Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:37, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст. 14 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации,

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Файлы: 1 файл

Вариант.docx

— 26.19 Кб (Скачать)

Вариант: 4.

Вопрос: 1

«Обеспечение  свободы совести и свободы  вероисповедания осужденных»

    В соответствии со ст. 14 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации,

    1. Осужденным гарантируются  свобода совести  и свобода вероисповедания.  Они вправе исповедовать  любую религию  либо не исповедовать  никакой религии,  свободно выбирать, иметь и распространять  религиозные убеждения  и действовать  в соответствии  с ними.

    2. Осуществление права  на свободу совести  и свободу вероисповедания  является добровольным, при этом не  должны нарушаться  правила внутреннего  распорядка учреждения, исполняющего наказания,  а также ущемляться  права других лиц.

    3. Утратил силу с  1 января 2010 года. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 377 - ФЗ.

    4. К осужденным к  аресту или лишению  свободы по их  просьбе приглашаются  священнослужители,  принадлежащие к  зарегистрированным  в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

(в  ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

    5. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161 - ФЗ.

    6. Тяжело больным  осужденным, а также  осужденным к смертной  казни перед исполнением  приговора по их  просьбе обеспечивается  возможность совершить  все необходимые  религиозные обряды  с приглашением  священнослужителей.1

        Свобода совести относится к личным демократическим свободам, закрепляемым политическими и правовыми нормами и определяющим положение личности в обществе. Под свободой совести понимается право каждого человека сделать выбор - руководствоваться ли ему в оценке своих действий и мыслей религиозными постулатами или игнорировать их. Каждому предоставляется право не только исповедовать свою религию, но и менять ее. Всеобщая декларация прав человека (ст. 18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 18), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 9) провозглашают свободу религиозных убеждений как одно из основных прав человека.

    Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому гражданину свободу совести и вероисповеданий, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой. Порядок реализации рассматриваемого конституционного права установлен Федеральным законом 1997 г.               "О свободе совести и о религиозных объединениях". В соответствии со ст. 3 Закона гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, право свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Закон не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Воспрепятствование осуществлению данного права запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Гарантированность реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания обеспечивается в том числе мерами принудительного характера: уголовно-правовыми нормами (ст. 136 и 138 УК РФ) и нормами законодательства об административных правонарушениях (ст. 5.26 КоАП РФ).2

    Осужденные  обладают конституционным правом на свободу совести и свободу  вероисповедания, как и остальные  граждане. Однако уголовно - исполнительное законодательство предусматривает некоторые особенности его реализации, обусловленные спецификой статуса осужденного, а также видом отбываемого им наказания. Так, осужденные к ограничению свободы обладают не правом, а законным интересом на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (ч. 3 ст. 14 УИК РФ). Рассматривая просьбу осужденного, администрация учитывает его поведение, а также месторасположения культового учреждения.        Осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра. Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта РФ, на которой находится исправительный центр.

    Осужденные, отбывающие наказания, связанные с  изоляцией от общества, могут отправлять религиозные обряды только в пределах учреждений, исполняющих наказания. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут отправлять религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. В этих целях на территории таких учреждений за последние годы возведены храмы, открыты молитвенные комнаты и иные специальные помещения. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования (нательные крестики, библии и др.) и пользоваться ими.

         Закон ограничивает возможность реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания лишь условием, что при этом не должны нарушаться порядок и условия исполнения наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц3. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий (лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т.д.)4.

        В связи с этим в литературе отмечается, что взаимодействие правоохранительной системы с религиозными организациями направлено в первую очередь на поиск эффективных средств противодействия преступности. Здесь возможности религиозных организаций определяются тем, что они являются носителями антикриминогенных взглядов и поощряют соответствующее положительное (законопослушное) поведение людей5. Религия во многом определяет содержание мировоззрения человека, и в данном отношении ее положительный потенциал в исправлении преступников как "кающихся грешников" и создании психологических установок о недопущении последующих правонарушений нельзя недооценивать.

      Федеральной службой исполнения наказаний РФ и ее территориальными органами заключаются  договоры о сотрудничестве с религиозными конфессиями, закреплении приходов, отдельных священнослужителей за учреждениями уголовно - исполнительной системы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с убедительностью показала, что возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут и должны использоваться для повышения эффективности нравственного и духовного воспитания осужденных.

      Принцип гуманизма, лежащий в основе всего уголовно - исполнительного законодательства, проявляется и в отношении к тем осужденным, жизнь которых находится в опасности ввиду тяжелой болезни или должна быть принудительно прервана в связи с приведением в исполнение приговора суда. Так, по их просьбе в учреждения, исполняющие наказания, приглашаются священнослужители для совершения религиозных обрядов. Нередко даже закоренелые преступники, ранее не веровавшие, в последние часы своей жизни обращаются к религии. Об этом говорит и практика деятельности исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

      УК  РФ в ст. 148 устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов). В связи с этим справедливо подчеркивается значимость уголовно - правового обеспечения свободы совести в РФ, вытекающая из приоритетных ориентиров в жизни человека и гражданина в области вероисповедания6. Менее общественно опасные правонарушения в данной сфере, заключающиеся в воспрепятствовании осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, наказываются в соответствии с КоАП РФ (ст. 5.26). При этом в УК РФ слово "вероисповедание" используется во множественном числе, а в законодательстве об административных правонарушениях - в общепринятом единственном числе.

      Следует особо отметить ограничение в уголовно - процессуальном законодательстве процессуальных полномочий органов предварительного следствия по религиозному основанию. Так, согласно ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Данная норма обеспечивает государственной защитой каноническое предписание7 о сохранении священнослужителем тайны исповеди. В целом же, как подчеркивают ученые, в определенных случаях тайна религиозных и иных общественных объединений "сращивается" с государственной тайной. При этом данный вид тайны во многом обеспечивает сохранение духа и традиций религий, оказывающих существенное влияние на становление и развитие целых наций. Уважение тайн в религиозной сфере жизни общества - одна из существенных гарантий свободы вероисповедания.8 

Информация о работе Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных