Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
Основной целью данного исследования является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2. СТАДИИ (ЗВЕНЬЯ) МЕХАНИЗМА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
3. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СИТУАЦИИ КАК ПРИЧИН ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: "Механизм индивидуального преступного поведения"
Дисциплина "Уголовное право"
Содержание
При
криминологическом анализе
Тема данной курсовой работы: "Механизм индивидуального преступного поведения". Актуальность данной темы обусловлена тем, что в конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида.
Основной целью данного исследования является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть работы включает рассмотрение следующих вопросов: в первой части курсовой работы рассматривается понятие и общая характеристика механизма индивидуального поведения; вторая часть работы включает рассмотрение стадий (звеньев) механизма преступного поведения. Также здесь рассматривается роль мотивов и потребностей личности при совершении преступления; третий вопрос включает анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления, что доказывает социальный характер его совершения, при этом не исключается роль биологических факторов, которые могут стать причинами преступного поведения.
Одной
из составных частей общего причинного
комплекса преступности являются причины
и условия индивидуального
Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.
В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений [1, с.126].
В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.
Таким
образом, совершение конкретного преступления
является результатом взаимодействия
образовавшихся под воздействием неблагоприятных
жизненных условий негативных, нравственно-психологических
свойств личности и внешних объективных
обстоятельств, образующих криминогенную
ситуацию. На уровне неблагоприятных условий
нравственного формирования личности
создаются предпосылки, рассматриваемые
как возможность совершения преступления
конкретным лицом. На уровне конкретной
ситуации сложившаяся у лица криминогенная
мотивация реализуется в действительность
(рисунок 1).
┌─────────────────────────────
│
Факторы, обусловливающие
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Социальная действительность
└───────┬─────────────────────
▼ ▼
┌────────────────────────────
│ Условия неблагоприятного │ │ Негативные │
│ нравственного формирования │ │ нравственно-психологические │
│ личности │ │ свойства личности │
└──────────────────────────┬─
▼ ▼
┌─────────────────────────────
│ Конкретная жизненная ситуация │
└─────────────────┬───────────
┌─────────────────────────────
│ Решение совершить
└─────────────────┬───────────
┌─────────────────────────────
│ Преступление │
└─────────────────────────────
Рисунок 1 – "Факторы, обуславливающие индивидуальное преступное поведение"
Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.
Дальнейшее изучение структуры преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.
Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.
Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.
Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев причинной цепочки коренятся причины совершения конкретного преступления, нужно рассмотреть их по существу, используя материалы конкретных криминологических исследований. Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней среды, и на каком жизненном этапе индивида оказали на него криминогенное влияние, какие психофизические свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию [9, с.96].
При
криминологическом анализе
Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую эмоциональную окраску в различных чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).
┌─────────────────────────────
│ Психологический механизм совершения умышленного преступления │
└─────────────────────────────
┌─────────────────┐
│ Личность │
└─────────┬───────┘
▼
┌─────────────────────────────
│ Потребности (материальные, духовные)│
└──────────┬──────────────────
▼
┌──────────┐
│ Интерес │
└────────┬─┘
▼
┌─────────┐
│ Мотив │
└───────┬─┘
▼
┌─────────────┐
│ Цель │
└───────────┬─┘
▼
┌─────────────────┐
│ Выбор средств │
Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения