Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование уголовно-правовой характеристики нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
В данной работе нужно решить следующие частные задачи:
раскрыть место нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
рассмотреть квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
охарактеризовать объект и объективную сторону преступления;
охарактеризовать субъект и субъективную сторону преступления.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
1.1. Понятие безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
1.2. Характеристика нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта 7
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика элементов нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта 10
2.1. Объект и объективная сторона преступлений 10
2.2. Субъект и субъективная сторона преступления 19
Глава 3. Оптимизация признаков объективной стороны составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 21
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Уголовное право.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К. Г. РАЗУМОВСКОГО

 

 

Юридический институт

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Уголовное право

На  тему: Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса

заочной сокр. формы обучения

специальности  юриспруденция

шифр зачетной книжки 003724

Марков Иван Викторович        .

 

Научный руководитель:

Долженко Валерия  Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования.

Проблема эффективности  борьбы с автотранспортными преступлениями как ведущим видом в группе транспортных преступлений и в неосторожной преступности в целом все более актуализируется. Речь идет не только об экономическом ущербе, но и о не менее существенном ущербе таким важнейшим социальным ценностям, как жизнь и здоровье людей, о серьезном нравственном вреде.

Неосторожные  преступления, являясь проекцией  на соответствующие сферы социальной жизнедеятельности, традиций и стереотипов  недисциплинированности, легкомыслия  и т.п., в свою очередь, способствуют закреплению этих феноменов в групповом и индивидуальном сознании, формированию искаженного отношения к соответствующим социальным ценностям у достаточно широкого круга сочувствующих или моделирующих для себя аналогичных действий.

Опасность представляет не сам автомобиль, а легкомысленный и недисциплинированный водитель.

Целью данной работы является исследование уголовно-правовой характеристики нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В данной работе нужно решить следующие частные задачи:

  1. раскрыть место нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
  2. рассмотреть  квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
  3. охарактеризовать объект и объективную сторону преступления;
  4. охарактеризовать субъект и субъективную сторону преступления.

Предметом исследования является уголовно-правовая характеристика нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования уголовно-правовой характеристики нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

1.1. Понятие безопасности движения и эксплуатации транспорта

Глава 27 УК РФ1, объединяющая основные составы транспортных преступлений, впервые введена в Уголовный кодекс. Речь идет об объединяющем все эти составы видовом объекте, каким является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. Эксплуатация транспорта любого из названных видов всегда связана с повышенной опасностью:

а) для лиц, пользующихся транспортом;

б) для лиц, им управляющих, или обслуживающих  управление;

в) для лиц, находящихся в зоне движения;

г) для имущества  транспортных предприятий и организаций, перевозимого имущества, иного имущества (движимого и недвижимого), находящегося в зоне движения.

Поэтому нормы гл. 27 обладают системностью, определенным внутренним единством, и выделение их в самостоятельную главу представляется оправданным. Так же как включение этой главы в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе.

Рассмотрение понятия "безопасность движения и эксплуатации транспорта" в части соотношения терминов "движение" и "эксплуатация", приводит к мысли, что второе из них  имеет более широкое содержание, включая, во-первых, движение транспортных средств, а во-вторых, деятельность по обеспечению их исправности и нормальному использованию устройств (дорожных знаков, сигнализации и т.д.), обеспечивающих безопасное (безаварийное) движение транспорта. Поэтому, в принципе, составы транспортных преступлений могли бы характеризоваться с применением только термина "эксплуатация". Использование же наряду с ним термина "движение" отражает усилия законодателя тщательно описать преступные деяния. Действительно, транспортная сеть страны оправдывает свое социальное значение, только если обеспечивается ее эксплуатация путем движения транспортных средств и надежно защищается безопасность людей и имущества в сфере движения.

По объективной стороне  преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия или бездействие, содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер: законы (например, от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте"2), правительственные постановления (например, Правила дорожного движения РФ), ведомственные приказы и инструкции (например, Инструкция по устройству и обслуживанию железнодорожных переездов).

Сложность и  многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности  за транспортные преступления бланкетными. Отсюда - обязанность органов предварительного расследования и суда, многократно подтвержденная судебной практикой, не ограничиваясь воспроизведением общей формулы соответствующего состава транспортного преступления, указывать, какие именно нормы безопасности нарушены, в каком нормативном акте они содержатся.

1.2. Характеристика нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Безопасность  функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает в себя его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная инфраструктура - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Очевидно, что  иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса (выполняющие прикладную функцию) системы транспорта никакого отношения к определению признаков объекта, а следовательно, и объективной стороны не имеют. В связи с этим объективная сторона данного преступного деяния нуждается в конкретизации. Прежде чем достигнуть этой цели, необходимо четко очертить объект преступного посягательства (рамки уголовно-правового воздействия). В сегодняшней интерпретации признаков данного состава преступления его следует отнести к посягательствам на общие начала общественной безопасности и выделить ему место в рамках все той же главы 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности".

Статья 263 УК РФ предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй - отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

 Диспозиция  рассматриваемой нормы бланкетная. Во-первых, в ней говорится о  нарушении специальных правил  безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта. Во-вторых, содержится ссылка на предусмотренный законом запрет от отказа выполнения обязанностей.

По каждому делу должно быть точно установлено, какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение, лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила, каким нормативным правовым актом и при наличии каких условий запрещен тот или иной отказ.

Под нарушением правила следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

Указанные в  законе нарушения могут выражаться в форме как действия, так и  бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить  определенные действия. Эта обязанность  установлена ведомственными нормативными актами.

Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме  мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые  трактора и самоходные машины.

Нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются нормами ст. 264 УК РФ.

К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные  машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Лицо, управляющее  транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести  ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264 УК, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика элементов нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

2.1. Объект и объективная сторона  преступлений

Непосредственным  объектом преступления, предусмотрено ст. 263 УК РФ, является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

Объективная сторона  преступления включает:

а) нарушение  правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

б) отказ от исполнения обязанностей, связанных с соблюдением  указанных правил;

в) причинение тяжкого  вреда здоровью человека или крупного ущерба;

г) причинную  связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция  рассматриваемой нормы бланкетная. Во-первых, в ней говорится о  нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в  нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта. Во-вторых, содержится ссылка на предусмотренный законом запрет от отказа выполнения обязанностей.

 Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.

Наряду с  нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении  правил эксплуатации транспорта. Последнее  включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют анализируемого преступления.

Так, А. признан виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности, обязанным соблюдать эти правила, повлекшем по неосторожности смерть человека.

Информация о работе Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта