Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении основных положений, касающихся конфискации имущества.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие конфискации имущества;
- рассмотреть меры уголовно-правового характера конфискации имущества;
- проанализировать законодательную регламентацию в России данной уголовно-правовой меры;
- выявить проблемы применения конфискации имущества.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и виды конфискации имущества……………………… 5
1.1 Содержание понятия «конфискация имущества»…………… 5
1.2 Виды конфискации имущества в Российском уголовном законодательстве…..…………………...…………………….……..…… 11
Глава 2. Правовое регулирование конфискации имущества………… 15
2.1 Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера…………………. ………………………………………….… 15
2.2 Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве……………………….……………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы…………………………………… 27
Организации и граждане, у которых окажется имущество, подлежащее конфискации по приговору суда, обязаны сообщить об этом в суд или в соответствующий финансовый орган.
1. В случае растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи имущества, подвергнутого судебным исполнителем описи или аресту, лицо, которому это имущество было имущества изымается (полностью или частично) безусловно.
2. Размер и содержание взыскания. Штраф назначается в пределах, указанных санкцией статьи Особенной части УК РФ в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Количество конфискуемого имущества в санкциях не указано, и суд должен сам определить его.
3. Порядок назначения в качестве дополнительной меры наказания. В отличие от штрафа конфискация имущества выступает как дополнительная мера наказания лишь к смертной казни, пожизненному лишению свободы, лишению свободы на определенный срок. С другими мерами она не должна сочетаться, поскольку конфискация - достаточно суровое наказание, которое должно назначаться только наиболее опасным преступникам.
4. Возможность назначения в качестве дополнительного наказания при условном осуждении. Штраф как дополнительное наказание при условном осуждении может быть назначен, применение же конфискации в этом случае запрещено законом.
5. Возможность назначения несовершеннолетним преступникам. Штраф при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, может быть назначен ему. Конфискация к несовершеннолетним преступникам не применяется.
При конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия органами дознания, следственными или судебными органами мер по сохранению имущества и притом без их согласия.
Принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, может применяться только в качестве дополнительного наказания. Конфискация не может быть заменена выплатой в денежном выражении - как в равноценном стоимостном выражении, так и в выплате стоимости подлежащего конфискации имущества. Основания ее применения: осуждение лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений; она может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных в санкции применяемой статьи в качестве наказания5.
Принудительный характер конфискации имущества заключается в том, что приговор суда, предусматривающий конфискацию, обязателен для исполнения и может быть осуществлен помимо воли собственника.
Безвозмездность предполагает невозвращение конфискованного имущества осужденному без каких-либо условий.
Закон устанавливает три вида конфискации: полная; частичная; специальная.
Подлежат конфискации автомобили, мотоциклы и иные транспортные средства, принадлежащие лицам, привлеченным к ответственности за хищение, в случае, если они использовались в процессе изъятия или завладения имуществом и признаны вещественными доказательствами, орудием или средством совершения преступления. Однако при совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, автомототранспорт не может быть признан орудием преступления и конфискации не подлежит.
При полной конфискации изымается и безвозмездно обращается в собственность государства все движимое и недвижимое имущество осужденного, находящееся в его личной собственности, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество, переданное осужденным в доверительное управление. При этом жилые и надворные постройки в сельских местностях, необходимые для проживания семьи осужденного, а равно составляющие неотъемлемую принадлежность сельского двора, необходимые орудия не воспрещенного кустарного и ремесленного труда, предметы домашнего обихода, питания конфискации не подлежат.
Следует отметить, что конфискация имущества не могла быть обращена на долю других лиц, владеющих имуществом совместно с осужденным на праве общей собственности. При этом учитывались права и законные интересы совместно с ним проживающих членов семьи осужденного. Применяя конфискацию имущества, государство не отвечало по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после ее применения. Если, кроме конфискации имущества, судом принималось решение о взыскании с осужденного сумм для возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, то в первую очередь взыскивались суммы для его возмещения, а конфискация обращалась на остальную часть имущества, подлежащего конфискации.
При частичной конфискации в собственность государства безвозмездно переходит часть имущества осужденного; в приговоре суда определяется, какая именно часть (половина, одна треть, четверть и т.д.) подлежит конфискации, либо конкретно перечисляются конфискуемые предметы, акции, ценные бумаги.
К специальной конфискации, предусмотренной УПК РФ, относится изъятие вещей и ценностей, которые не могут находиться в гражданском обороте (радиоактивные материалы, наркотические средства и психотропные вещества, техническое серебро и золото и т.д.), предметов, являющихся орудием совершения преступления (оружие, специально изготовленные орудия взлома, станки для изготовления фальшивых денег и т.д.) или полученных в результате совершенного преступления (ст. 81 УПК РФ). Такая конфискация может применяться по уголовному делу о любом преступлении, когда в этом имеется необходимость.
Если суд признает нецелесообразным применять конфискацию имущества в случае, когда она в качестве обязательной санкции предусмотрена в конкретной статье закона (ст. 161 ч. 3, ст. 162 ч. 2, ст. 163 ч. 3 и др.), то он должен привести в приговоре мотивы такого решения. Размер конфискуемого имущества определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, личности виновного, его материального положения и всех обстоятельств дела.
Перечень преступлений, при которых будет применяться конфискация, объемен. Помимо множества преступлений, имеющих отношение к терроризму, туда, как ни странно, попали: убийство двух и более лиц, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений, нарушение авторских, изобретательских, патентных прав, совершенные организованной группой кража, мошенничество или растрата, изготовление или сбыт поддельных денег.
Обобщенный анализ наиболее распространенных подходов к определению специальной конфискации имущества позволил сделать следующие выводы. Во-первых, изъятию и обращению в доход государства подлежат предметы, добытые преступным путем. Во-вторых, предметы, являющиеся орудием совершения преступления. Иными словами, конфискации подлежало то, ради чего совершалось преступление, и то, с помощью чего оно было совершено .
.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА
2.1 Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" из системы наказаний и вообще из уголовного законодательства России была исключена конфискация имущества. Мнения по поводу исключения конфискации из национального уголовного законодательства и свое видение проблемы с этого момента на страницах юридической литературы высказали многие ученые. Позиции аргументировались самые разнообразные, но большинство высказывались за необходимость возврата конфискации в УК РФ.
В результате многих обращений и инициатив конфискация имущества была вновь включена в уголовное законодательство России. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. УК РФ был дополнен новой главой - 15.1 "Конфискация имущества", которая была размещена в разделе VI, получившем название "Иные меры уголовно-правового характера". Таким образом, в отличие от более советского раннего законодательства и первоначальной редакции ст. 52 УК РФ, конфискации имущества был придан новый правовой статус - она была отнесена к иным мерам уголовно-правового характера, а не к наказанию. Многие усмотрели в этом некий компромисс, полагая, что в таком виде конфискация по своей правовой природе ничем не отличается от прежней, так как наказание является также мерой государственного принуждения. В ч. 2 ст. 2 УК РФ действительно имеется указание, что уголовное законодательство за совершенное преступление предусматривает наказание и иные меры уголовно-правового характера. В этой связи конфискация имущества продолжала рассматриваться как карательная форма государственного уголовно-правового принуждения, которая имеет цели, идентичные уголовному наказанию. Поскольку цели конфискации имущества социально обусловлены, представляется возможным их нормативное закрепление в уголовном законе, изложив ч. 2 ст. 43 УК РФ следующим образом: "Наказание и конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера применяются в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". По нашему мнению, данное утверждение весьма спорно и полностью идет вразрез с социально-правовой сущностью исследуемого института уголовного права. Аргументируем данное утверждение с учетом основных положений теории права и краткого анализа мнений различных ученых по вопросу восстановления конфискации в УК РФ.
Существует точка зрения, авторы которой, в целом одобряя наличие конфискации в уголовном законодательстве России, оспаривают ее отнесение к иным мерам уголовно-правового характера6.
Рассмотрение конфискации имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера согласуется с историческим этапами развития уголовного законодательства России и зарубежным опытом регламентации данного института.
В России традиционно конфискация имущества применялась на практике больше как иная мера понуждения, чем наказание. Как общая мера конфискация применялась в исключительных случаях.
Вопросы конфискации имущества регламентировались в общем виде в ст. 61 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, где указывалось, что "к наказаниям как уголовным, так и исправительным присоединяется, в некоторых определяемых законом случаях, церковное покаяние, по распоряжению духовного начальства осужденных. Определяется также, в случаях, законом означенных, и конфискация всех или части принадлежащих осужденным вещей или других имуществ".
Оценивая конфискацию, предусмотренную ст. 255 Уложения, В.В. Есипов писал: "В данном случае она (конфискация имущества) является не уголовным наказанием, особою мерой сопутствующей, при наличии чрезвычайных условий: конфискация назначается сверх определенных наказаний, в некоторых особенных обстоятельствах и вследствие особых о том постановлений правительства (перед началом войны и при внутренних смятениях)"7.
В современной России законодатель также отнес конфискацию имущества к числу иных мер уголовно-правового характера. Однако в УК РФ отсутствует официальное определение понятия "иная мера уголовно-правового характера", что предопределило наличие различных точек зрения относительно содержания данного института и соотношения его с другими институтами уголовного права. В ч. 2 ст. 2 УК РФ указывается только, что Кодекс устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Не раскрывая содержания понятия "иные меры уголовно-правового характера", законодатель тем самым не отвечает на вопрос, какие это меры, как они соотносятся с уголовной ответственностью и с уголовным наказанием.
Уголовная ответственность, как правило, означает применение к лицу мер государственного принуждения, которые заключаются в лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного лица (реализация карательной функции уголовной ответственности). Определенный элемент ограничения прав и свобод осужденного можно обнаружить и при назначении принудительных мер медицинского характера, и при назначении принудительных мер воспитательного характера. Что же касается конфискации имущества, то она предусматривает изъятие у виновного имущества (и доходов от такого имущества), которым он владеет не по праву. Конфискация имущества потому и не является уголовным наказанием, что отчуждение имущества, полученного преступным путем, в доход государства не может оцениваться как умаление прав и свобод лица, совершившего преступление.
Конфискация тех видов имущества, которые перечислены в ст. 104.1 УК РФ, не влечет за собой никаких дополнительных правоограничений, что свойственно наказанию и уголовной ответственности. Однако обременение в праве означает прежде всего наложение на лицо дополнительных обязанностей, исполнение которых должно преследовать определенные цели. Цели эти, как уже указывалось, существенно отличаются от целей уголовного наказания. Применительно к конфискации имущества это выглядит следующим образом. Анализ ст. 104.1 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что данный вид государственного принуждения имеет двойственную уголовно-правовую природу. Конфискация денег, ценностей, иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), орудий, оборудования или иных средств совершения преступления относится к мерам безопасности (наряду с принудительными мерами медицинского и воспитательного характера), имеющим своей целью достижение социальной справедливости, устранение опасности и (или) предупреждение совершения новых преступлений. Конфискация приобретенных преступным путем денег, ценностей, имущества и доходов от этого имущества образует иную принудительную меру уголовно-правового характера, имеющую своей целью (в отличие от уголовных наказаний и мер безопасности) восстановление правового положения, нарушенного в результате совершения преступления (восстановление statys quo - фактическое или правовое положение, о восстановлении которого идет речь)8.
Из вышеизложенного следует сделать вывод: конфискация имущества есть мера государственного принуждения (обременения), образующая некарательную форму реализации уголовной ответственности, заключающаяся в принудительном и безвозмездном обращении по решению суда в доход государства приобретенных преступным путем денег, ценностей, имущества и доходов от этого имущества, денег, ценностей, иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), а также орудий, оборудования или иных средств совершения преступления.
2.2 Проблемы применения
конфискации имущества в
Конфискация имущества в уголовном праве России, не являясь на сегодняшний день видом наказания, регламентируется как иная мера уголовно-правового характера, а потому порядок и условия ее применения должны, на наш взгляд, отвечать общеправовым и уголовно-правовым принципам.
Информация о работе Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера