Методика расследования ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной бакалаврской работы является анализ и оценка современного состояния методики расследования ДТП. Вышеуказанной целью определены задачи бакалаврской работы
1. Анализ криминалистической характеристики ДТП;
2. Выявление типовых ситуаций, возникающих при совершении ДТП;
3. Выделение этапов предварительного и последующего расследования ДТП.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………5
1. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений……8
1.1 Уголовно-правовая характеристика ДТП…………………………….8
1.2 Классификация, учет и принципы ДТП……………………………..14
1.3 Осмотр места происшествия…………………………………………19
1.4 Проведение допросов по делам о ДТП……………………………...25
2.Некоторые особенности расследования отдельных ДТП……………27
2.1 Особенности расследования столкновения двух ТС……………….32
2.2 Особенности расследования столкновений нескольких ТС……….38
2.3 Особенности расследования опрокидывания ТС…………………...40
2.4 Особенности расследования наездов на пешеходов………………..42
2.5 Особенности расследования ДТП, совершенных в темное время суток………………………………………………………………………………...45
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..58
Список сокращений………………………………………………………62
Библиография……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Особенности расследования ДТП.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Правила дорожного движения определяют поведение водителя на дороге и в тоже время предоставляют широкие возможности выбора наиболее разумных, обеспечивающих безопасность движения действий при управлении транспортным средством. Индивидуальные специфические особенности позволяют более полно воспроизвести ДТП и установить его причины и условия. При помощи индивидуальных особенностей следователь может найти ответы на вопросы о том, как автомобили столкнулись и что послужило причиной, где это произошло и при каких условиях, с какой двигался каждый автомобиль перед происшествием. Механические повреждения и следы, оставленные на автомобиле и на дороге, составляют картину ДТП. Изучение этих следов позволяет определить, что действительно произошло.

 

 

 

 

 

2.1. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ

ДВУХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

              Столкновение транспортных средств может произойти при следующих типовых ситуациях – их семь:

-         заднее столкновение – столкновение с задней частью остановившегося автомобиля, его разновидности;

-         встречное столкновение – автомобили следуют точно навстречу и ударяются передними частями;

-         угловое столкновение – удар одного автомобиля в угол другого, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей при ударе составляет 15 см;

-         боковое столкновение – столкновение автомобилей боковыми сторонами, длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см;

-         перекрестное столкновение – автомобили сталкиваются под прямым углом;

-         столкновение нескольких транспортных средств;

-         столкновение автотягачей с прицепом и полуприцепом.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаиморасположение в момент столкновения. До столкновения каждый автомобиль двигается в своем направлении. При столкновении автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения, в которых они оказались при полной остановке и которые не имеют ничего общего с их положением при столкновении.

После заднего столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении или отскочить один от другого, если один из автомобилей стоял. У одного автомобиля будет повреждена задняя часть, у другого – передняя часть. Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.

Вообще дорожно-транспортные преступления являются специфическим видом преступлений, представляющих результат сбоя в действии системы «человек – автомобиль - дорога-среда». «Сложность взаимодействия элементов входящих в эту систему, определяет объективный и субъективный характер трудностей следственного процессе. Поэтому без использования современных судебно - автотехнических познаний невозможно успешное раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений»[15]. Ведь «правильность наименования экспертизы и формулировки вопросов следователем при ее назначении может сыграть решающее значение при рассмотрении уголовного дела в суде. Это особенно важно при расследовании дорожно-транспортных преступлений, когда результат экспертизы является порой тем доказательством, на котором базируется все расследование. … При назначении любой экспертизы следователь должен четко представлять, какие специальные познания требуются для разрешения поставленных им вопросов. В случае, если для разрешения какого-либо вопроса требуются познания в нескольких областях научного знания, необходимо назначение комплексной экспертизы»[16].

Следующим видом является встречное столкновение, оно происходит довольно редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара. Но они происходят и имеют свои особенности.

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорость были одинаковы. При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью автомобиль будет отброшен назад с места столкновения. При таком столкновении автомобили не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги. Основной вопрос при столкновении – выяснение на какой стороне произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

В литературе есть данные, что: «анализ большого числа дорожно-транспортных происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих фактов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае, установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

-         из-за неправильных действий человека 60-70%;

-         из-за неудовлетворительного состояния дороги и несоответствия дорожных условий характеру движения 20-30%;

-         из-за технической неисправности автомобиля 10-20%»[17].

Следующим видом является угловое столкновение, оно является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности. При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин; при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки и автомобили отскакивают один от другого; при соприкосновении правыми углами – как правило, по часовой стрелке. Радиус разброса деталей и обломков зависит от площади соприкосновения массы автомобилей, их скоростей, от состояния дорожного покрытия. При таком столкновении следователь должен выяснить, на какой стороне от осевой линии дуги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитое масло и грязь могут быть разбросаны на сравнительно большой площади. Однако место столкновения можно определить приблизительно, так как при таком столкновении каждый автомобиль передвигается от места столкновения в сторону своей стороны дороги.

Перекрестное столкновение характеризуется тем, что следы торможения свидетельствуют о движении автомобилей.

У одного автомобиля вмятины будут в передней части, у другого – в боковой. Следы скольжения шин после столкновения будут отражать скорость движения автомашины. При рассмотрении перекрестного столкновения следователю необходимо решить, какой из автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае могут иметь место три варианта:

-         оба выехали на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);

-         один выехал на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозил;

-         оба выехали на перекресток и тормозили.

В первом случае следователю необходимо: измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, это позволяет определить в дальнейшем скорость автомобилей. Исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомобилю для проезда от границы перекрестка до места столкновения. Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, какой позже.

Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает, кто выехал на перекресток первым.

В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились  в состоянии торможения, длина тормозного пути будет указывать на скорость каждого из них и кто первым выехал на перекресток.

По статистике столкновения транспортных средств «происходят как правило при обгоне идущего впереди транспорта (каждый десятый случай), при объезде стоящего автомобиля (каждый двенадцатый случай), при движении транспортного средства в крайнем левом ряду (каждый третий случай). Основные причины: неправильный расчет при объезде или обгоне, выезд на полосу встречного движения, а также самоуверенность водителей»[18].

Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным; при боковом столкновении повреждения обычно незначительны и автомобили останавливают сами водители. При боковом столкновении автомобили обычно не вращаются. Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски грязи, отвалившиеся от крыльев, осколки стекол и следы скольжения шин. Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направления могут указать направления движения автомобилей. При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождения обоих автомобилей на той или иной полосе указывает полосу дороги, на которой произошло ДТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ

НЕСКОЛЬКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

В зависимости от расположения участка дороги, интенсивности движения, дорожных и погодных условий в ДТП могут участвовать несколько транспортных средств. В таких случаях один автомобиль может участвовать боковыми или другим видом столкновения  с другими автомобилями, после чего выехать за осевую линию на другую сторону проезжей части и столкнуться с встречным автомобилем. При таких ДТП одновременно в столкновении могут участвовать три и более автомобилей. Основной задачей в этом случае является анализ следов скольжения, вмятин, перемещения деталей с одного автомобиля на другой и установление автомобилей, соответствующих этим следам.

Здесь нужно руководствоваться следующим. Следы скольжения представляются частями резины, оставшимся на дороге в результате износа шин и трения их беговой дорожки о поверхность дороги. Эти следы в зависимости от конструкции шин, нагрузки, рисунка протектора будут различны как ширине, так и по отпечатку, что позволит идентифицировать их с шинами автомобилей, не участвовавших в ДТП.

Если следы скольжения шин одного автомобиля пересекают следы другого (следы наложения), то внимательное изучение места пересечения следов позволит следователю установить, какие следы скольжения появились позднее, так как более поздние следы выглядят более четко, чем оставленные ранее. Зная, какие из пересекающихся следов появились позднее и от какого автомобиля, следователь может установить последовательность движения автомобилей при столкновении.

Подобным же образом следователь может рассматривать повреждения на автомобиле. При столкновении нескольких транспортных средств возникает и несколько линий столкновения – по одной для каждой пары автомобилей. Любые более поздние повреждения будут расположены вблизи ранних, искажая при этом следы ранних повреждений путем деформации и перемещения металла в местах вмятин. Перенос краски дает следователю возможность определить, какой автомобиль участвовал в том или ином столкновении. Для этого следует:

-         тщательно изучить повреждения и царапины для определения краски, перенесенной с другого автомобиля;

-         делать путем замеров наброски вмятин и царапин с отметкой цвета обнаруженной краски, перенесенной с другого автомобиля и расположения места привязки. Все это позволяет определять последовательность столкновения автомобилей.

К этому виду ДТП кроме того «относят столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимися (оставленными) на путях транспортными средствами»[19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

Опрокидывание очень просто отличить от других видов ДТП по особенностям повреждения, следам, оставленным на проезжей части и за ее пределами.

Опрокидывание может происходить: при столкновении; при заносе на скользкой дороге; при заносе на крутом повороте; при технической неисправности.

При опрокидывании, произошедшем при столкновении, следы повреждений на автомобилях характерны, - на месте столкновения остаются осыпавшаяся грязь, осколки стекла, следы торможения и так далее. Разброс следов переворота и деталей, осколков стекла, грязи, бокового юза колес обширен. При опрокидывании в результате столкновения повреждается передняя и боковая обшивка, капот – при других опрокидываниях этого не происходит.

При опрокидывании в результате заноса на скользкой дороге остаются следы юза от соприкосновения с участками дороги, имеющими различный коэффициент сцепления. Следы соприкосновения деталей опрокинутого автомобиля с дорожным покрытием будут указывать на путь движения автомобиля до происшествия, следы удара на дороге – свидетельствовать о месте начала опрокидывания. Следы обширного разброса деталей, битых стекол, грязи и т.д. могут свидетельствовать о характеристике опрокидывания, а протяженность следов опрокидывания – о скорости автомобиля до опрокидывания.

Информация о работе Методика расследования ДТП