Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 08:31, курсовая работа
Целью работы над исследованием данной темы является анализ и оценка полноты правовых норм, регламентирующих процесс предвыборной агитации.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
Дать понятие предвыборной агитации;
Изучить историю развития правового регулирования предвыборной агитации в России;
Рассмотреть правовые нормs, регулирующие предвыборную агитацию в настоящее время.
Введение……………………..…………………………………………………….3
Глава 1. Общая теоретическая характеристика предвыборной агитации…….5
1.1 Сущность предвыборной агитации………….………………..………5
1.2 Проведение предвыборной агитации посредством
агитационных публичных мероприятий……………………………..9
Глава 2. Особенности осуществления предвыборной агитации……………...12
2.1 Осуществление предвыборной агитации посредством
средств массовой информации……..………………..…………………12
2.2 Юридическая ответственность за нарушения установленных законом правил проведения предвыборной агитации….…………….12
2.3 Проблемы проведения публичных агитационных
мероприятий и пути их решения……………………….……………...18
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список литературы...………………………………………
Содержание
Введение……………………..………………………………
Глава 1. Общая теоретическая характеристика предвыборной агитации…….5
1.1 Сущность предвыборной агитации………….………………..………5
1.2 Проведение предвыборной
агитационных публичных меропр
Глава 2. Особенности осуществления предвыборной агитации……………...12
2.1 Осуществление предвыборной агитации посредством
средств массовой информации……..………………..…………………
2.2 Юридическая ответственность
за нарушения установленных
2.3 Проблемы проведения публичных агитационных
мероприятий и пути их решения……………………….……………...18
Заключение……………………………………………………
Список литературы...……………………………………………
Введение
Проведение выборов в органы власти различного уровня осуществляется на протяжении многих веков. Выборы как социальное явление были в той или иной степени распространены на всех исторических этапах развития государства. Однако конкретное конституционно-правовое признание и закрепление, демократические принципы избирательного права получили только в 19-20 веках. И сегодня формирование органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов - это неотъемлемый атрибут демократического правового государства, особо значимый элемент в системе общечеловеческих ценностей.
На сегодняшний день сформирована достаточно стройная законодательная система. Однако ряд весьма существенных проблем правового регулирования избирательного процесса еще ждут своего разрешения. В полной мере это относится к такому ключевому этапу любых выборов, как предвыборная агитация.
Темой данной курсовой работы является «Правовое регулирование предвыборной агитации». Актуальность этой темы заключается в том, что процесс предвыборной агитации затрагивает каждого из нас не только как избирателя, но и как потребителя информационного продукта, насаждаемого зачастую с помощью методов незаконного воздействия на общественное сознание. Кроме того, актуальность исследования проблемы правового регулирования предвыборной агитации еще и в причине зависимости законодательной основы данного явления от динамичного состояния постоянного развития медийных средств.
Объектом исследования данной темы следует принять явление предвыборной агитации. В качестве предмета исследования выступают вопросы правового регулирования предвыборной агитации.
Целью работы над исследованием данной темы является анализ и оценка полноты правовых норм, регламентирующих процесс предвыборной агитации.
Глава 1. Общая теоретическая характеристика предвыборной агитации
1.1.Сущность предвыборной агитации
Как и всякая сознательная деятельность человека, предвыборная агитация содержит в себе все основные элементы такой деятельности: цели, которые в самом общем виде направлены на формирование определенной политической поведенческой установки в сознании избирателей; субъекты, реализующие поставленную цель, — участники избирательного процесса; объект, на который воздействуют субъекты, — сознание избирателей; и, наконец, средства, при помощи которых объективируются заданные цели, — законные формы и методы проведения предвыборной агитации.
Метод предвыборной агитации как совокупность определенных действий, приемов и операций, использование особых средств (а также сами эти средства), применяемых в рамках избирательной кампании субъектами агитационной деятельности для воздействия на волю и сознание избирателей с целью сформировать у них определенную модель поведения по отношению к выборам и акту голосования. Что же касается формы предвыборной агитации, то с точки зрения диссертанта это понятие имеет двоякое значение: внутренняя форма предвыборной агитации — это система строения, специфический способ организации и связи элементов содержания; внешняя форма предвыборной агитации представляет собой выраженное вовне ее внутреннее организованное содержание1. Взаимосвязь и соотношение форм и методов предвыборной агитации состоит в том, что методы характеризуют ее практическое осуществление (показывают, как кандидаты воздействуют на сознание избирателей), а форма выступает в качестве способа их организации, осуществления и внешнего выражения.
Анализ действующего законодательства, образующего правовые основы предвыборной агитации, свидетельствует, что нормы регулирующие порядок осуществления агитационной деятельности, могут иметь различную отраслевую принадлежность. Объединяющим же их началом служит специализация правового регулирования вопроса предвыборной агитации, требующая интеграции различных по своему характеру отраслевых юридических норм в обеспечении надлежащих условий для реализации конституционных прав граждан на получение и распространение информации о выборах и их участниках. Вместе с тем доминирующая роль в механизме правового регулирования отношений по поводу предвыборной агитации принадлежит именно нормам избирательного права. Обусловлено это прежде всего тем, что именно электорально-правовые нормы устанавливают принципы избирательного права — основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений, которые и задают основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных отношений.
Таким образом, специфика феномена предвыборной агитации, ее конкретное содержание определяют и круг норм, регулирующих отношения в данной области: являясь неотъемлемой частью избирательного процесса, предвыборная агитация находится при этом на стыке нескольких отраслей права: информационного, права массовой информации, нормы которых зачастую конкурируют между собой.
Анализируя конституционные нормы, разграничивающие предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и субъектами, автор приходит к выводу о существовании в них некоторого противоречия. Так, из ст. 71 Конституции РФ следует что регулирование и защита прав (в том числе и права на предвыборную агитацию) и свобод человека находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем из содержания ст. 72 Основного закона следует, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и субъектов. Таким образом, из текста конституционных норм следует, что защита прав и свобод человека и гражданина находится одновременно как в исключительном ведении Федерации, так и в совместном ведении с субъектами. При этом Конституция не устанавливает четких критериев, позволяющих определить, какие именно полномочия субъекты Российской Федерации имеют в данной сфере. Как справедливо отмечает А.Е. Постников, такая «размытость конституционных ориентиров приводит к непоследовательности федерального законодателя в определении объема регулирования выборов, проводимых в субъектах Российской Федерации. И нередко ведет к необоснованному ограничению полномочий субъектов Российской Федерации в области избирательного законодательства».2
В качестве примера этому может служить действующий Федеральных закон «Об основных гарантиях…», который по сравнению со всеми предыдущими электоральными гарантийными законами во многом отступает от принципа минимального рамочного регулирования. Заложенная в нем формула «основные гарантии в одном рамочном законе — дополнительные гарантии во всех остальных законах», как показывает практика, неэффективна. Практически все электоральные законы субъектов, да и федеральные законы тоже, являются «актами-копиями» данного документа, а какие-либо серьезные дополнительные гарантии в них не устанавливаются.
Следовательно, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4 перестал соответствовать своему наименованию — быть законом о гарантиях, предметом его регулирования становится весь механизм подготовки и проведения выборов и референдумов, тем самым до микроскопических размеров сужается правовое поле, оставленное региональным законодателям. Ситуация усугубляется тем, что в самом Федеральном законе «Об основных гарантиях…» установления дополнительных гарантий избирательных прав прописаны довольно размыто. Из его текста нельзя сделать ясного вывода, в каких случаях и пределах субъекты Федерации могут закреплять в своем законодательстве дополнительные гарантии.
В результате дальнейших рассуждений диссертант приходит к выводу, что гарантии реализации избирательных права граждан, в том числе и права на предвыборную агитацию должны закрепляться не только в федеральном, но и в региональном законодательстве. В этом и состоит сущность совместной защиты указанных прав, предусмотренная конституционными нормами. Специфика региональных и муниципальных выборов, обусловленная самыми разнообразными факторами (географическим положением, социально-экономическим развитием, национальным составом, культурными традициями, в том числе и правовой культурой большинства граждан, проживающих в том или ином субъекте Федерации, и т.д.), не может, да и не должна отражаться федеральным законодательством в необходимой мере, из чего можно сделать вывод, что существует реальная необходимость в установлении дополнительных гарантий избирательных прав граждан на региональном уровне.
Можно понять логику федерального законодателя, пытающегося таким образом упорядочить избирательное законодательство страны, устранить противоречие региональных законов, Конституции РФ и федеральному законодательству, нечеткость и пробельность нормативной базы субъектов, порождающие многочисленные споры, патовые ситуации, массовые нарушения прав граждан. Однако нельзя решать все имеющиеся проблемы путем игнорирования федеративного устройства Российского государства и фактического лишения регионов правотворческих полномочий в этой сфере.
К числу характерных недостатков правового регулирования предвыборной агитации отнесем отставание процесса его совершенствования от динамики избирательной практики. Такая ситуация обусловлена прежде всего тем, что законодатель, реформируя электоральное законодательство, пошел по пути привнесения норм, запрещающих использование выявленных в ходе анализа избирательной практики как федерального, так и регионального уровня так называемых «грязных» избирательных технологий. Неэффективность такого подхода налицо — избирательные технологии не являются чем-то статическим, от кампании к кампании способы воздействия на избирателей совершенствуются, видоизменяются, следовательно, «отпор» таким способом в том виде, в каком его осуществляет российский законодатель, превращается в перманентный процесс реформирования электорального законодательства или некое подобие «гонки преследования». Наглядным примером подтверждающим вышесказанное, служит обсуждаемый в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законопроект, в котором помимо отмены минимального порога явки избирателей, при котором выборы будут считаться состоявшимися предлагается запретить любую критику кандидатов в адрес друг друга. По мнению законодателя: только ужесточение правил осуществления предвыборной агитации может разрешить проблему их нарушения.
Таким образом, в такой ситуации единственно оправданным и эффективным способом преодоления проблемы нарушений правил предвыборной агитации является установление определенных правовых принципов, на основе которых будет строиться агитационная деятельность участников избирательной кампании.
1.2. Проведение предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
Наряду с предвыборной агитацией в СМИ политические партии и кандидаты распространяют агитационную информацию о своей деятельности путем проведения агитационных публичных мероприятий, а также осуществляя выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
В настоящее время не в полной мере, на наш взгляд, оценено значение такого вида предвыборной агитации как агитационные публичные мероприятия. Прямой контакт избирателя с кандидатом позволяет избирателю лучше понять программу кандидата, избирательного объединения, а претендентам на выборные должности узнать из первоисточников о проблемах, волнующих избирателей и которые им в случае избрания предстоит решать.
Разнообразны виды агитационных публичных мероприятий – это митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, собрания и т.д. Наряду с избирательным законодательством данный вид агитации регулируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который, в частности, устанавливает порядок уведомления о проведении публичного мероприятия3.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. В соответствии с данной статьей закона, собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикитируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Содействие в организации указанных мероприятий зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям обязаны оказывать государственные органы и органы местного самоуправления. Для проведения собраний помещение, пригодное для данного вида агитационных мероприятий и находящееся в государственной или муниципальной собственности, по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидата, кандидатов, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения для встреч с избирателями. При этом избирательная комиссия обязана обеспечить равные условия проведения данных мероприятий соответственно для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов (рамочный Федеральный закон о выборах и референдумах п. 3 ст. 53).
Информация о работе Особенности осуществления предвыборной агитации