Дознаватель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Одним из элементов проводимой в России правовой реформы явилось принятие и введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Наряду с положительным (изменение целей уголовного преследования: приоритетным стало не изобличение виновных в совершении преступления, а защита прав и законных интересов лиц и организаций, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства; усиление состязательности уголовного судопроизводства, законности в области уголовного преследования и т.д.) УПК РФ внес в уголовное судопроизводство в целом, и в частности в досудебное производство по уголовным делам, ряд положений, которые требуют серьезного осмысления, научного комментария.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

7) иные права, предусмотренные  УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие  обязанности:

1) осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного  судопроизводства (гл.2 УПК РФ);

2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст.144);

3) в установленный законом срок  принять решение по результатам  проверки сообщения о преступлении (ст.144);

4) уведомить заявителя о принятом  решении по результатам проверки  сообщения о преступлении (ст.145);

5) при наличии повода и основания,  предусмотренных ст.140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления (ч.1 ст.146);

6) рассматривать каждое заявленное  по уголовному делу ходатайство  в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст.159);

7) принимать меры попечения о  детях, об иждивенцах подозреваемого  или обвиняемого и меры по  обеспечению сохранности его  имущества (ст.160);

8) устраниться от участия в  производстве по уголовному делу  при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл.9 (ст.62);

9) выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии  со ст.73 УПК РФ (ст.86);

10) осуществлять иные обязанности,  предусмотренные уголовно-процессуальным  законом.

Отдельно следует заметить, что  дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства накладывает на дознавателя и соответствующую обязанность - составить обвинительный акт не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу.

При невозможности составить обвинительный  акт в предусмотренный законом  срок изменяется форма расследования преступления с дознания на предварительное следствие либо данная мера пресечения отменяется, при этом форма расследования преступления - дознание - остается прежней (ст.224).

Применительно к обвинительному акту следует заметить, что его составление  означает принятие ряда важных процессуальных решений, имеющих самостоятельный характер в ходе производства предварительного следствия: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составление итогового процессуального документа, в котором отражается результат исследования обстоятельств совершенного преступления, определяется степень вины лица, в отношении которого составлен обвинительный акт, и др. Последний утверждается начальником органа дознания. Кроме того, составление обвинительного акта имеет правовым следствием изменение уголовно-процессуального статуса лица, подозреваемого в совершении преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом определенную отличительную совокупность прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве.

В контексте вышеизложенного полагаем, что определенный интерес вызывает рассмотрение соотношения понятий "орган дознания", "начальник органа дознания", "дознаватель". 27

Анализ уголовно-процессуального законодательства, во-первых, побуждает в большей части к отождествлению понятий "орган дознания" и "начальник органа дознания". Данное заключение поддерживается и отдельными учеными. Так, Ю.Д. Лившиц, Т.К. Биятов утверждают, что если начальник органа дознания производит лично дознание, то он выступает в качестве органа дознания, а не дознавателя. Причем данная позиция находит отражение и в ведомственных приказах органов предварительного расследования.

Во-вторых, содержание УПК РФ позволяет констатировать: начальник органа дознания, по сравнению с органом дознания, дознавателем, фигурирует в качестве участника уголовного судопроизводства достаточно редко. Например, в ходе досудебного производства требуется утверждение им обвинительного акта, составленного дознавателем (ч.4 ст.225 УПК РФ), по ходатайству дознавателя он вправе до 10 суток продлить срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (в отдельных случаях - до 30 суток) (ч.3 ст.144 УПК РФ), в ст.41 УПК РФ (ч.4) закреплено, что указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. Это основные моменты, имеющие непосредственное отношение к статусу начальника органа дознания. Но чаще речь в законе идет либо об органе дознания, либо о дознавателе.

В-третьих, УПК РФ не содержит отдельной  статьи, которая в конкретизированном виде регламентировала бы уголовно-процессуальный статус начальника органа дознания. Полагаем, что наличие данной статьи упростило  бы правоприменение УПК РФ в сфере  производства дознания и выполнения неотложных следственных действий. Однако учитывая содержание ряда статей УПК РФ (ч.17 ст.5; 40; 144; 146; 148; 157 и др.) можно резюмировать: начальник органа дознания обязан принять, проверить сообщение о преступлении, при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления; произвести расследование в установленном законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным явилось бы и составление в данном случае начальником органа дознания итогового процессуального документа - обвинительного акта. Но такое право у данного должностного лица отсутствует, поскольку ст.225 УПК РФ регламентирует, что обвинительный акт составляется дознавателем. Получается, что начальник органа дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника этого же органа дознания. По нашему мнению, это необоснованно и в определенной степени усложняет производство дознания. В связи с вышеизложенным целесообразным полагаем ч.1 ст.225 после слов "По окончании дознания" дополнить словами "орган дознания".

Заметим, на практике орган дознания действует, как правило, не в лице начальника органа дознания, а в виде группы должностных лиц. Первый является руководителем группы, другие участники группы - дознавателями. Необходимо заметить, что поскольку не во всех органах дознания предусмотрены штатные дознаватели, то к выполнению следственных и иных процессуальных действий привлекаются должностные лица органа дознания, которые наиболее подготовлены в уголовно-процессуальной сфере. Ч.7 ст.5 УПК РФ разрешает это на вполне законных основаниях. 28

Одновременно с этим заметим, что  уголовно-процессуальный статус дознавателя  и должностного лица органа дознания, уполномоченного начальником органа дознания осуществлять предварительное  расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, принципиально отличаются между собой. Первый более самостоятелен в своих действиях. Производство следственных, а также иных процессуальных действий он не обязан согласовывать с начальником органа дознания, за исключением тех, которые требуют санкции начальника органа дознания, прокурора, решения суда. Уполномоченное же должностное лицо должно полностью согласовывать ход расследования преступления; подготовленные им процессуальные документы в обязательном порядке должны быть завизированы начальником органа дознания. В противном случае они будут признаны как недопустимые доказательства. В первом случае ответственность за результаты расследования преступления несет прежде всего дознаватель, во втором случае - начальник органа дознания.

Несмотря на то что рассмотренные  выше участники уголовного судопроизводства тесно взаимодействуют друг с  другом в ходе уголовного преследования, каждый из них между тем сохраняет  за собой строго определенный законом  уголовно-процессуальный статус.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что институт дознания претерпел существенные изменения в связи с принятием нового уголовно-процессуального законодательства, затрудняющие порой расследование преступлений. Однако независимо от этого дознаватель должен достигать цели уголовного судопроизводства, действуя только в рамках закона и в установленном законом порядке.

2.3 Порядок и сроки дознания

 

Порядок производства дознания законодателем  определен в ст.223 УПК РФ, которая и составляет основу гл.32 Кодекса "Дознание".

Предварительное расследование в  форме дознания производится в общем  порядке, установленном для предварительного следствия. Дознаватель при принятии решения по делу, находящемуся в  его производстве, руководствуется  теми же правилами, что и следователь, а также иные участники уголовного судопроизводства, осуществляющие процессуальную функцию расследования. Эти правила содержатся в отдельных нормах гл.21 "Общие условия предварительного расследования", гл.22 "Предварительное следствие", гл.24 - 29, которыми регламентированы основания и порядок производства отдельных следственных действий. Законодатель при этом не ограничивает перечень средств доказывания. Дознаватель имеет право производства любых вызываемых характером следственной ситуации следственных действий.

Приняв решение о возбуждении  уголовного дела, дознаватель использует весь комплекс следственных и процессуальных средств, направленных на закрепление  доказательств. Целью указанных  действий является установление всех необходимых обстоятельств события и признаков состава преступления, иных обстоятельств дела. 29

В ходе дознания в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения. Такое решение принимается в  следующем порядке: дознаватель  возбуждает ходатайство перед судом  об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, предварительно согласовывает его с прокурором. Решение принимается в строгом соответствии со ст.108 УПК РФ.

По окончании дознания дознавателем составляется обвинительный акт, который  утверждается начальником органа дознания и только после этого передается вместе с материалами дела прокурору. Содержание обвинительного акта определено в ч.1 ст.225 УПК РФ.

Обвиняемый и защитник знакомятся с обвинительным актом и материалами  дела в обязательном порядке. Потерпевшему и его защитнику материалы уголовного дела и обвинительный акт предъявляются для ознакомления по их ходатайству. 30

Действия прокурора по уголовному делу, поступившему от органа дознания, определены в ст.226 УПК РФ. В частности, прокурор имеет право: утвердить обвинительный акт и направить дело в суд; возвратить уголовное дело в орган дознания для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта; прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. ст.24 - 28 Кодекса; направить уголовное дело для производства предварительного следствия. Прокурор при решении вопроса об утверждении обвинительного акта вправе исключить из обвинения отдельные пункты либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. В каждом случае прокурором выносится специальное постановление.

Обвинительный акт, утвержденный прокурором, а также имеющиеся приложения вручаются представителями прокурора  обвиняемому, его защитнику и  потерпевшему.

Срок дознания - это временное  ограничение производства дознания или связанных с ним процессуальных действий участников уголовного судопроизводства. Он может быть основным и дополнительным.

Дознание в соответствии с требованиями ст.223 УПК РФ производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Срок дознания может быть продлен на срок не более 10 суток. Решение о продлении срока дознания принимает прокурор на основании мотивированного постановления дознавателя.

Закон не предусматривает какой-либо процедуры продления срока дознания, и вышеуказанный совокупный месячный срок является исчерпывающим.

Такое положение УПК РФ является одним из оснований, по которому уголовные  дела дознания в большом количестве направляются в органы предварительного следствия по причине истечения  максимально допустимого срока  производства дознания.

В случаях, когда у прокурора  имеются основания для направления  уголовного дела для производства дополнительного  дознания или пересоставления обвинительного акта на основании положений ст.226 УПК РФ, он имеет право продлить срок дознания не более чем на 10 суток и не более чем на трое суток соответственно.

 

Глава 3. Актуальные проблемы производства дознания

3.1 Проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности при производстве дознания

 

Анализ приведенных положений  закона позволяет сделать вывод о том, что в связи с возбуждением и расследованием названных уголовных дел в практике может возникнуть ряд проблем. В частности, по таким вопросам, как задержание подозреваемого и обеспечение его защитником с момента, предусмотренного в законе, продление сроков расследования, и некоторым другим. Однако в рамках данной статьи автор намерен затронуть проблему, которая, на наш взгляд, не менее актуальна.

Должностные лица, перечисленные в  ч.3 ст.40 УПК, обязаны возбудить уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия независимо от характера совершенного или готовящегося преступления. Между тем в силу других требований уголовно-процессуального закона они вправе это сделать только лишь по делам о преступлениях, по которым обязательно предварительное следствие, да и то с некоторой натяжкой для такого вывода.

Так, согласно п. 19 ст.5 УПК неотложными следственными действиями признаются "действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования". Буквальное толкование приведенных положений дает основание для недвусмысленных выводов о том, что неотложные следственные действия, во-первых, могут производиться только органами дознания, а во-вторых, только по тем делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. 31

Однако капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений, в отличие, например, от командиров воинских частей, не имеют правового статуса органов дознания. Из этого следует, что они не имеют права ни на возбуждение уголовного дела, ни на выполнение неотложных следственных действий. То есть налицо противоречия между различными нормами закона.

Информация о работе Дознаватель