Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:50, реферат
Одним из главных аспектов существующей ныне отечественной концепции объекта преступления является вопрос о его понятии. В этом плане характерно, с одной стороны, то, что на протяжении нескольких десятилетий почти во всех работах, так или иначе рассматривающих данный вопрос, единодушно проводится мысль, согласно которой объектом преступления должны признаваться определенные общественные отношения, и только они.
Понятие
объекта преступления
Одним
из главных аспектов существующей ныне
отечественной концепции
Если
вникнуть в логику рассуждения тех,
кто видит в объекте
И действительно,
согласно энциклопедическим словарям
объект (позднелатинское оЬ]ек1ит —
предмет, от латинского оЬ]1сю — бросаю
вперед, противопоставляю) есть философская
категория, выражающая то, что противостоит
субъекту в его предметно-практической
или познавательной деятельности. Аналогичным
образом данная категория раскрывается
в специальной философской литературе.
Стало быть, применительно к понятию объекта
преступления следует заключить: его признаком
должно рассматриваться то, что противостоит
субъекту посягательства, т. е. виновному.
Если при этом принять во внимание, что
преступление есть отношение лица к другим
лицам и что именно они являются сторонами
любого общественного отношения, вывод
напрашивается один: объектом всякого
преступления всегда выступают люди, а
не что-либо иное.
Такое
же понимание объекта преступления
предполагает анализ второй из указанных
логических посылок. Даже допустив, что
объект преступления есть то, чему в
результате содеянного причиняется
или создается угроза причинения
вреда, нельзя упускать из виду главное
в его характеристике: вред есть
не сами по себе изменения, которые
наступают или могут наступить:
они всегда оцениваются с позиций
человека, применительно к нему,
его интересам. На этом, казалось бы,
более чем очевидном
И, действительно,
если согласиться с тем, что общественно
опасное деяние причиняет вред общественным
отношениям, в силу чего именно они
должны быть признаны объектом преступления,
то, обосновывая свою позицию, необходимо
пояснить, почему им (объектом) нельзя
рассматривать тех, кто оказывается
или (при покушении) мог оказаться
жертвой посягательства. Одним из
первых на этот счет высказался Б. С. Никифоров.
Однако в отличие от других авторов,
подчеркивающих, что в ряде случаев
(прежде всего в преступлениях
против личности) объектом являются не
сами общественные отношения, а их субъекты,
он утверждал, что субъекты общественных
отношений составляют часть этих
последних и что поэтому в
понятие объекта преступления обязательно
включаются и те, и другие. Аналогичные
суждения приводят и другие авторы
(в частности, Н. П. Карпу-шин и В. И. Курлянский).
Обосновывая идею о том, что от преступления
терпят люди, они также оговаривались,
что не противопоставляют свой вывод утверждению
о том, что объектом преступления являются
общественные отношения. По их глубокому
убеждению, неправильно противопоставлять
людей общественным отношениям, поскольку
люди выступают как их участники, материальные
субстраты. В силу этого, считали они, не
может быть признано общественно опасным
и преступным деяние, которое не затрагивает
интересы людей, которое, следовательно,
не нарушает или не разрушает "нормальные"
с точки зрения государства общественные
отношения, т. е. опять-таки отношения между
людьми.
Подобного
рода пояснения трудно назвать убедительными,
поскольку из приведенных положений,
во-первых, следует, что при характеристике
объекта преступления как определенного
рода общественных отношений его
участники могут признаваться и
самим объектом преступления, и его
составной частью, и материальным
субстратом этого объекта. Во-вторых,
остается неясным, почему признание
участников общественного отношения
объектом преступления означает их противопоставление
общественным отношениям. О такого
рода противопоставлении нужно вести
речь лишь в случаях, когда объектом
преступления одновременно объявляются
и общественные отношения, к их участники,
но отнюдь не в тех случаях, когда им рассматривается
одно из этих понятий; и наконец, не будет
ли более логичным положение о том, что
не сам факт причинения вреда людям, их
интересам влечет за собой нарушение (разрушение)
"нормальных" общественных отношений,
а как раз напротив: нарушение этих отношений
нужно воспринимать как средство, способ
и т. п. причинения вреда самим участникам
отношений, их интересам.
Еще больше
открытых (неразрешенных) вопросов остается
при выяснении взаимосвязи
Весьма
представительным является такое определение
предмета преступления: то, на что воздействует
лицо в процессе посягательства. Здесь
наибольшую сложность вызвал вопрос о
том, на что именно воздействует преступник:
только на материальные ценности либо
как на материальные, так и на духовные.
Отличительным
для первого варианта решения
вопроса служит то, что в предмете
преступления предлагается видеть лишь
элементы общественного отношения,
которые носят материальный характер
(вещи, участники отношений). Исключая
способность преступления оказывать воздействие
на нематериальное (действия, процессы,
идеи и т. п.), сторонники такого решения
вопроса считают обоснованным говорить
о существовании "беспредметных"
преступлений, к которым относят в основном
посягательства, совершаемые в пассивной
форме (путем бездействия).
При втором
варианте предметом преступления признается
любой элемент общественного
отношения, вне зависимости от того,
является ли он материальным или нет:
если в процессе посягательства оказывается
воздействие на участника общественного
отношения, то он — участник и является
предметом преступления; когда преступник
непосредственно воздействует на вещь
(например, при краже), то предметом
преступления выступает эта вещь;
и наконец, при нарушении общественного
отношения путем видоизменения действий
его участников (например, при преступном
бездействии) предметом признается деятельность
самого виновного. Поскольку с точки зрения
сторонников такого понимания предмета
преступления посягнуть на общественное
отношение без воздействия на какой-либо
из его элементов невозможно, то делается
вывод об отсутствии "беспредметных"
преступлений. Заметим, что, помимо указанных,
в нашей литературе встречается и такое
понимание предмета, которое вообще выводит
его за пределы объекта преступления.
Исходя
из сказанного, можно заключить: концепция
"объект преступления есть общественные
отношения" явно не способствует решению
проблем, связанных не только с потерпевшим
от преступления, но и с предметом
преступления.
Вряд
ли свидетельствует в пользу этой
концепции и то, к каким выводам
она приходит при уяснении так
называемого механизма
Для рассматриваемой
концепции объекта преступления
подобного рода представления о
"механизме" причинения вреда
общественным отношениям выглядят логичными,
ибо, выступая как некоторого рода целое,
они не могут не включать в себя
определенные элементы. Вполне понятным
и закономерным следует признать
и стремление приверженцев рассматриваемой
концепции включить в число таких
элементов участников (носителей) общественного
отношения, его содержание и предмет.
Наконец, не должны вызывать возражений
и часто высказываемые в этой связи утверждения,
согласно которым характеристика участников
общественного отношения предполагает
выявление и учет: признаков субъекта
преступления, с одной стороны, и потерпевшего
— с другой; содержания общественного
отношения — прав и обязанностей участников
и их фактического поведения; предмета
отношения — того, по поводу чего оно возникает.
Но, соглашаясь в целом с подобного рода
представлениями о структуре общественных
отношений, неизбежно придется констатировать
и другое: признание за ними роли объекта
преступления влечет за собой и соответствующее
понимание структуры объекта преступления.
Суть вопроса, однако, в том, можно ли считать
такое представление о структуре объекта
преступления (заметим, именно его, а не
самого общественного отношения) приемлемым?
Думается, что нет, и вот почему.