Общие условия предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Предварительное расследование - одна из стадий уголовного процесса, самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи, которые определяются задачами всего уголовного судопроизводства и вытекают из них. Предварительное расследование направлено на быстрое и полное раскрытие преступлений, обнаружение и изобличение лиц, их совершивших, своевременное привлечение виновных к законной ответственности. Вместе с тем в ходе расследования выявляются и исследуются все обстоятельства, оправдывающие или смягчающие ответственность обвиняемого.

Оглавление

Введение
Глава 1. Формы предварительного расследования
&1.1 Дознание как форма предварительного расследования
&1.2 Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Глава 2. Условия предварительного расследования
&2.1 Подследственность
&2.2 Начало и окончание предварительного расследования
Глава 3. Меры, связанные с обеспечением прав и законных интересов участников уголовного процесса
&3.1 Рассмотрение ходатайства
&3.2 Меры попечения о детях и обеспечение сохранности имущества подозреваемого и обвиняемого
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Общие условия предварительного расследования.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

Принцип равенства  прав сторон в уголовном процессе закреплен ст. 244 УПК РФ, которая  гласит, что в судебном заседании  стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по следующим вопросам: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) доказано ли, что это деяние является преступлением, и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса РФ оно предусмотрено; 4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; 5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; 6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание, а также на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства. Сторона обвинения и сторона защиты пользуются в судебном заседании равными правами по представлению дополнительных доказательств, вызову и допросу дополнительных свидетелей, производству иных процессуальных действий и др., о проведении которых заявляют в мотивированных ходатайствах в ходе судебного заседания, в которых ставят вопрос о принятии судом процессуального решения для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для уголовного дела.

Порядок заявления  и разрешения ходатайств в ходе предварительного слушания и судебного разбирательства регламентирован ст. ст. 234, 235, 271 УПК РФ. Предварительное слушание позволяет заранее рассмотреть и разрешить ходатайства об исключении доказательств, о вызове свидетелей для установления алиби обвиняемого, об истребовании дополнительных доказательств1.

Лицами, перечисленными в ст. 119 УПК, в любой момент производства по уголовному делу может быть заявлено ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. Ограничение права заявлять ходатайства является грубым нарушением прав участвующих в деле лиц. Право участников процесса заявлять ходатайства связано с возможностью реализации права предоставлять доказательства, ходатайствовать о производстве или участии в производстве следственных или судебных действий, представлять иные доказательства по делу: предметы, документы, объяснения. Возможность заявлять ходатайства об исследовании обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, не означает возложение обязанностей доказывания этих обстоятельств на подозреваемого, обвиняемого и его защиту и не нарушает конституционный принцип, согласно которому "обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность", а служит дополнительной гарантией соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Ходатайства, касающиеся доказательств, должны содержать необходимые  обоснования, но не все ходатайства  требуют мотивировки. Представленные доказательства фиксируются соответствующими протоколами и приобщаются к  делу по общим правилам1. Само ходатайство не является основанием для сбора доказательств или дополнительных, повторных действий по их сбору, оно лишь процессуальная форма выявления доказательства. Уголовно-процессуальное законодательство наделило правом сбора доказательств дознавателя, следователя, прокурора и суд путем производства следственных и иных процессуальных действий. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители тоже наделены правом, собирать, и представлять письменные документы и предметы в качестве доказательства. Защитник, кроме того, вправе собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок, характеристик и других документов и т.д. (ч. 3 ст. 86 УПК). При этом единственной формой закрепления доказательств со стороны указанных лиц служит заявление ходатайств перед следствием о необходимости закрепления тех или иных фактических данных и представление следователю или суду для приобщения к материалам уголовного дела тех или иных документов. Ходатайство может быть заявлено, как в устном, так и в письменном виде. Заявленные устно ходатайства фиксируются в соответствующих процессуальных документах в том виде, в котором они были заявлены, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или доказательства имел в виду заявитель. Заявленное устно ходатайство в ходе судебного заседания заносится в протокол судебного заседания. Письменные ходатайства приобщаются к материалам уголовного дела.

Право заявления  ходатайств в любой момент производства по делу и в любом объеме и количестве - проявление принципа равноправия  сторон, поскольку основным способом защиты прав и законных интересов подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и его представителем, частным обвинителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком и их представителями является право заявления ходатайств о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, т.к. сбор доказательств - исключительная прерогатива органа дознания, следователя, прокурора и суда.

Ходатайства, заявленные при производстве по уголовному делу, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления1. Однако это правило знает исключения. Так в соответствии с ч. 4 ст. 432 УПК ходатайство несовершеннолетнего о прекращении или продлении срока его пребывания в специализированном учреждении для несовершеннолетних рассматривается судьей в течение десяти суток со дня поступления ходатайства.

По заявленному ходатайству дознавателем, следователем, прокурором и судом может быть вынесено одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства в полном объеме; о частичном удовлетворении ходатайства; о полном отказе в удовлетворении ходатайства. Статья 159 УПК РФ устанавливает обязанность следователя, дознавателя рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке установленном гл.15 УПК РФ.

Заявленное  и отклоненное в ходе дознания, предварительного следствия, предварительного слушания, судебного разбирательства ходатайство может быть заявлено вновь, независимо от причины его отклонения. Об удовлетворении ходатайства, а также, о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, судья выносит – постановление, а суд – определение. Повторное заявление ходатайств должно также быть мотивированным1.

Процессуальные  сроки – это установленное  законом время для совершения тех или иных процессуальных действий. Ограничение во времени принятия решения по заявленному ходатайству  является гарантией защиты прав лица, заявившего ходатайство, поскольку при несогласии с принятым по ходатайству решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его.

Рассмотрение  и разрешение ходатайства в ходе предварительного расследования может  быть отложено, но не более чем на трое суток. Если ходатайство заявлено на стадии судебного разбирательства, то оно подлежит немедленному рассмотрению и разрешению.

Лицо, в чьем производстве находится уголовное  дело, обязано рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство. Подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям не может быть отказано в ходатайстве о допросе дополнительных свидетелей, производстве судебных экспертиз и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь существенное значение для уголовного дела. Необоснованный полный или частичный отказ в удовлетворении ходатайств об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и может повлечь направление дела для производства дополнительного расследования.

Как само ходатайство, так и постановление об отказе в удовлетворении ходатайства должны быть мотивированными. Вручение заявителю второго экземпляра (копии) постановления об отказе в удовлетворении, полном или частичном удовлетворении под роспись о вручении не позднее трехдневного срока с момента заявления ходатайства является формой уведомления. В значение понятия "юридическая помощь" входит обязанность разъяснения значения, форм, смысла и юридических последствий заявленного ходатайства.

Дополнительной  гарантией равноправия сторон и  легализации доказательств в  ходе судебного разбирательства  является положение ч. 4 ст. 271 УПК РФ, согласно которому суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе одной из сторон. В рамках состязательного процесса государственный обвинитель обязан не только соблюдать закон, но и реагировать на любое нарушение, а если оно не устранено, своевременно принести протест путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам. Прокурор, как и любой участник процесса, вправе высказывать возражения против неверных, с его точки зрения, действий суда, подлежащие занесению в протокол судебного заседания1. Кроме перечисленного, необходимо отметить, что правом заявлять ходатайства наделены прокурор, а также следователи и дознаватель, с согласия прокурора – по вопросам избрания меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу, продления меры пресечения в виде заключения под стражей, производства обыска по месту жительства, прослушивания телефонных переговоров, проверки почтовой и иной корреспонденции и другим вопросам, затрагивающим конституционные права граждан.

В таких случаях  следователь или дознаватель  с согласия прокурора или сам  прокурор возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое рассматривается в судебном заседании и по которому суд выносит постановление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства.

 

3.2 Меры попечения о  детях и обеспечение сохранности имущества подозреваемого и обвиняемого

 

Дети, оставшиеся без  попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения  единственного или одного из родителей  в связи с отсутствием родителей  или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законном порядке1.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разборку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создания для них государственных учреждений и центров.

Обязанность следователя, дознавателя принимать меры попечения о детях, иждивенцах заключенного под стражу подозреваемого или обвиняемого, и меры по обеспечению сохранности его имущества. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постоянном уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.

Близкие родственники –  это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестра, дедушка, бабушка, внуки, а родственники – все иные лица, за исключением перечисленных, состоящие в родстве1.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное, общее или среднее (полное) общее образование, имеют право  на обучение на курсах по подготовке к  поступлению в учреждение среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение оздоровления, регулярных медицинских осмотров, так же могут предоставляться путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения, с оплатой проезда к месту лечения и обратно. Размер и порядок возмещения расходов в образовательные учреждения на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой, имевшие  закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях, всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Дети и дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.1

Информация о работе Общие условия предварительного расследования