История возникновения и развития института деятельного раскаяния в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:44, реферат

Краткое описание

Как показывает опыт развития отечественного и зарубежного законодательства, в уголовном законодательстве всегда присутствовали нормы, предлагающие лицам, вставшим на преступный путь, добровольно прекратить преступные действия с обещанием освобождения их от наказания, его существенного смягчения либо освобождения от уголовной ответственности или исключения ее.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Глава 1. История возникновения и развития

института деятельного раскаяния в России.

           Как показывает опыт развития отечественного и зарубежного законодательства, в уголовном законодательстве всегда присутствовали нормы, предлагающие лицам, вставшим на преступный путь, добровольно прекратить преступные действия с обещанием освобождения их от наказания, его существенного смягчения либо освобождения от уголовной ответственности или исключения ее.

         Попытки исследовать социальную, правовую и психологическую природу подобного поведения человека имеют глубокие исторические корни. Еще в Ветхом Завете Библии о раскаянии было сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован»1.

   Проблема раскаяния в совершенном преступлении рассматривалась известным русским философом В.С.Соловьевым: «Самому Богу невозможно сделать, чтобы совершившееся было несовершившимся».

В то же время «если преступление как деятельное выражение злой воли есть отрицание, то деятельное раскаяние преступника будет отрицанием отрицания (то есть не факта, конечно, а произведшей его внутренней причины), и результат опять будет положительным».

    В отечественном праве нормы, поощряющие раскаяние, можно встретить уже в самых ранних письменных источниках, в частности, "Русской Правде" (так называемые "Правда Ярослава", "Краткая правда" и "Пространная правда")2.

    Так, в ст. 34 «Пространной правды» закреплено положение, согласно которому практически освобождалось от наказания лицо, добровольно вернувшее похищенное имущество владельцу, согласно ст. 44-45 виновный в краже скота освобождался от ответственности, если с момента кражи проходило менее года, и он возвращал скот его собственнику. Укрывательство беглого холопа (ст. 32) наказывалось «продажей» (штрафом) в три гривны. Однако укрыватель освобождался от этой ответственности, если в течение первых двух дней после появления холопа в своем доме выдавал его хозяину. Кроме того, при совершении убийства в разбое, помимо виновного, подлежала ответственности и вервь (община), на территории которой было совершено преступление (ст. 20 «Правды Ярослава»). Однако община освобождалась от этой ответственности, если она своими силами найдет и выдаст преступника княжеской власти3.

Необходимо отметить точку зрения другого автора, так Антонов А.Г. утверждает следующее. Общими чертами источников этого периода являются: казуистичность норм (и связанное с ней отсутствие Общей части в ее общеизвестном понимании), нечеткое разграничение частного и публичного интереса в уголовном преследовании, слияние имущественной ответственности в пользу потерпевшего с собственно уголовно-правовыми санкциями, наконец - значительная роль, которая отводилась такому способу реакции на правонарушение, как месть виновному со стороны потерпевшего или его родственников (членов общины) по принципу талиона.

   С учетом этих обстоятельств понятно, что в «Русской правде» не обнаруживается такое основание освобождения от уголовной ответственности или ее смягчения, как деятельное раскаяние виновного (в общем виде или его частных проявлениях). В этой связи едва ли можно согласиться с мнением, что деятельное раскаяние представляет собой «один из наиболее «старых» институтов уголовного права, известный еще уголовному законодательству периода «Русской правды».

    Вряд  ли можно спорить с С.И. Никулиным о том, что этот нормативный акт содержал ряд положений, «в которых прослеживается стремление законодателя учесть известные действия виновных лиц и использовать их в своих интересах»4. Однако их «привязка» к деятельному раскаянию была бы, искусственной. Дело в том, что по «Русской правде» не проводилось четкого разграничения между собственно уголовно-правовыми и иными (в том числе гражданско-правовыми) последствиями «неправды».

       Учитывалось раскаяние и в Соборном уложении 1649 г., согласно ст. 2 главы 2 которого лицо, совершившее государственную измену и скрывавшееся за границей, в случае возвращения в Московское государство освобождалось от смертной казни.

    Артикулы  воинские Петра I также предусматривали определенные нормы, смягчающие наказание в случае деятельного раскаяния. Так, совершивший богохульство, но принесший «Господу Богу явное покаяние при собрании людей» и уплативший половину своего жалованья, освобождался от телесных наказаний и более крупного штрафа (арт. 4 - 8). Дезертир, который «после своего побегу раскаясь по дороге, сам возвратится и добровольно у своего офицера явится», освобождался от смертной казни, которая заменялась шпицрутенами либо другим, более мягким наказанием (арт. 96) 5.

        Последующее развитие частных оснований освобождения от уголовной ответственности или ее смягчения (в том числе и при отдельных элементах деятельного раскаяния) во многом определялось нечетким разграничением материальных и процессуальных норм и связанными с этим интересами раскрытия и расследования преступлений. Во всяком случае, это присуще «дореформенному» российскому законодательству XIX века.

       В части 3 ст. 134 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в редакции 1866 г.) в качестве обстоятельства, уменьшающего вину, указывалось «поведение преступника после учинения преступления, свидетельствующее о его неполной испорченности», в частности, добровольная явка виновного, добровольное и чистосердечное признание, «если оно последовало прежде, чем пало на виновного подозрение, или на одном из первых допросов», смягчение виновным вредных последствий преступления и возмещение убытков, а также «благовременное и откровенное раскрытие соучастников». Статья 153 Уложения (ред. 1866 г.) предусматривала смягчение наказания, когда преступник, «явившийся сам собой в суд с повинною, или даже и взятый к допросу по подозрению, не только учинит полное чистосердечное признание в своем преступлении, но сверх того, доставлением верных в свое время сведений предупредит исполнение другого злого умысла, грозящего опасностью какому-либо частному лицу, или многим, или всему обществу и государству».

    Частным случаем учета деятельного раскаяния (аналогично современным специальным основаниям освобождения от уголовной ответственности), очевидно, следует считать освобождение от наказания (с сохранением в тайне имени) соучастников в фальшивомонетничестве, если они раскроют других соучастников, чем «дадут средства обнаружить и пресечь преступные их действия» ( Ст. 573 Уложения).

    Аналогичные положения содержала и ст. 13 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. При наличии таких смягчающих обстоятельств, как добровольная до постановления приговора уплата пени, возмещение убытков, признание и чистосердечное раскаяние, суд назначал виновному наказание на 1 или 2 ступени ниже предусмотренного соответствующей санкцией6.

       Наконец, в Уложении о наказаниях 1903 г. впервые появилась норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности за совершение деяния, признанного маловажным и наказуемого только денежным штрафом, если лицо, «сознавая свою виновность, соглашается уплатить штраф немедленно в высшем его размере и одновременно возместить весь причиненный ущерб». Соответствующая норма была одновременно введена и в Устав уголовного судопроизводства. Уголовное уложение 1903 г. предусматривало уголовную ответственность за организацию «противозаконного сообщества» и участие в нем (ст. 124-126). Вместе с тем участнику такого сообщества, донесшему о нем «прежде обнаружения существования оного», наказание смягчалось или же он мог вовсе быть освобожден от наказания7.

     Приведенный краткий обзор свидетельствует  о противоречивом процессе становления деятельного раскаяния в дореволюционном российском уголовном праве. С одной стороны, оно не считалось самостоятельным общим основанием освобождения от уголовной ответственности и формулировалось (особенно на ранних этапах) преимущественно в отдельных нормах Особенной части уголовного законодательства. В отдельных случаях освобождение от штрафных санкций было результатом преобладания компенсационных мер. Не всегда проводилось четкое разграничение между материальными и процессуальными последствиями такого рода обстоятельств. Но, с другой стороны, интересы потерпевших, интересы государства (в том, числе следствия и судебного разбирательства) объективно вели к постепенному закреплению в законе отдельных элементов того института, который ныне именуется деятельным раскаянием. Это возмещение или заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, чистосердечное признание, указание соучастников, иная помощь суду и следствию, заглаживание или предотвращение вреда, причиненного преступлением.

   Основы уголовного законодательства первых лет существования Советской власти закладывались ее первыми декретами, а законодательные акты этого периода в условиях гражданской войны нередко облекались в форму обращений к населению, издаваемых Советом Народных Комиссаров.

       Одной из важных задач карательных органов в условиях гражданской войны была решительная борьба с дезертирством. Однако и в ходе этой борьбы создавались определенные правовые возможности для индивидуализации наказания и даже освобождения от ответственности. В Постановлении Совета рабочей и крестьянской обороны от 25 декабря 1918 года «О дезертирстве» указывалось: «Не приостанавливая начатой борьбы с дезертирством, принять меры к тому, чтобы те дезертиры, которые в течение двухнедельного срока со дня опубликования особого приказа добровольно явятся в распоряжение военных властей, были бы освобождены от наказания при непременном, однако, зачислении добровольно явивших из отлучки в войсковых частях на особый учет».

   Другой  нормативный акт - Постановление  Совета рабочей крестьянской обороны от 3 июня 1919 года «О мерах по искоренению дезертирства» давал возможность «всем уклонившимся от мобилизации и дезертировавшим из армии, загладить свои преступления добровольной явкой в ближайший волостной или городской комиссариат по военным делам. Явившиеся добровольно в течении семи дней со дня опубликования постановления освобождались от суда и наказания за уклонение от мобилизации и дезертирства». Аналогичная формулировка содержалась и в Постановлении ВЦИК от 5 ноября 1919 года «Об амнистии ко второй годовщине революции».

   Частные случаи деятельного раскаяния начинают постепенно учитываться в правовых основах борьбы с другим опасным преступлением - взяточничеством. Уже в Декрете СНК от 8 мая 1918 г. устанавливалось, что «лица освобождаются от преследования за дачу взятки, если они в течение трех месяцев со дня издания Декрета заявят судебным властям о даче взятки».

   Более серьезные основания освобождения от уголовной ответственности при даче взятки определялись в Декрете СНК от августа 1921 г. (п. 4): «Лицо, давшее взятку, не наказывается, если оно своевременно заявит о вымогательстве взятки или окажет о действие раскрытию дела о взяточничестве8.                                       

        Правотворческий и правоприменительный опыт первых послереволюционных лет, а также потребности укрепления законности привели к необходимости кодифицировать уголовное законодательство. Уже в июле 1918 г. на II Всероссийском съезде деятелей юстиции Д.Н. Курский дал общую характеристику создания советского уголовного права: «Для нас в центре стало ясно, что необходимо, создать нормы этим судам. Пусть они будут абсолютно свободны в том отношении, что будут смягчать наказания. Насколько они находят нужным, будут освобождать от наказания. Если считают, что этот человек невинен, будут миловать, если этот человек - случайный преступник, пусть это будет, но нужно, чтобы у суда были нормы, которыми он мог бы руководствоваться». Изданные НКЮ РСФСР 12 декабря 1919 г. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР обобщили судебно-трибунальную практику и послужили прообразом Общей части первого советского Уголовного кодекса9. Однако они не содержали упоминания о тех или иных случаях деятельного раскаяния в числе обстоятельств, влияющих на определение наказания или освобождение от него. Это было установлено в Особенной части УК РСФСР 1922 г. (ст. 114), где указывалось, что лицо, давшее взятку, не наказывается, если оно своевременно заявит о вымогательстве взятки или окажет содействие раскрытию дела о взяточничестве.

        Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. также не предусматривали каких-либо видов деятельного раскаяния в числе обстоятельств, смягчающих «меру социальной защиты». Новая редакция УК РСФСР, произведенная в 1926 г. в связи с принятием Основных начал, сохранила уголовную ответственность за дачу взятки и посредничество во взяточничестве (ст. 118). Одновременно в примечании к данной статье указывалось, что «лица, подпадающие под действие настоящей статьи, освобождаются от привлечения к ответственности в случаях: а) если в отношении них имело место вымогательство взятки и б) если они немедленно после дачи взятки добровольно заявят о случившемся». В этой связи, однако, нельзя обойти вниманием некоторые положения уголовно-процессуального законодательства, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу. Так, в ст. 326 УПК РСФСР 1923 г. говорилось: «В случаях, когда суд по внутреннему своему убеждению, основанному на обстоятельствах дела, признает справедливым не подвергать подсудимого наказанию, он может, изложив основания своего постановления, войти с ходатайством в президиум ВЦИК об освобождении осужденного от наказания»10.

Информация о работе История возникновения и развития института деятельного раскаяния в России