Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:33, дипломная работа
Предварительное расследование - одна из стадий уголовного процесса, самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи, которые определяются задачами всего уголовного судопроизводства и вытекают из них. Предварительное расследование направлено на быстрое и полное раскрытие преступлений, обнаружение и изобличение лиц, их совершивших, своевременное привлечение виновных к законной ответственности. Вместе с тем в ходе расследования выявляются и исследуются все обстоятельства, оправдывающие или смягчающие ответственность обвиняемого.
Введение
Глава 1. Формы предварительного расследования
&1.1 Дознание как форма предварительного расследования
&1.2 Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Глава 2. Условия предварительного расследования
&2.1 Подследственность
&2.2 Начало и окончание предварительного расследования
Глава 3. Меры, связанные с обеспечением прав и законных интересов участников уголовного процесса
&3.1 Рассмотрение ходатайства
&3.2 Меры попечения о детях и обеспечение сохранности имущества подозреваемого и обвиняемого
Заключение
Библиографический список
В отличие от предварительного следствия, которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие, которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, наделен руководитель следственного отдела.1 В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ), органы по контролю за наркотическими и психотропными средствами созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ.
Единство этой системы определяется
уголовно-процессуальным законом, которым
руководствуются все
Концепцией судебной реформы в
Российской Федерации (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 44) предусмотрено создание
единого следственного аппарата, организационно
отделенного, как от прокуратуры, так и
от МВД и ФСБ. Это может быть следственный
комитет, имеющий статус самостоятельного
ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве. Однако идея создания
единого следственного аппарата до настоящего
времени остается не реализованной. Следственные
аппараты строятся по территориальному
или территориально-
Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов1", установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.
По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор1. Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно-процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
Гарантируя объективность
▬ производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);
▬ применение мер процессуального принуждения;
▬ привлечение лица в качестве обвиняемого;
▬ допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;
▬ ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.
Постановления следователя, вынесенные
в соответствии с законом, обязательны
для исполнения всеми учреждениями, должностными
лицами и гражданами. Следователь обладает
процессуальной независимостью. В случае
несогласия с указаниями прокурора о привлечении
в качестве обвиняемого, о квалификации
преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания, обвиняемого
суду или о прекращении дела следователь
вправе представить дело вышестоящему
прокурору с письменным изложением своих
возражений, не исполняя данного указания1. В этом случае прокурор или отменяет
указание нижестоящего прокурора, или
поручает производство следствия по этому
делу другому следователю. По делам, по
которым предварительное следствие обязательно,
следователь вправе в любой момент приступить
к производству предварительного следствия,
не дожидаясь выполнения органами дознания
неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в
течение которого закон предоставил им
право вести расследование таких дел.
По находящимся в его производстве делам
следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных
и следственных действий и требовать содействия при производстве
отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в
письменной форме и обязательны для органов
дознания. В случае необходимости производства
следственных или розыскных действий
в другом районе следователь вправе произвести их лично
либо поручить производство этих действий
соответствующему следователю или органу
дознания, который обязан выполнить поручение
в срок не свыше десяти суток.
Данные предварительного следствия могут
быть преданы гласности лишь с разрешения
следователя или прокурора и в том объеме,
в каком они признают это возможным. В
необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского
ответчика, защитника, эксперта, специалиста,
переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его
разрешения данных предварительного следствия.
От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. В
случае, когда обвиняемый скрылся, или
по иным причинам не установлено его местопребывания,
а также в случае психического или иного
тяжкого заболевания обвиняемого, установленного
врачом, работающим в медицинском учреждении,
или не установления лица, подлежащего
привлечению в качестве обвиняемого, предварительное
следствие приостанавливается. До приостановления
предварительного следствия следователь
обязан выполнить все следственные действия.
Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев1. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск, стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия - до двенадцати месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) их заместителями. При этом срок предварительного следствия может продлеваться неограниченно1. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность1 к таким органам относятся:
Подобные следственно- оперативные группы создаются путем издания совместных приказов территориальных руководителей правоохранительных органов на период раскрытия конкретных преступлений1. В соответствии с совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД Российской Федерации от 2 июня 1993 г. № 315-16-93; от 2 августа 1993г. № 1/3452 «О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно оперативных групп по раскрытию убийств» постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия убийств могут создаваться в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах.
Следует иметь в виду, что оперативные сотрудники вправе осуществлять оперативное сопровождение предварительного следствия при наличии подозреваемого (обвиняемого) и выполнять отдельные следственные действия лишь по поручению руководителя следственной группы. Руководитель следственного отдела осуществляет контроль над своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом, проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания руководителя следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Руководитель следственного органа - это должностное лицо, возлагающее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель1. Он выносит постановление о возбуждение уголовного дела и производстве предварительного следствия следственной группой либо, если уголовное дело уже возбуждено, о производстве, предварительного следствия следственной группой.
Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.
Таким образом, предварительное
следствие – форма
Кроме вышеперечисленных специальных форм и видов взаимодействия органов дознания и предварительного следствия существуют общие – действия, которые не ограничивается определенными временными рамками. Одним из таких форм взаимодействия является совместное планирование. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на руководителя оперативного подразделения.
2. УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Подследственность можно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу. Термин подследственность встречается в ст. ст. 151-152 УПК РФ и имеет несколько значений.
Под подследственностью
подразумевается, прежде всего, совокупность
признаков преступления, которая
обусловливает расследование
Кодексом установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.
Подследственность1 обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.
Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно-опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относиться к компетенции строго определенного органа предварительного расследования (следствия и дознания) конкретной структурной единицы ведомства (например, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратура).
Иногда понятие
Информация о работе Общие условия предварительного расследования