Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:09, дипломная работа
Целью данной бакалаврской работы является анализ и оценка современного состояния методики расследования ДТП. Вышеуказанной целью определены задачи бакалаврской работы
1. Анализ криминалистической характеристики ДТП;
2. Выявление типовых ситуаций, возникающих при совершении ДТП;
3. Выделение этапов предварительного и последующего расследования ДТП.
Введение……………………………………………………………………5
1. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений……8
1.1 Уголовно-правовая характеристика ДТП…………………………….8
1.2 Классификация, учет и принципы ДТП……………………………..14
1.3 Осмотр места происшествия…………………………………………19
1.4 Проведение допросов по делам о ДТП……………………………...25
2.Некоторые особенности расследования отдельных ДТП……………27
2.1 Особенности расследования столкновения двух ТС……………….32
2.2 Особенности расследования столкновений нескольких ТС……….38
2.3 Особенности расследования опрокидывания ТС…………………...40
2.4 Особенности расследования наездов на пешеходов………………..42
2.5 Особенности расследования ДТП, совершенных в темное время суток………………………………………………………………………………...45
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..58
Список сокращений………………………………………………………62
Библиография……………………………………………………………..
Опрокидывание при заносе на крутом повороте чаще всего происходит из-за неправильного выбора водителем скорости движения. При этом происходит резкий занос на полосу встречного транспорта и обочину. Водитель пытается занять свою полосу движения, но не справляется с рулевым управлением, тормозит и опрокидывается. Опрокидывание может происходить при неправильной загрузке автомобиля или при неполной загрузке (автоцистерна).
Технические неисправности могут влиять на опрокидывание автомобиля при отрыве одного из передних колес, при неисправности рулевого механизма (обрыв пальца рулевой тяги) или тормозной системы, когда одно из передних колес или одна сторона колес срабатывает раньше, чем остальные колеса; при поломке одной из шаровых опор передней подвески (большой износ или поломка вследствие усталости металла, или заводского брака).
Характерная особенность всех опрокидываний – большая поверхность повреждений, которая превышает поверхность повреждений даже при сильных столкновениях. При опрокидывании автомобиля металл деформируется во многих направлениях, в то время при столкновении – только в одном направлении.
2.4. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДОВ
Наезд автомобиля на пешехода может происходить при выходе пешехода из-за передней части автомобиля, при переходе дороги в не установленном месте или перед близко идущим транспортным средством, а также при неожиданном выходе пешехода на проезжую часть из-за объекта, расположенного вблизи дороги, или из-за остановившегося транспортного средства.
Большинство случаев наездов на пешеходов при их многообразии происходит потому, что пешеходы допускают грубые нарушения ПДД. Отмечается, что «нарушители либо сознательно, умышленно нарушают предписанные нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям, в частности, к соблюдению Правил дорожного движения, либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку, избирая вследствие этого не адекватный вариант поведения, порождающий преступные последствия»[20].
Удельный вес ДТП по вине пешеходов весьма значителен и поэтому требует особого внимания от следователя при юридической оценке их действий. Иначе это влечет неблагоприятные последствия (уклонение от ответственности лиц, виновных в гибели людей, необоснованное привлечение к уголовной ответственности). Нарушения, допускаемые пешеходами, связаны с созданием аварийной ситуации, при которой водитель лишается возможности нормально управлять ТС. Создание аварийной ситуации вызывается перемещением по проезжей части дороги или расположением на ней. Вина пешехода в ДТП наступает в случае, если в его действиях есть нарушение ПДД, создание аварийной ситуации и наступление вредных последствий.
Основные причины нарушений, допускаемых пешеходами – это невнимательность, рассеянность, легкомысленный расчет, что нарушение ПДД не повлечет никаких последствий, нетрезвое состояние. Поэтому при анализе ДТП необходимо дать оценку действиям не только водителя, допустившего наезд, но и пешехода, так как нередки случаи, когда такой оценки не дается в особенности, если пешеход пострадал.
Оценка действий водителя при наезде на пешеходе исходит из следующих соображений: с какого времени и места он воспринимал аварийную ситуацию; своевременные и эффективные действия по предотвращению ДТП; непринятие или несвоевременное принятие мер по предотвращению ДТП; в каком состоянии находился водитель в момент ДТП; отношение к наступившим последствиям. Так, 22 апреля 2006г. в 23ч 30мин водитель Анкудинов В.Е. на автомашине ГАЗ – 24 гос. номер М 824 АН следовал по дороге м-на Университетский г.Иркутска в направлении объездной дороги м-на Первомайский и в районе дома №70 допустил наезд на пешехода Моисеева С.В., которому причинен тяжкий вред здоровью[21]. В отношении Анкудинова В.Е. была проведена наркологическая и психиатрическая экспертиза.
В некоторых случаях проводятся следственные эксперименты, результаты которых могут быть использованы также и экспертизой. С помощью таких экспериментов определяют фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных; видимость и обзорность в разных условиях; фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водителя; эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления скорости ТС; время реакции водителя.
При оценке действий водителя следователю необходимо учитывать, что управляя автомобилем при возникновении аварийной ситуации во избежании наезда на пешехода и предотвращения вредных последствий должен оценить обстановку, принять решение, воздействовать на систему управление, снизить скорость торможением и изменить направление движения или остановиться. Все это требует времени, а так как происшествия в основном, происходит в движении ТС и пешехода, то ситуация усложняется этим двойным движением и водителю отводится мало времени во избежании наезда Все эти особенности должны учитываться при расследовании ДТП, что избавит от ошибок и даст возможность объективно провести расследование.
По статистике «более 30% дорожных происшествий составляют наезды на пешеходов. Большое количество дорожных происшествий (почти 26%) совершается в результате нарушений Правил дорожного движения пешеходами, из них более половины – по причине перехода дороги в не установленном месте перед близко идущим транспортом, а также внезапного появления на проезжей части из-за стоящих транспортных средств»[22].
2.5. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП,
СОВЕРШЕННЫХ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК
Особенность расследования дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в темное время суток, состоит в том, что они характеризуются большей тяжестью последствий, особенно при наездах на пешеходов и опрокидываниях.
Специфические особенности расследования заключается в том, что:
- наезды совершаются в присутствии малого количества свидетелей, очевидцев и других лиц или при их отсутствии;
- затрудняет осмотр места происшествия и ТС;
- затруднен поиск и фиксация следов ТС (торможения, юза и т.д.) и вещественных доказательств;
- ограничение возможности применения фото-видеосъемки и других криминалистических средств;
- ограничены возможности осмотра трупа потерпевшего и его одежды.
Ввиду указанных специфических особенностей следователю приходится уделять больше времени осмотру места происшествия, ТС, поиску и сбору вещественных доказательств и изучению дорожной обстановки, связанной с ограниченной видимостью и отсутствием дополнительного освещения.
Находясь на месте происшествия необходимо выяснить:
- общую обстановку и видимость на участке дороги совершенного ДТП (наличие или отсутствие дорожного освещения);
- все помехи до места происшествия и вблизи него как для водителя, пешехода, так и других участников дорожного движения;
- при каком свете следовал водитель на данном участке дороги перед происшествием;
- видимость из кабины автомашины, совершившими ДТП, в режиме ближнего и дальнего света;
- правильно ли отрегулирован свет фар и отвечает ли он требованиям конструкции автомашины и ДТП;
- находились ли в исправном состоянии все осветительные приборы и нет ли дополнительных, которые могли бы создавать помеху для водителя;
- у свидетелей, очевидцев, потерпевших, водителей и других лиц выяснить с какой скоростью следовал автомобиль или пешеход;
- осмотр с особым внимание мест повреждений ТС, их замеры, поиск вещественных доказательств (краски, ткани, волос, крови и т.д.);
- при осмотре кабины автомашины – в каком положении находятся включатели осветительных приборов и положение рычага переключения передач;
- какова видимость данного участка дороги со стороны места выхода пешехода на проезжую часть;
- имеется ли горизонтальная разметка на дороге.
Выяснение обстоятельств поможет следователю установить:
- во-первых, мог ли водитель своевременно получать необходимую информацию о появляющихся в поле зрения препятствиях;
- во-вторых, мог ли водитель легко различать дорогу и ее направление;
- в-третьих, мог ли водитель и пешеход свободно ориентироваться в сложившейся ситуации и своевременно принимать меры к предотвращению происшествия и его последствий.
Езда ночью добавляет водителю трудностей, отмечается что «…при езде ночью утомляемость возникает быстрее … с 2 до 5 часов утра человек наиболее слаб физически и следовательно … между 2 и 4 часами ночи у человека снижаются мышечная сила, память, внимание, мышление, реакция, что приводит к увеличению числа ошибок и к аварийности»[23].
Следователю необходимо представить причины, влияющие на совершение ДТП в темное время суток:
- физиологические особенности человеческого зрения – снижение эффективности зрительного восприятия водителем и другими участниками дорожной обстановки;
- отсутствие или низкое качество освещения дороги;
- изготовление дорожных знаков без светоотражающих покрытий;
- отсутствие дорожных знаков на опасных участках дорог;
- отсутствие или нечеткость горизонтальной разметки и так далее.
Учитывая причины, послужившие совершению ДТП нужно учитывать, что видимость в темное время суток резко сокращается и поэтому у водителя уменьшается степень возможности принятия мер по предотвращению происшествия и избежания тяжких последствий путем снижения скорости, принятия мер к торможению или объезду того или иного препятствия.
Полнота и объективность расследования происшествия в темное время суток зависит полностью от того, насколько правильно отражены в протоколе осмотра места происшествия, причины и обстоятельства ДТП, зафиксированы обстановка и освещенные доказательства, по которым следователю предстоит установить механизм происшествия и определить виновность водителя или пешехода в нарушении Правил дорожного движения.
3. СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ О ДТП
Одной из особенностей расследования ДТП являются многочисленные экспертизы. По делам о ДТП необходимость в назначении экспертиз возникает при необходимости получения ответов на ряд вопросов: о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП; о размере ущерба причиненного в результате ДТП о наличии водителя технической возможности предотвратить наезд на потерпевшего в результате ДТП; о принадлежности частей кожного покрова или мышечной ткани конкретному человеку; об однородности ГСМ, обнаруженных на месте ДТП и ГСМ, которые исследовались при эксплуатации данных ТС и так далее. Для разрешения возникающих вопросов по уголовному делу о ДТП назначаются судебные экспертизы.
Вопрос о необходимости назначения экспертизы по делу о ДТП решает следователь в производстве которого находится уголовное дело, за исключением случаев, когда производство экспертизы является обязательным. В зависимости от обстоятельств расследованного дела на экспертизу могут быть направлены: труп потерпевшего в результате ДТП; материальные объекты сохранившие следы ДТП; материалы уголовного дела, содержащие сведения необходимые экспертам для дачи заключения и т.п.
Отмечается, что «использование экспертом научно-технических правил, относящихся к области его специальных познаний и изложенных в нормативных актах (например, в правилах по технике безопасности) не являются вторжением в сферу права. При этом решается вопрос не о вине, а о соответствии действий лица в данной обстановке техническим требованиям. Экспертом может быть поставлен вопрос, требующий оценки заключения предыдущего эксперта или сопоставительного анализа доказательств (например, о соответствии показаний водителя о моменте торможения имеющимся следам)»[24].
Виды экспертиз, назначаемых по делам о ДТП, в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и характера специальных показаний, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Обычно, по делам о ДТП назначают следствие экспертизы: автотехническую; транспортно - трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытии; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя; комплексные и иные экспертизы.
При расследовании дел о ДТП трассологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по его следам, оставленным на месте происшествия.