Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:59, курсовая работа
Одним из элементов проводимой в России правовой реформы явилось принятие и введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Наряду с положительным (изменение целей уголовного преследования: приоритетным стало не изобличение виновных в совершении преступления, а защита прав и законных интересов лиц и организаций, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства; усиление состязательности уголовного судопроизводства, законности в области уголовного преследования и т.д.) УПК РФ внес в уголовное судопроизводство в целом, и в частности в досудебное производство по уголовным делам, ряд положений, которые требуют серьезного осмысления, научного комментария.
Компетенция дознавателей пограничных
органов Федеральной службы безопасности,
органов службы судебных приставов,
таможенных органов Российской Федерации,
органов Государственной
Уголовно-процессуальный закон, четко
разграничивая компетенцию
Если у органов внутренних дел не возникает никаких проблем при выполнении поручений следователя, то компетенция многих других органов дознания достаточно ограничена. Рассматривая данный вопрос применительно к компетенции органов государственного пожарного надзора, А.П. Рыжаков справедливо отмечал, что органом дознания эти поручения могут быть приняты и исполнены с учетом двух факторов: собственной уголовно-процессуальной правоспособности и конкретного требования следователя
38. Мы усматриваем наличие такой же связи между поручениями следователя и пределами компетенции любого другого органа дознания.
Выполнение поручений
В контексте этой проблемы традиционно
в теории уголовного процесса исследовался
вопрос о том, входит ли в компетенцию
органов дознания осуществление
оперативно-розыскной
Главный признак, который объединяет органы дознания, перечисленные в п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ, - это реализация ими оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что их деятельность как органов дознания составляют две функции: уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная. Органы дознания, указанные в п. п.2 - 4 ч.1 и п. п.1 - 3 ч.3 ст.40 УПК РФ, не относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, поэтому их деятельность как органа дознания ограничивается лишь уголовно-процессуальной функцией.
Таким образом, компетенцию отдельных органов дознания составляют не только процессуальные, но и иные полномочия. Не каждый государственный орган и должностное лицо в сфере уголовного судопроизводства может осуществлять кроме уголовно-процессуальной деятельности какой-либо другой вид деятельности и считаться при этом участником уголовного судопроизводства. Их компетенция в отличие от компетенции органов дознания ограничена только процессуальными полномочиями.
Итак, для того чтобы правильно определить компетенцию конкретного государственного органа и должностного лица, необходимо установить, какие именно полномочия предусмотрены для него уголовно-процессуальным законом и в каких пределах он может их реализовывать в уголовном судопроизводстве. Четкое осуществление органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей и судом своей компетенции служит гарантией их эффективного функционирования и в полной мере отвечает назначению уголовного судопроизводства.
Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Порядок и особенности этой формы расследования указаны в гл.32 УПК.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. гл.21, 22, 24 - 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл.32 УПК. Важно подчеркнуть, что следственные действия проводятся по единым правилам. Изъятия из общих правил расследования заключаются в некотором упрощении процессуальной формы расследования, состоящей в том, что нет отдельной процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения. Для дознания установлен более короткий срок, чем для следствия. Производство по делу заканчивается обвинительным актом, в который включается и формулировка обвинения (ст.225 УПК). Особенности дознания обусловлены тем, что в этой форме расследуется дело, когда оно возбуждается в отношении конкретного лица, а установление обстоятельств преступления не представляет сложности.
Дознание в соответствии со ст.150 УПК РФ является одной из форм предварительного расследования, на которую законодателем возложена самостоятельная задача - досудебное производство по значительному числу составов преступлений. Их перечень приведен в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. Следует учитывать, что этот перечень не в полной мере охватывает компетенцию дознания, поскольку в п.2 этой же части названной статьи указывается, что дознание также может осуществляться "по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора". Если прокурором по уголовному делу о преступлении небольшой и средней тяжести по каким-либо соображениям будет признана необходимость дознания, то расследование таких уголовных дел должно осуществляться не в соответствии с порядком, установленным для предварительного следствия, а по правилам, установленным настоящей главой для производства дознания.
Значительное количество вопросов возникает и по проблеме соотношения административного и уголовного процессов. На стадии дознания важно обеспечивать преемственность названных выше процессов с тем, чтобы сохранить доказательственную базу в случае переквалификации преступления в административное правонарушение и передачи соответствующих материалов органам административной юрисдикции и наоборот. В связи с переквалификацией преступления в административное правонарушение необходимо обеспечить точное фиксирование обстоятельств совершения правонарушения в материалах дознания: протоколах осмотра и схемах места преступления, допросов, следственных экспериментов, актов экспертиз и т.п.
При отказе в возбуждении уголовного
дела или прекращении производства
по делу при наличии в деянии признаков
состава административного
В случае же "обратной трансформации" производства по делу об административном правонарушении в уголовное дело также должны соблюдаться требования об объективности и всесторонности административного расследования, вплоть до определения перспективы обеспечения исполнимости постановления о применении административного взыскания. В этой связи особое значение приобретают служебные контакты сотрудников правоохранительных органов, способность правильно толковать и применять закон.
Уголовное и административное законодательство не содержит категорических предписаний о разграничении уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений. Между тем, говоря о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, УК РФ содержит ряд составов преступлений, "смежных" с административными правонарушениями: незаконное приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ. Многие административные правонарушения имеют тенденцию "перерастать" в преступление, являясь первопричиной последних.
Правильность юридической квалификации противоправного деяния как преступления или административного правонарушения теперь в подавляющем большинстве случаев зависит от уровня "правосознания" правоприменителя, точнее, от профессиональной квалификации работников правоохранительных органов.
Из сказанного выше можно сделать
вывод, что новый Уголовно-
I. Нормативно-правовые акты
II. Научная литература
III. Статьи
IV. Судебная практика
Размещено на Allbest.ru
1 Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие: Учеб. пособие. Л., 1984. - С. 97.
2 Розин Н.Н. Уголовное судопроизводство. СПб., 1914. С. 415.
3 Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по Судебному уставу 1864 г. Т. 2. СПб., 1867. С. 61.
4 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб., 1910. С. 373 - 384.
5 Деришев Ю.В. Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России: Дис. канд. юрид. наук. Омск, 1999. С. 97;
6 Строгович М.С. О дознании и предварительном следствии и о "едином" следственном аппарате // Социалистическая законность. - 1957. - N 5. - С. 24.
7 СУ РСФСР. 1918. N 75. Ст. 813.
8 Громов В. Дознание и предварительное следствие. - М., 1928. - С. 22.
9 Быков В.М. Проблемы дознания в Концепции судебной реформы в Российской Федерации // Органы внутренних дел в условиях судебно-правовой реформы в России. Омск, 1993. - С. 43.