Характеристика длящихся преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование длящихся преступлений на примере уклонения от уплаты алиментов, а также анализ и характеристика данного вопроса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику длящихся преступлений;
рассмотреть причины и условия ответственности за преступления против несовершеннолетних;
дать краткий анализ объективным и субъективным признакам преступлений против несовершеннолетних;

Файлы: 1 файл

НР УП Длящиеся преступл 3.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Судебным приставом-исполнителем. было выдано И. направление в службу занятости. И., несмотря на вынесенные судебным приставом-исполнителем предупреждение о необходимости выплаты алиментов, продолжал уклоняться от уплаты средств на содержание ребенка еще в течение 2-х месяцев, по выданному направлению в службу занятости не обратился. В связи с этим, судебный пристав-исполнитель обязала должника явкой. Явившийся к судебному приставу-исполнителю должник И., был повторно опрошен приставом-исполнителем о причинах неявки в службу занятости г. Торжка с целью трудоустройства и причинах уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка. Также повторно под роспись И. был предупрежден о необходимости исполнения судебного решения и уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ в случае его неисполнения.

Судебный пристав-исполнитель  установил, что И. устроился на работу в магазин «Октава», но средств на содержание дочери не давал. Опрошенный ИЧП Т-рин пояснил, что принял на работу И., при этом он не знал, о том, что  имеется судебное решение о взыскании алиментов, а последний уверил его, что такого судебного решения в отношении него нет. В отношении И.было возбуждено уголовное дело поч.1 ст.157 УК РФ19

Для решения  вопроса о наличии признаков  преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, в действиях должника, необходимо убедиться в том, что при исполнении конкретного судебного решения  он предупреждался судебными приставами-исполнителями об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ за невыполнение возложенных на него в соответствии со ст. 80, 85 Семейного Кодекса обязанностей по осуществлению таких выплат не менее 2-х раз, но после этого продолжал уклоняться от выплаты алиментов и погашения.

Достаточным для  решения вопроса о наличии  признака злостности в действиях  должника будет внесение разными  судебными приставами-исполнителями  предупреждений об уголовной ответственности  по ч.1ст. 157 УК РФ по одному и тому же судебному решению о взыскании алиментов в рамках нескольких исполнительных производств.

В тоже время, о  злостном уклонении должника от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего  ребенка могут свидетельствовать  наличие судимости или привлечения  его к уголовной ответственности за предыдущие временные периоды по ч.1 ст. 157 УК РФ.

Вопрос о наличии  указанного признака (злостности) в  действиях виновного решается в  каждом конкретном случае с учетом не только продолжительности периода  неуплаты и наличия предупреждений, но и причин таких невыплат, а также иных обстоятельств.

Само уклонение  от содержания и его характер также  должны тщательно проверяться и  исследоваться (например, лицо, обязанное  к уплате алиментов, может длительное время не иметь работы по уважительной причине - произошло сокращение штатов, активные действия по подысканию работы не принесли положительных результатов и т.д.). В этом случае длительная неуплата средств на содержание детей или родителей не может считаться уголовно наказуемой.

Исходя из изложенного выше, предлагается следующая схема причин и обстоятельств, анализ которых необходим для решения вопроса об уголовном преследовании:

   

Характеристика

причин и обстоятельств  невыплат средств на содержание

Причины невыплат средств на содержание

 

Исключающие уголовную  ответственность

  • отсутствие реальной возможности выплаты средств на содержание;
  • задержка заработной платы;
  • болезнь лица, нахождение его на стационарном или амбулаторном лечении;
  • отсутствие у должника сведений о наличии судебного решения и возбуждении в отношении него исполнительного производства по алиментным обязательствам; инвалидность лица, исключающая трудоустройство;
  • утрата документов, необходимых для трудоустройства;
  • признание виновного невменяемым или недееспособным;
  • отсутствие возможности в трудоустройстве;
  • систематические (ежемесячные) или периодические (не реже 1 раза в 2-3 месяца) выплаты средств на содержание;
  • непродолжительный период неуплаты средств

Определяющие  привлечение к уголовной ответственности

  • прямой отказ от исполнения судебного решения;
  • отказ или непринятие мер к трудоустройству;
  • сокрытие доходов;
  • достоверная информация у должника о наличии судебного решения и возбуждении в отношении него исполнительного производства по алиментным обязательствам;
  • наличие реальной возможности осуществления выплат;
  • представление судебному приставу-исполнителю недостоверных сведений о месте жительства, доходах, их размере;
  • объявление розыска лица, обязанного выплачивать средства на содержание;
  • сокрытие места жительства и работы;
  • предоставление поддельных или недостоверных документов об отсутствии доходов;
  • длительный период неуплаты средств на содержание;
  • наличие нескольких предупреждений судебного пристава-исполнителя о необходимости исполнения судебного решения и правовых последствий от его неисполнения;
  • наличие значительных задолженностей по алиментным обязательствам

 

     
       Неоднозначно, несмотря на весь накопленный судебный опыт, решается проблема уяснения понятия «злостность». Не имея четкого определения в названном выше Постановлении Пленума, эта оценочная категория получила различное толкование, что объективно создало проблему в расследовании таких преступлений. Целесообразно понятие «злостность» заменить указанием на конкретный срок неисполнения конституционной обязанности, истечение которого будет служить основанием для привлечения к ответственности. Конструктивным решением данной проблемы этот срок определить в два или три месяца. Для привлечения к ответственности в данном случае будет достаточно установить обязанность предоставления средств и ее документальное оформление (решение суда или соглашение об уплате алиментов); факт их не предоставления в течение определенного срока; объективную и субъективную возможность предоставления средств и умысел виновного. 
       Одним из нарушений прав детей при рассмотрении данной категории судебных дел является малоэффективная работа служб судебных приставов по исполнению судебных решений.  

Сложилась ситуация, при которой законодательство об исполнительном производстве противоречит нормам семейного права и нарушает имущественные права детей. Бездействие органов, исполняющих судебные решения, или отсутствие четкой правовой регламентации и механизма принудительного восстановления прав граждан по вынесенным судебным решениям приводят зачастую к необратимым последствиям для детей. Это особенно характерно для исполнения решений, затрагивающих судьбу ребенка20
       В нарушение Федеральных законов «Об исполнительном производстве» (ст. 28), «О судебных приставах» (ст. 12) и норм Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 120, 211) судебные приставы-исполнители не ведут розыск должников и их имущества, ограничиваясь актами о невозможности взыскания. Даже когда матери детей представляют в Отдел службы судебных приставов информацию о наличии у должников иных доходов, кроме заработной платы, эта информация не проверяется под предлогом того, что у отца ребенка отсутствует задолженность по алиментам. Статья 81 Семейного кодекса РФ, предусматривающая определение размера алиментов в долях к заработку и иному доходу родителей, на практике применяется крайне редко. Складывается ситуация, при которой родители, имеющие существенные доходы от дорогостоящей недвижимости или предпринимательской деятельности, безнаказанно скрывают их с целью уменьшить размер взыскиваемых алиментов. 
       Подробнее необходимо остановиться еще на одной проблеме, которая в последнее время приобретает все более актуальный характер. Она заключается в том, что ответчик скрывает свое истинное материальное положение и те источники дохода, с которых должно было бы производиться удержание в пользу несовершеннолетних детей. По существу отсутствует реальный правовой механизм выявления истинных доходов должника, а также практики ареста, описи имущества должника и обращения на него взыскания. Фактически получается, что розыск места работы должника и его имущества ложится на плечи взыскателя, что, естественно, не дает результата в силу его ограниченных возможностей, в то время как это является прямой обязанностью службы судебных приставов21.

Очевидно, необходима доработка ч. 1 ст. 157 УК РФ во избежание  кризиса как уголовного, так и  исполнительного производства по делам  о рассматриваемых преступлениях. Представляется наиболее целесообразным взыскивать алименты на содержание несовершеннолетних детей, определяя их в твердой денежной сумме, как это предусмотрено в ст. 83 Семейного кодекса.

 Кроме того, одним из способов решения  проблемы принудительного взыскания  алиментов могло бы стать участие  государства в лице определенного  его органа в контроле за реальным их взысканием в пользу несовершеннолетних и нетрудоспособных детей. Так, например, можно было бы оказывать адресную материальную помощь семьям, оказавшимся в трудной ситуации. 
        Также необходимо ввести в ст. 157 УК РФ квалифицирующие признаки, предусматривающие ответственность за сокрытие доходов или имущества от обращения взыскания по исполнительному производству, а также несообщение должником судебному приставу-исполнителю о перемене своего места жительства, совершение иных умышленных действий, влекущих невозможность взыскания алиментов или задержку их взыскания. Соответственно для данного состава должны быть предусмотрены более жесткие и альтернативные виды уголовного наказания. 
      Анализируя санкцию ч. 1 ст. 157 УК РФ, отметим, что данная статья на практике является малоэффективной, на что указывают практически все правоприменители.   С учетом высокой общественной опасности данного преступления имеется необходимость ужесточения уголовного наказания. Следует установить в санкции ч. 1 ст. 157 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Эти меры будут иметь определенное превентивное значение и способствовать сокращению числа случаев злостного уклонения от уплаты алиментов.

Также целесообразно  увеличить сроки таких видов наказания, как обязательные работы, исправительные работы, арест, а также ввести дополнительное наказание за злостное уклонение от уплаты алиментов на детей — «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет», поскольку уклоняющийся от уплаты алиментов родитель не вправе быть воспитателем других детей или заниматься иной педагогической деятельностью. 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует  отметить, что в настоящее время государство  не в состоянии обеспечить сколько-нибудь реальную поддержку  детей и одиноких матерей, людей пожилого возраста, инвалидов и, других социально незащищенных категорий граждан. Поэтому обязанность их материально обеспечивать, то есть выплачивать алименты, установлена законодательно и возложена на близких родственников, супругов и некоторых других лиц.

Алименты, таким  образом, это средства на содержание, предоставляемые одними членами  семьи другим. Целью выплат алиментов  является материальная поддержка нуждающихся членов семьи. Алименты могут уплачиваться на основании, соглашения между членами семьи или по решению суда.

       Чаще  всего алименты уплачиваются на несовершеннолетних детей. Однако право на алименты имеют и многие другие категории граждан: нетрудоспособные родители, бабушки, дедушки, супруги и др.

     При  доброжелательных отношениях в  семье одни ее члены оказывают  моральную и материальную поддержку  другим совершенно добровольно  и ограничивают ее величину  и регулярность только собственными  возможностями.

     На  практике чаще встречаются ситуации, когда близкие некогда люди больше не желают заботиться друг о друге. В этих случаях без судебного вмешательства не обойтись. Заинтересованное лицо в такой ситуации обращается в суд, который определяет лиц, обязанных уплачивать алименты, а также устанавливает размер и порядок уплаты алиментов. Если между плательщиком и получателем алиментов нет согласия только относительно размера алиментов или порядка их уплаты, то также придется обращаться в суд.

 Важную  роль  в делах о взыскании  алиментов играет также, служба судебных приставов, обеспечивающая обязательность и своевременность взыскания средств на содержание и недопустимость уклонения от уплаты алиментов. Однако не все плательщики алиментов являются добросовестными и своевременно платят алименты по судебному акту, даже будучи предупреждены об уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса РФ. Нередки случаи и злостного уклонения от уплаты алиментов, когда на помощь могут прийти уже публично-правовые санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами. Уголовная ответственность является крайней и самой строгой мерой ответственности за нарушение алиментных обязательств, она установлена ст. 157 УК.

Однако, практика применения данной нормы не совсем однозначна.

На наш взгляд, необходима доработка ч. 1 ст. 157 УК РФ во избежание кризиса как уголовного, так и исполнительного производства по делам о рассматриваемых преступлениях. Представляется наиболее целесообразным взыскивать алименты на содержание несовершеннолетних детей, определяя их в твердой денежной сумме, как это предусмотрено в ст. 83 Семейного кодекса.

 Кроме того, одним из способов решения  проблемы принудительного взыскания  алиментов могло бы стать участие государства в лице определенного его органа в контроле за реальным их взысканием в пользу несовершеннолетних и нетрудоспособных детей. Так, например, можно было бы оказывать адресную материальную помощь семьям, оказавшимся в трудной ситуации. 
        Также необходимо ввести в ст. 157 УК РФ квалифицирующие признаки, предусматривающие ответственность за сокрытие доходов или имущества от обращения взыскания по исполнительному производству, а также несообщение должником судебному приставу-исполнителю о перемене своего места жительства, совершение иных умышленных действий, влекущих невозможность взыскания алиментов или задержку их взыскания. Соответственно для данного состава должны быть предусмотрены более строгие и альтернативные виды уголовного наказания. 
      Анализируя санкцию ч. 1 ст. 157 УК РФ, отметим, что данная статья на практике является малоэффективной, на что указывают практически все правоприменители.   С учетом высокой общественной опасности данного преступления имеется необходимость ужесточения уголовного наказания. Следует установить в санкции ч. 1 ст. 157 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Эти меры будут иметь определенное превентивное значение и способствовать сокращению числа случаев злостного уклонения от уплаты алиментов.

Информация о работе Характеристика длящихся преступлений