Методика расследования ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной бакалаврской работы является анализ и оценка современного состояния методики расследования ДТП. Вышеуказанной целью определены задачи бакалаврской работы
1. Анализ криминалистической характеристики ДТП;
2. Выявление типовых ситуаций, возникающих при совершении ДТП;
3. Выделение этапов предварительного и последующего расследования ДТП.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………5
1. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений……8
1.1 Уголовно-правовая характеристика ДТП…………………………….8
1.2 Классификация, учет и принципы ДТП……………………………..14
1.3 Осмотр места происшествия…………………………………………19
1.4 Проведение допросов по делам о ДТП……………………………...25
2.Некоторые особенности расследования отдельных ДТП……………27
2.1 Особенности расследования столкновения двух ТС……………….32
2.2 Особенности расследования столкновений нескольких ТС……….38
2.3 Особенности расследования опрокидывания ТС…………………...40
2.4 Особенности расследования наездов на пешеходов………………..42
2.5 Особенности расследования ДТП, совершенных в темное время суток………………………………………………………………………………...45
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..58
Список сокращений………………………………………………………62
Библиография……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Особенности расследования ДТП.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

По делу о ДТП признание лица потерпевшим должно состояться сразу, как только будет установлен факт причины тяжкого или средней тяжести вреда здоровью данного гражданина либо причинения ему крупного ущерба.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказывает на них негативное влияние: используются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля и водоемы, в больших количествах потребляются кислород из атмосферы и вибрации наносят большой ущерб здоровью человека, животным и птицам. Несмотря на это автомобильный транспорт был и остается важнейшим видом транспорта, замены которому пока не найдено и без которого пока что невозможно производство материальных ценностей. Поэтому одной из главных задач в настоящее время является совершенствование его работы и снижение его опасности.

Вопросами координации работ по обеспечению безопасности дорожного движения, производимых в разных странах, «…занимаются свыше 30 различных международных организаций. В рамках ООН вопросы безопасности дорожного движения относятся к компетенции Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии. В большинстве случаев разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения ДТП прогнозированию развития ситуации, а также определению наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью»[28].

Специфичность данной категории дел предопределило то обстоятельство, что расследование ДТП в настоящее время в большинстве УВД осуществляется специализированными следственными подразделениями, которые созданы практически во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в крупных городах.

Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Дорожное движение не следует рассматривать только как деятельность разрозненных индивидуумов, поскольку это прежде всего процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы, единой системы обеспечения потребностей дорожного движения. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в нем соприкасаются и порой сталкиваются интересы людей, организаций и общества в целом. Это вызывает необходимость управления движением как областью общественных отношений.

Под безопасностью движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий. Тайными проблемами безопасности движения, а значит и ДТП являются: автомобилизация страны, стремительное повышение интенсивности дорожного движения (отсутствие мостов, развилок и пр.), увеличение среди водителей удельного веса водители молодых неопытных. К числу общих проблем безопасности дорожного движения относятся также психологические возможности человека как водителя и оператора, управляющего техническим средством. К общим проблемам, влияющим на безопасность дорожного движения, можно отнести и экономические причины, такие как стремительный рост цен на автомобили и запасные части к ним. Человек, который передвигается на старом и чаще всего неисправном автомобиле (из-за невозможности приобрести запасные части), чаще становится субъектом ДТП.

Решение: снизить рост цен на автомобили и запчасти к ним, чтобы у  водителя была материальная возможность приобрести новый автомобиль, либо устранить неисправности в старом автомобиле.

Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Главным Управлением ГИБДД , Следственным Комитетом МВД России, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Значительным остается количество ДТП, с мест которых водители скрывались. Не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего раскрываются.

В заключительной степени это объясняется отсутствием должного взаимодействия подразделений следствия ГИБДД, уголовного розыска, низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия и расследования ДТП.

Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений, одной из причин которой является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследования ДТП. Решение: 1. выделить средства на достаточное количество справочной литературы. 2. проводить семинары для повышения квалификации сотрудников ОВД. 3. Прием на должность следователей людей с высшим юридическим образованием.

Новые принципы обеспечения безопасности дорожного движения в корне отличаются от ранее действующих, в которых четко просматривается приоритет интересов государства над интересами гражданина. За основу правонарушений принималась гипотеза о том, что основная причина заключается в не законопослушном поведении граждан, воздействовать на которых можно было только ужесточением ответственности.

Такой подход находил отражение и при конструировании правовых норм, регламентирующих отношения в сфере дорожного движения. Единственным виновником ДТП, как правило, признавался водитель, но не государственные органы, обязанные по своему статусу создавать цивилизованные условия для обеспечения безопасности движения (строительство дорог, инфраструктура, организация дорожного движения, материальные средства и так далее).

Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. На основе данного запроса проблема предотвращения ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список сокращений

 

 

 

1.      ГУ ГАИ МВД – Главное управление Государственной Автоинспекции Министерства Внутренних Дел.

2.      ДТП ( ТП ) – Дорожно-транспортное происшествие.

3.      Млд – миллиард.

4.      Ст – статья.

5.      УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации.

6.      ТС – Транспортное средство.

7.      ПДД – Правила дорожного движения.

8.      МВД РФ – Министерство Внутренних Дел Российской Федерации.

9.      ЭЦИП – Электронно- цифровой измеритель пути.

10. ГСМ – Горюче-смазочный материал.

11. КЭМВИ – Криминалистические экспертизы материалов, веществ.

12. НП – Экспертизы нефтепродуктов.

13. ДТЭ – Дорожно-техническая экспертиза.

14. НТД – Нормативно-техническая документация.

15. УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

16. МП – Механизм причинения вреда.

17. ООН – Организация Объединенных Наций.

18. УВД – Управление Внутренних Дел.

19. ГИБДД – Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения.

20. ОВД – Отдел Внутренних Дел.

 

 

Библиография

 

 

 

I. Законы и иные подзаконные системы

 

 

1.            Уголовный Кодекс Российской Федерации. –2005

2.            Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: Третий Рим, 2005.

3.            Концепция дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции  //Российская газета. – 2004.

 

II. Научная литература

 

 

4.            Артемьев В.А. и др. Правила и безопасность дорожного движения/Артемьев В.А., Салил В.И., Шатохин В.Е. – Минск: Беларусь, 1993. – 224 с.

5.            Байэтт Р. Уоттс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Пер. с англ. – М.: Транспорт, 1990. – 288 с.

6.            Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях. – М.: Транспорт, 1989. – 217 с.

7.            Волошин Г.А. и др. Анализ дорожно-транспортных происшествий/Волошин Г.А., Мартынов В.П., Романов А.Г. – М.: Транспорт, 1995. – 240 с.

8.            Коноплянко В.И. и др. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 1989. – 224 с.

9.            Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 1120 с.

10.        Комментарии к Уголовному кодексу РФ./Под ред. Радченко В.И. – М.: Вердикт, 1996. – 589 с

11.        Корчагин А.Г. Некоторые преступления в области использования техники: уголовно-правовые и криминалистические аспекты. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1993. – 144 с.

12.        Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 1997. – 320 с.

13.        Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 1990. – 168 с.

14.        Селиванов Н.А. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие/Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д. и др. – М.: Лига Разум, 1998. – 448 с.

 

III. Научные статьи

 

 

15.        Амбарцумян В. Причины Дорожно-транспортных происшествий//Автомобильный транспорт, 1996. - №1. – с. 22-23.

16.        Ермаков Ф. Судебная автотехническая экспертиза//Российская юстиция, 1996. - №12. – с. 28-29.

17.        Косович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы//Следователь, 1999. - №12. – с. 35.

18.        Маркина Е. Познавательные задачи правоведения судебной экспертизы в уголовном процессе как критерий допустимости//Уголовное право, 1998. - №3. – с. 60.

19.        Сидоров Э.Т. Повышение достоверности судебно-технической экспертизы, путем уточнения ее исходных данных//Следователь, 1999. - №3. – с. 45.

 

 

IV. Материалы юридической практики

 

 

20.        Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ 2005.

V. Учебная литература

 

 

21.        Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р., Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С.Белкина.-М.,:норма,2000.

22.        Белов А.И., Тапчанян В.М. За рулем автомобиля. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 244 с.

23.        Возгрин И.А., Криминалистическая методика., Минск, 2000.

24.        Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. – М.: Олимп; ООО АСТ-ЛТД, 1998. – 704 с.

25.        Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1991. – 183 с.

26.        Криминалистика/Под ред. доктора юр. наук, проф. Образцова В.А. – М.: Юрист, 1997. – 760 с.

27.        Криминалистика: Методика расследования преступлений / Под. рук. И.Л.Александрова, отв. ред. Ю.Г. Корухов. – М.: Московский институт МВД России, 2000.

28.        Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Е.Н. Ищенко., М.: Юристъ, 2000.

29.        Криминалистика: Учебник для вузов/Отв. ред. Яблоков Н.П. – М.: Век, 1996. – 708 с.

30.        Криминалистика: Учебник/Под ред. проф. Филипкова А.Г. (отв. ред.) и проф. Волынского В.А. – М.: СПАРК, 1998. – 543 с.

31.        Расследование преступлений: Руководство для следователей/Коллектив авторов. – М.: СПАРК, 1997. – 376 с.

32.        Россинская Е.Р., Криминалистика: вопросы и ответы. М., 1999.

33.        Следственные действия. Криминалистические рекомендации. Типовые образцы документов / Под ред. В.А.Образцова. – М., Юрист, 1999.

34.        Справочник следователя. Выпуск второй (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). – М.: Юридическая литература, 1990. – 592 с.

35.        Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Отв. ред. доктор юридических наук, профессор Здравомыслов Б.В. – М.: Юрист, 1996. – 560 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: Третий Рим, 2005, с.3.

[2] Уголовный Кодекс Российской Федерации. 2005

 

[3]3 Уголовное право в России Особенная часть: Учебник/Отв. Редактор доктор юридический наук, профессор Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 1996, с. 335.

 

[4] Руководство для следователей/Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: ИН. ФРА-М, 1998, с. 624.

[5] Расследование преступлений: Руководство для следователей/Коллектив авторов. – М.: СПАРК, 1997, с. 362.

 

[6] Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие/Н.Д. Селиванов, А.И. Дворкин, Б.Д. Завидов и др. – М.: Лига Разум, 1998, с. 123.

 

[7] Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. – М.: Олимп; ООО Издательство АСТ-ЛТД 1998, с. 264.

 

[8] Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность дорог и автомобилей в сложных погодных условиях. – М.: Транспорт, 1989, с. 158-159.

 

[9] Криминалистика. Учебник для вузов/Отв. Ред. Профессор Н.П. Яблоков. – М.: Век, 1996, с. 640.

 

[10] Справочник следователя. Выпуск второй. (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). – М.: Юридическая литература, 1990, с. 463.

 

[11] Байэтт Р., Уоттс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Пер. с англ. – М.: Транспорт, 1990, с. 15.

 

[12] Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие. – Воронеж: ВГУ, 1992, с. 44.

 

[13] Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 1990, с. 106.

 

[14] Корчагин А.Г. Некоторые преступления в области использования техники: уголовно-правовые и криминологические аспекты. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1993, с. 21.

 

[15] Сидоров Э.Т. Повышение достоверности судебно-технической экспертизы, путем уточнения ее исходных данных//Следователь. - №3. – 1999, с. 45.

 

[16] Коссович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы//Следователь. - №12. – 1999, с. 35.

 

[17] Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1991, с. 16.

 

[18] Автомобильный транспорт. №1, 1996//Амбарцумян В. Причины дорожно-транспортных происшествий, с. 22-23.

 

[19] Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 1997, с. 272.

 

[20] Криминология. Учебник для юридических вузов/Под ред. проф. Бурлакова Н.Ф., проф., академика Сальникова В.П. – С.Пб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998, с. 461.

 

[21]  Уголовное дело № 93925

[22] Правила и безопасность дорожного движения/Артемьев Н.А., Сасим В.И., Шатохин В.Е. – Минск: Беларусь, 1993, с. 158.

 

[23] Белов А.И., Тапчанян В.М. За рулем автомобиля. – Ростов-на-Дону: Феникв, 1996, с. 23.

 

[24] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. М. ЭКМОС 2002.

[25] Маркина Е. Познавательные задачи проведения судебной экспертизы в уголовном процессе как критерий допустимости//Уголовное право. -  №3, 1998, с. 60.

 

[26] Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Радченко В.И. – М.: Вердикт, 1996, с. 479.

 

[27] Криминалистика: Учебник/Под ред. проф. Филипова А.Г.  (отв. ред.) и проф. Волынского В.А. – М.: СПАРК, 1998, с. 466-467.

 

[28] Анализ дорожно-транспортных происшествий/Волошин Г.Я., Мартынов В.П., Романов А.Г. – М.: Транспорт, 1987, с. 4-5.

 


Информация о работе Методика расследования ДТП