Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются: комплексный анализ преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; изучение постоянно обновляющейся нормативной базы и теоретических разработок; изучение практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Для достижения намеченной цели ставились и последовательно решались следующие задачи:
- исследовать современную нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- рассмотреть преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
- охарактеризовать и проанализировать особенности квалификации указанных выше преступлений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
Основная часть
1 Историко-правовой анализ борьбы с незаконным оборотом наркотиков………..6
1.1 Наркотизм как проблема социума………………………………………………6
1.2 Международное сотрудничество в сфере регулирования оборота наркотических средств………………………………………………………………15
2 Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов………………………………………………………………………………….23
2.1 Общий анализ статей 228, 228.1, 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации……………………………………………………………………………23
2.2 Уголовно-правовая характеристика преступлений…………………………...27
Заключение……………………………………………………………………………...37
Глоссарий……………………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………………………….........44
Приложения…………………………………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Шилов.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Конвенция 1988 года учитывает различные аспекты проблемы и, в частности, те из них, которые не предусмотрены предыдущими документами.

В ее первых четырех статьях  оговорено, что Конвенция не исключает  какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой  любой стороной в соответствии с ее национальным законодательством. Большое значение в этой Конвенции отводится налаживанию межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Согласно Конвенции, стороны  устанавливают друг с другом различные деловые связи, сотрудничают в расследовании правонарушений, подготовке соответствующих кадров (статья 9), обмениваются информацией о транзите (статья 10), осуществляют меры по проведению контролируемых поставок (статья 11), создают систему мониторинга международной торговли веществами..

В соответствии с Конвенцией 1988 года государства соглашаются  изменить свои национальные законы, чтобы  облегчить конфискацию доходов  от незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено: разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами; облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками; содействовать использованию метода "контролируемых поставок", прослеживания и перехвата незаконных партий наркотических средств; предотвращать незаконные пересылки по почте; установить систему наблюдения за международной торговлей прекурсорами.

Каждая сторона принимает  надлежащие меры для предотвращения незаконного культивирования и осуществляет шаги по уничтожению растений (ст.14); обеспечивает неиспользование транспортных средств коммерческих перевозчиков при совершении правонарушений (ст.15); требует, чтобы экспортируемые партии наркотических средств, психотропных веществ не были неправильно маркированы (ст.16); сотрудничает с другими сторонами в целях пресечения незаконного оборота на море (ст.17); взаимодействует с другими участниками Конвенции в вопросах пресечения использования почтовых отправлений для незаконного оборота (ст. 19).

Конвенция (ст.3) внесла несколько  новых составов преступлений, а именно: изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в приложениях к данной Конвенции, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства, изготовления наркотических средств или психотропных веществ; организацию, руководство или финансирование наркопреступлений; конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или правонарушений, признаваемых таковыми в соответствии с данной Конвенцией, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности, или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушений, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия; сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате наркопреступления или в результате участия в нем.

Каждая Сторона, подписавшая  Конвенцию 1988 года, обязана принять такие меры, которые потребуются для признания уголовными преступлениями согласно своему внутреннему законодательству вышеперечисленные преднамеренные действия.

С учетом своих конституционных  положений и основных принципов  своей правовой системы могут также признаваться уголовно наказуемыми следующие деяния: приобретение, владение, использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате наркопреступления или в результате участия в таком деянии; участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения наркопреступления, попытки совершить наркопреступления, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении. На усмотрение Сторон осталось также признание уголовно наказуемыми деяниями, совершаемые преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления.

Следует подчеркнуть, что  в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом три ныне действующие Международные конвенции образуют правовую основу системы контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами. Она разработана и поддержана международным сообществом и на ее базе организуется взаимодействие в этих вопросах подавляющим большинством государств. Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

2 Незаконный  оборот наркотических средств,  психотропных веществ, их аналогов

2.1 Общий анализ статей 228, 228.1, 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

К наркотическим средствам  согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах  и психотропных веществах" относятся  вещества синтетического или естественного  происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами России, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.7

Психотропными веществами являются вещества синтетического или  естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в  Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами России, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Прекурсоры - вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами России, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - это запрещенные для оборота в России вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Перечень наркотических  средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации, разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и утверждается Правительством России. В настоящее время действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства российской Федерации. Он включает четыре списка: Список I. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В этот список включены такие широко известные и опасные наркотики, как героин, гашиш, кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин, ЛСД, маковая солома. Список  II. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В основном в этот список включены лекарственные препараты, содержащие наркотическое вещество (кодеин, омнопон, морфин), а также психотропные вещества. Список III. Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Список IV. Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

С 22 июля 2010 года вступили в силу изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации  в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Согласно этим изменениям, в зависимости от принимаемых мер контроля, список прекурсоров был поделён на три части8.

Новый вариант статьи 228 и других норм Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, касающихся наркотиков, стал частью гуманизации уголовного закона, предложенной Президентом России. Статью 228 УК РФ, совмещавшую в прежней редакции ответственность за сбыт и деяния, не связанные со сбытом наркотиков (приобретение, хранение, перевозку, изготовление), а также за нарушения правил законного оборота (часть пятая статьи 228) заменили в новой редакции три статьи: 228 «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» и 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ».

Раньше лицо могло понести ответственность за приобретение и хранение разовой дозы наркотического средства. Теперь за подобное человек будет нести административную ответственность. А уголовной ответственности лицо подлежит только в том случае, если оно приобрело и хранило наркотическое вещество (или психотропное вещество) в крупном размере, то есть десять и более разовых доз потребления, или особо крупном - пятьдесят и более доз.

Объектом преступлений, предусмотренных статьями 228, 228.1, 228.2 является здоровье населения в целом (здоровье нации), а не отдельного человека. Объект данного преступления сложный.

Предметом в данных преступлениях  являются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие  и ядовитые вещества.

Субъект преступления общий – лицо, достигшее 16 лет.

С субъективной стороны  составы данных преступлений характеризуются  умышленной формой вины, причем, как  правило, умысел может быть только прямым.

 

2.2 Уголовно-правовая характеристика  преступлений

 

Статья 228. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта  наркотических средств, психотропных  веществ или их аналогов в крупном размере –

наказываются штрафом  в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период до трех месяцев, либо исправительными  работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные  в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет  со штрафом в размере до пятисот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового9.

Незаконным приобретением наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов надлежит считать их покупку, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества, остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки.

Законное приобретение имеет место тогда, когда это делают юридические лица, имеющие соответствующую лицензию, или когда физические лица приобретают наркотические средства в аптеках на основе должным образом оформленного рецепта врача (статьи 24 и 25, Федерального закона 1998г.). Больные, следующие транзитом через территорию Российской Федерации, могут приобретать наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в Списки II или III, на основании рецепта врача, выданного в России в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам (статья 22, Федерального закона 1998 г.)10.

Незаконное хранение включает любые действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах), независимо от их продолжительности.

Незаконная перевозка означает перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов из одного места в другое, в том числе в пределах одного итого же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства и в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного Федерального закона "О наркотических средствах или психотропных веществах". Незаконная перевозка является оконченной с момента начала движения транспорта.

Не подпадает под  признаки незаконной перевозки хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов