криминализации и декриминализации на причины и условия преступности……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
В любой области теоретической
и практической деятельности
принципами именуются
Особенностью принципов уголовной политики является их преимущественно нормативный характер. Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, законодательных актах, регулирующих сферу борьбы с преступностью либо вытекают из них и являются обязательными для всех субъектов уголовной политики.
Представители науки уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного и иных отраслей права, направленных на борьбу с преступностью, обязаны стремиться не только к точной интерпретации содержания принципов права, но и при наличии оснований - к развитию и корректировке их системы. Так, для разработчиков уголовной политики принципы уголовного права являются ориентиром уже потому, что и концепции, и предложения по воздействию на социальную и криминальную обстановку осуществимы только через закон, в том числе путем внесения изменений в уголовное законодательство. Это может относиться, в частности, к положениям о борьбе с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом, предусмотренным Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Всякие попытки
противопоставить уголовную политику и уголовное право, добиваясь отождествления правовых и социальных понятий (как произошло с желанием сформулировать уголовно-правовые нормы о коррупции), или формулирование неких чрезвычайных мер превентивного характера являются принципиально неприемлемыми из-за противоречия принципам законности и виновной ответственности лиц, совершивших преступление.
Законодатель обязан, исходя из анализа социальной и криминальной ситуации, обоснованно определять круг деяний, признаваемых преступными и наказуемыми, и, учитывая, что этот круг является исчерпывающим на определенный момент, достаточно ясно и четко указывать признаки каждого состава преступления. Это также является условием реализации принципа законности. Та. ч.2 ст. З УК РФ запрещает применение уголовного закона по аналогии. Иными словами, не допускается восполнение обнаружившихся пробелов в уголовном законе путем применения его к случаям, прямо в нем не предусмотренным, хотя бы частично и похожим на те, которые описаны в уголовном законе.
Очевидна и связанность принципами права
законодателя при подготовке законопроектов,
нацеленных на борьбу с преступностью.
Например, руководствуясь принципами
законности и ответственности за вину,
законодатель ставит перед необходимостью
внесения в ст.24 УК РФ «Формы вины»
и в ряд статен Особенной части УК изменений,
связанных с основаниями ответственности
деяния, совершенные по неосторожности.
Таким образом, можно заключить, что принципы уголовной политики это такие идеи, на основе которых должны разрабатываться законы, подзаконные акты и осуществляться деятельность государственных органов и должностных лиц в сфере борьбы с преступностью.
К числу принципов уголовной политики можно отнести:
1) законность и справедливость;
2) комплексность;
3) соответствие задач, полномочий и ресурсов;
4) опережающий характер стратегических решений.
Принцип законности в уголовной политике понимается как соответствие Мости в этой сфере Конституции Российской Федерации; как соответствие закону всей системы подзаконных актов и управленческих решений; как применение закона в соответствии с его точным смыслом. Он предполагает решение вопросов не только преступности и наказуемости деяний, но и других вопросов, связанных, например, со справедливостью судопроизводства, гуманизмом уголовной ответственности и наказания, применения основанных на законе оперативно-розыскных методов создания доказательственной базы и реализации в ходе правоприменительной деятельности именно тех норм, которые действуют в данное время и в данном месте, а также общих начал индивидуализации ответственности, оснований и условий реализации отдельных её видов. Принцип законности полностью действует и применительно к таким правовым последствиям ответственности и наказания, как условное осуждение условно-досрочное освобождение, освобождение от уголовной ответственности и наказания, изложенным в УК РФ.
Проблемные ситуации, возникающие из-за неумения применять уголовный закон, например, доказать, что лидеры организованных групп собрались в целях разработки планов и создания условий для совершения тяжких преступлений значит, в их действиях уже имеется состав преступления (ст. 210 УК , иногда выдаются правоприменителями за недостатки самого уголовного закона. Отсюда формируется убеждение о необходимости создания неких новых «удобных» для практики законов. Однако, например, для квалификации по ст.210 УК РФ действий лидеров организованных групп, участвующих в воровской сходке, могут быть использованы улики, связанные самим фактом сходки (данные о ее подготовке и проведении); доказательства, полученные в установленном законом порядке с использованием оперативно-технических средств; производные показания оперативных работников - со слов негласных сотрудников; показания о результатах наблюдения за участниками сходки и обстоятельствами ее пресечения; вещественные доказательства (оружие, наркотические средства и т.д.), в том числе обнаруженные не только у участков сходки, но и у сопровождающих их лиц. УК РФ 1996 г. существенно расширил при этом возможности стимулирования позитивного посткриминального поведения рядовых участков организованных групп в случае их активного способствования раскрытию преступления (п. «и» ч.1 ст.61 ст.62,73,75,77и др.)
Принцип справедливости уголовной политики обязывает законодателя к обоснованному (прежде всего - с помощью криминологической экспертизы) отбору криминализируемых и декриминализируемых деяний, установлению видов и размеров санкций, их «набора» в конкретных составах преступлений, общих начал реализации ответственности, наказания и других уголовно-правовых мер, которые позволили бы в каждом конкретном случае осуществить необходимое и достаточное уголовно-правовое воздействие на виновного для достижения целей этого воздействия. Он также предполагает создание уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного механизмов, обеспечивающих выявление всех лиц, совершивших преступление, которое всегда является несправедливостью по отношению к гражданам и обществу. Таким образом, восстановление социальной справедливости в сфере реализации уголовной политики подчеркивает единство нравственных и правовых основ последней.
Справедливость как принцип уголовной политики предполагает также, во-первых, обеспечение неотвратимости ответственности, снижение до минимума доли латентных преступлений и преступлений, по которым виновный избежал уголовного наказания; во-вторых, соответствие уголовно-правового воздействия опасности содеянного и наступившим последствиям, личности виновного, его вине, мотивам и целям совершенного преступления, другим обстоятельствам, влияющим на характер и степень ответственности.
Механизм действия принципов уголовной политики на уровне правоприменения состоит в «усвоении» лицами, применяющими уголовный закон – следователями, лицами, производящими дознание, прокурорами, судьями, адвокатами в формировании у них осознания необходимости и желания следовать данным принципам в правоприменительной деятельности. В случае нарушения вступает в действие система выявления и устранения допущенных правоприменителем нарушений. Они устраняются в ходе прокурорского надзора и судебного контроля, которые обязаны восстановить нарушенные права, обеспечить отмену не основанных на законе действий и решений правоприменителей - субъектов уголовной политики.
Преступление с нравственной точки зрения - крайнее проявление порока, зла, «приращение зла» в обществе. Уголовная ответственность виновного, принимаемая в отношении его мера восстанавливают или компенсируют нарушенные права и законные интересы личности, общества, государства. Тем самым реализуются общественные представления о справедливости, а виновный принуждается к искуплению вины. Кара, таким образом, является цивилизованной реализации справедливости в обществе, наказанием за то и мерой того, виновное лицо совершило.
Принцип справедливости, как и другие принципы уголовной политики, быть реализован при наличии правового механизма, позволяющего предупреждать и устранять нарушения. Речь идет об уже упоминавшихся средствах или прокурорского надзора об обеспечении прав лиц, полагающих, что справедливость в отношении их нарушена, о методах профилактического воздействия на правонарушителей с соблюдением их существенных прав.
Принципы уголовной политики «работают» на оптимизацию среды функционирования, на повышение стабильности в обществе, регионе, на восстановление социальной справедливости. В этом плане суд, опираясь на работу дознавателей, следователей, прокурорских работников может назначить справедливое наказание виновному и тем самым восстановить социальную справедливость.
Комплексность в борьбе с преступностью предполагает: использование возможностей всех уровней и подсистем уголовной политики и ее субъектов; отслеживание изменений во всей цепи причинно-следственных связей явлений и их последствий; обеспечение согласованности (координации и взаимодействия) всех субъектов уголовной политики. Этот принцип реализуется при подготовке согласованных планов и программ борьбы с преступностью, подготавливаемых и реализуемых субъектами уголовной политики различных уровней, иными государственными органами и общественными объединениями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принцип опережающего характера стратегических решений означает, что задачи в сфере борьбы с преступностью должны ставиться и реализовыватъся не путем «проб и ошибок», а исходя из стратегических целей, определяемых высшими органами власти, на основе научно обоснованного анализа преступности, выявления ее тенденций и прогноза на ближайший период (в современных условиях не более чем на два-три года). При этом стратегические решения, разрабатываемые МВД России и изложенные в приказах, директивах на предстоящий год и на перспективу, применительно как к преступности в целом, так и к отдельным направлениям деятельности не исключают, а предполагают возможность разработки и принятия опережающих решений на детализированном уровне в масштабах региона.
Уголовная политика и принимаемые на ее основе стратегические решения призваны обеспечить максимально возможное ограничение преступности, сведение ее к уровню, когда она перестанет быть угрозой общественной и национальной безопасности России. В последующем, по нашему мнению, возможна постановка задач снижения уровня преступности, минимизации ее отдельных видов до определенных количественных показателей.
Совокупность названных принципов являются именно системой. Сопоставительный анализ расположения и содержания отдельных принципов свидетельствует о том, что они, не будучи связанными иерархической зависимостью, являются взаимодействующими звеньями, образуют определенную целостность, подкрепляют и дополняют друг друга. Среди принципов уголовной политики нет основных и вспомогательных. Соприкасаясь по значению и даже частично «перекрывая» по содержанию друг друга, они составляют фундамент уголовной политики, обеспечивают единство, стабильность целенаправленность, конституционность ее предписаний и формируют практику ее реализации.
Полная реализация названных выше принципов
уголовной политики как идеальной модели
содержания и применения законодательства
уголовно-правового цикла, конечно, является
длящимся процессом, связанным с реформированием
российского общества. В частности, многое
зависит от надлежащего ресурсного, кадрового,
организационного обеспечения правоохранительной
деятельности, от формирования в обществе
атмосферы доверия и поддержки по отношению
к деятельности субъектов уголовной политики.
Тем не менее, трудно переоценить значение
закрепления системы принципов непосредственно
в законодательстве, как это сделано в
УК РФ. Опираясь па них, используя ст. 3-7
УК РФ в случае необходимости как нормы
прямого действия, можно и нужно нести
эффективную борьбу с нарушениями н искажениями
следственной и судебной практики, противостоять
недоброкачественным, конъюнктурным законопроектам.
Представляется целесообразным иметь
или Концепцию уголовной политики в качестве
официально принятого государством документа,
или федеральный закон об основах уголовной
политики России, в которых могли бы быть
закреплены принципы уголовной политики.
В этих условиях значительно повысилась
бы роль принципов уголовной политики
и они, несомненно, сыграли бы еще большую
роль в формировании «у правоприменителей
правильного понимания духа и буквы нового
уголовного законодательства, готовности
профессиональных умений и навыков неукоснительного
исполнения его требований», а законопроекты,
нацеленные на борьбу с преступностью,
соотносились бы законодателем с данными
официально закрепленными принципами.