Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
Основной целью данного исследования является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2. СТАДИИ (ЗВЕНЬЯ) МЕХАНИЗМА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
3. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СИТУАЦИИ КАК ПРИЧИН ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
└───────────────┬─┘
┌────────┐ ┌───────────┐
│ Воля ├──►│ Решение │
└───┬────┘ └───────┬───┘
│ ▼
Рисунок
2 - Механизм совершения преступления
Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.
Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления о средствах ее достижения, месте и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия [2, с.123].
Существенным элементом механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевой акт характеризуется количеством энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма поведения могут не сработать, и преступление не будет совершено. Волевые свойства личности проявляются в ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.
Завершается причинная цепочка реализаций принятого решения о совершении преступления в конкретном преступном деянии.
Важно заметить, что все указанные звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам [4, с.231].
В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление.
Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.
Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным "спутником". Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.
По
источникам возникновения криминогенные
ситуации можно разделить на заранее
создаваемые самим
┌─────────────────────────────
┌┤Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения)├┐
│└────────────────────────────
┌─┴──────────────┐
┌───────────┐ ┌─────────────────────────────
│Созданные людьми│ │ Смешанные │ │ Вызванные естественными силами │
│ ├──►│ │◄──┤природы, неблагоприятным стечением│
│ │ │ │ │ обстоятельств │
└───────┬──────┬─┘
└───────────┘ └─────────────────────────────
│ └─────────────────────────────
▼
┌────────────────┐
┌───────────┐ ┌─────────────────────────────
│ Созданные │ │ Созданные │ │ Созданные иными людьми, в том │
│ преступником │ │ обоюдными │ │ числе потерпевшими, │
│ ├──►│действиями │◄──┤ виктимологические ситуации │
│
│ │преступника│ │
│
│ │ и жертвы │
│
└───────┬────────┘
└─────┬─────┘ └───────────────────────────┬─
│
▼
│ ┌─────────────────────────────
└───►│ Неправомерными и аномальными действиями │◄────┘ │
└─────────────────────┬───────
┌─────────────────────────────
│ Правомерными действиями │◄───────┘
└─────────────────────────────
Рисунок
3 - "Классификация криминогенных ситуаций
(по источнику возникновения"
Другими
основаниями классификации
┌─────────────────────────────
│ Классификация криминогенных ситуаций │
│ (по пространственно-временным рамкам, уровню, содержанию и характеру │
│ воздействия на оказавшееся в такой ситуации лицо) │
└─────────────────────────────
┌───────────────────┐
│
Кратковременные ├─────┐
│(возникшие в момент│ ┌───┴───────┐ │ ┌──────┴────┐ │ на обширную │
│ преступления) │ │ По времени│ │ │ По │ │территорию (общие)│
└───────────────────┘
│возникнове-│ │ │пространст-│
┌───────────────────┐ │ ния ├─┼─┤ венной │ ┌──────────────────┐
│
Длительные │ │
│ │ │распростра-│ │
│(возникшие задолго │ └───┬───────┘ │ │ ненности │ │на ограниченной│
│ до преступления) ├─────┘ │ └──────┬────┘ │территории │
└───────────────────┘
┌───────────────────┐
│ Затрагивающие ├─────┐ │
│только данное лицо │ ┌───┴───────┐ │ ┌───────────┐ ┌──────────────────┐
└───────────────────┘ │ По уровню │ │ │ По ├──┤ Проблемные │
┌───────────────────┐
│ действия ├─┼─┤ содержанию│
│
Касающиеся многих │ └───┬─────
│ лиц ├─────┘ │ │ └────┤ Конфликтные │
└───────────────────┘
┌───────────────────┐
│ Провоцирующие ├─────┐ │ └───────┤ Экстремальные │
└───────────────────┘ ┌───┴───────┐ │ └──────────────────┘
┌───────────────────┐ │ │ │
│ Сопутствующие ├─┤ │ │
└───────────────────┘ │ По │ │
┌───────────────────┐ │ характеру │ │
│ Соблазняющие ├─┤воздействия├─┘
└───────────────────┘ │ на │
┌───────────────────┐ │ виновного │
│ Разряжающие ├─┤ │
└───────────────────┘ │ │
┌───────────────────┐ └───┬───────┘
Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения